Меженная Эльвира Леонидовна, руководитель пресс-службы Волгоградской епархии, автор книг о митрополите Иоанне (Вендланде)
|
«Участие рядового Александра Хархарова, будущего архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, в боях за знаменитые Синявинские высоты. Январь 1944 года»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества.
Церковь в годы Великой отечественной войны»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
(Слайд 1 презентации).
Владыка Михей принадлежал к духовной семье митрополита Гурия (Егорова), был продолжателем дела Александро-Невского братства. Этот удивительный, уникальный человек оставил глубокий след в сердцах многих людей. Этот доклад коснется только одной страницы его биографии – участия в Великой Отечественной войне.
Всем хорошо известна история солдата, будущего монаха Троице-Сергиевой лавры, архимандрита Кирилла (Павлова). Как после освобождения Сталинграда среди развалин дома он поднял из мусора книгу. Это было Евангелие. «Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!..»
А другой солдат, связист, Александр Хархаров пронес Евангелие через всю войну. (Слайд 2. Рядовой Александр Хархаров).
О войне в мирное время он рассказывать не любил. Но если уж рассказывал, то всегда вспоминал один эпизод. Мне пришлось слышать от него этот рассказа в декабре 1993 года. Тогда была назначена дата его хиротонии во епископа – 17 декабря. В Ярославле ждали приезда Патриарха Алексия второго. Архимандриту Михею в это время было 72 года. И выбор Патриарха многих озадачил. Но мы, кто ездил к нему в течение нескольких лет в сельскую церковь под Ярославлем, сердцем понимали этот выбор.
В редакции газеты, где я тогда работала, мне поручили взять у него интервью. Встречу отец Михей мне назначил у себя дома, в частном секторе, который в Ярославле называется «поповская слобода». Здесь издревле селились священники, и здесь жил отец Михей. Его жилищем был простой деревянный домик без удобств, с небольшим огородиком. Здесь он собирался доживать свой век. Но Господь судил иначе, и еще почти десять лет он управлял одной из самых древних епархий страны.
Во время этого интервью он и рассказал, что на фронте под гимнастеркой хранил Евангелие и крест. В каких-то редких случаях прятал их под матрас. Возвращается он как-то с задания. Вызывает его командир:
«Захожу, а у него на столе мое Евангелие с крестом».
«Твои?» – спрашивает.
«Мои».
А в те времена религиозная пропаганда и агитация, особенно на фронте, строго карались.
«Для чего держишь у себя такие вещи?»
«Только для личного пользования, а не в целях пропаганды».
И командир не только не наказал, а вернул бойцу его святыни, сказав: «Смотри, лучше прячь, и никому не показывай».
Александр Хархаров родился в 1921 году в Петрограде. К моменту ухода на фронт в его биографии было всего несколько строк.
(Слайд 3. Семья Александра Хархарова).
9-летним мальчиком вошел в алтарь Спасо-Преображенского собора, прислуживал протоиерею Николаю Гронскому, впоследствии расстрелянному.
Подростком начал ездить в киновию Александро-Невской Лавры (Слайд 4), где сблизился с членами Александро-Невского братства. Когда ему исполнилось 17 лет оставил родной город, семью и уехал в Ташкент к духовному отцу архимандриту Гурию (Егорову), будущему митрополиту.
В 1941 году по благословению отца Гурия Саша Хархаров поступил на первый курс медицинского института.
(Слайд 5. Владыка Гурий и его духовные чада)
О жизни этой духовной семьи, оказавшейся в 30-е годы в Средней Азии, хорошо известно. Об этом издано много воспоминаний, написано много книг. Например, на портале «Азбука веры» размещена книга митрополита Иоанна (Вендланда), которая называется «Митрополит Гурий (Егоров)». Она небольшая и очень емкая. В ней написано все: как жили, молились, трудились, как служили литургию, как работали на гражданских работах.
Все члены этой духовной семьи были питерцы, и все принадлежали Александро-Невскому братству. Под духовным руководством архимандрита Гурия (Слайд 6. Архимандрит Гурий) находились монахини, большинство из которых в тридцатые годы побывали в лагерях и ссылках, а выйдя на свободу не вернулись в Ленинград, а приехали в Среднюю Азию к своему духовному отцу. Служили они тайно, и только начиная с 1943 года открыто, когда начала меняться политика государства по отношению к Церкви. Это была удивительная общность.
(Слайд 7. Владыки Гурий, Иоанн, Стефан)
В разное время в круг общения этой духовной семьи входили такие люди, как архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Вениамин (Милов), архиепископ Стефан (Никитин), архиепископ Ермоген (Голубев), архимандрит Борис (Холчев), архимандрит Серафим Суторихин, архимандрит Серафим (Тяпочкин), иеросхимонах Серафим (Романцов). Почти со всеми из перечисленных владыка Михей в молодые годы был не просто знаком – они были связаны золотыми узами любви и духовной дружбы.
К молодому поколению этой семьи в Ташкенте относились только брат и сестра Вендланды и юноша Александр Хархаров. Константин Вендланд, тайный иеромонах Иоанн, будущий митрополит, работал геологом, искал в горах вольфрам и молибден, столь необходимые фронту. Его сестра Елизавета Николаевна работала врачом.
На фронт были мобилизованы двое из этой духовной семьи, двадцатилетний Александр Хархаров и врач Елизавета Николаевна Вендланд. Она вместе с фронтовым госпиталем прошла от Сталинграда до Польши.
(Слайд 8. Старший сержант Александр Хархаров). Саше Хархарову, когда его призвали, было двадцать. Небольшого роста, не сказать, чтоб щупленький, но и не здоровяк. Дата призыва – 2 февраля 1942 года. Должность – радиотелеграфист штаба дивизии. Звание – старший сержант.
После призыва он окончил курсы связистов в Ташкенте. Затем был направлен под Ашхабад на «точку». На фронт Александр Хархаров прибыл 21 декабря 1943 года из Сибирского Военного округа. Там был сформирован 118-й стрелковый корпус и направлен в распоряжение Ленинградского фронта. В составе 963 отдельного батальона связи 118 стрелкового корпуса будущий архиепископ Михей прошел весь свой фронтовой путь.
(Слайд 9. Карта боевого пути 118 стрелкового корпуса)
Рождается невольная мысль, что на фронт из Ташкента его делегировало Александро-Невское братство. Единственного молодого, кто мог понести все испытания фронтовой жизни. Ведь начал свой фронтовой путь Александр Хархаров не где-нибудь, а под Ленинградом. Перед корпусом была поставлена задача – в январе 1944 года окончательно снять блокаду города на Неве. Местом расположения корпуса стали Синявинские высоты.
(Слайд 10. Карта Синявинских высот общая)
В историю войны они еще вошли как синявинские болота. Это было место ожесточенных боев наших войск с гитлеровцами в течение двух с половиной лет. Место знаковое. Именно здесь в 1941 году гитлеровцы замкнули кольцо блокады. Лишили огромный город всякой связи с внешним миром. И именно здесь предстояло блокаду окончательно снять.
За два с половиной года неприятель сумел укрепиться на Синявинских высотах, создал всю необходимую инфраструктуру, построил оборонительные сооружения. Попытки прорвать здесь блокаду наши войска делали в 1942-м году. Неудачно. Только в январе 1943 года наши воины сумели на замерзших болотах, оставшихся от довоенных торфоразработок, пробить блокадное кольцо. Но и после этого еще целый год синявинские высоты оставались ареной страшных боев.
(Слайд 11. Карта Синявинских высот увеличенная)
Это место знаменито и сегодня. В наше время каждую весну и лето здесь работают поисковые отряды со всей России. Ведь точное число воинов, погибших на Синявинских высотах, и до сих пор не найденных, не знает никто; основная часть потерь — личный состав воинских частей и подразделений Волховского и Ленинградского фронтов.
В январе 1944 года перед корпусом была поставлена задача снять блокаду и уничтожить врага.
В 1993 году, перед своей хиротонией, отец Михей рассказал в интервью еще одну важную деталь своей фронтовой жизни. Как он горячо молил Творца-Вседержителя, чтобы на этой жестокой войне не пролить человеческой крови. Ведь он с детства мечтал стать монахом, посвятить себя служению Богу и алтарю Господню. История знает немало примеров, когда и монахи, и священники брали в руки боевое оружие, но Александру Хархарову по его молитвам была предназначена иная стезя. «Я не стрелял, и в меня не попали», – вспоминал он
О том, что происходило в районе Синявино в январе 1944 года мы знаем из журналов боевых действий 118 стрелкового корпуса.
(Слайд 12. Скан из боевого журнала 1 января 1944 года)
Первый день нового 1944 года бойцы встретили довольно спокойно. Об этом пишет начальник 1 отдела штаба 268 дивизии капитан Казанцев. «В частях и подразделениях были проведены доклады и беседы, посвященные итогам прошлого и задаче в наступающем году; состоялись товарищеские вечера, демонстрировались кинокартины. В некоторых землянках можно было увидеть красочно убранные новогодние ёлки. Воины писали и получали письма и открытки с новогодними пожеланиями. И бойцы, и офицеры, и гражданские люди, весь народ нашей Родины был уверен, что наступивший 1944 год будет годом победы над проклятым врагом, последним годом Отечественной войны». Ошибся капитан Казанцев на несколько месяцев.
Такие встречи нового года в землянках были на фронте распространенным явлением. Советское командование делало всё, чтобы поднять дух бойцов. К Новому году им привозили посылки от трудящихся тыла. Главными гостинцами для солдат были тёплые вещи и кисеты с махоркой-самосадом. Как правило, к посылке прикладывалось письмо, в котором солдатам наказывали крепче бить фашистскую гадину. Иногда на праздничном столе присутствовали американская тушёнка и американская консервированная колбаса, поступавшие в СССР по ленд-лизу. Не обходилось и без дополнительной порции спиртного – 75-100 граммов на человека.
Этот день 1 января через три года станет для Александра Хархарова веховым в его жизни. Именно 1 января 1947 года он будет пострижен в монашество с именем Михей, в честь ученика преподобного Сергия Радонежского. (Слайд 13. Иродиакон Михей) Но надо будет еще пройти от Ленинграда до Берлина, вернуться домой невредимым, принять участие в открытии Троице-Сергиевой Лавры, вновь поехать со своим духовным отцом, уже епископом, а не архимандритом, Гурием в Ташкент и там сподобиться ангельского образа. Восприемником был при постриге иеросхимонах Серафим (Романцов), ныне причисленный к лику святых.
Пока же личный состав нес обычную службу наблюдения и охраны; отдыхал и занимался хозяйственно-бытовыми делами. Все это мы знаем из журналов боевых действий.
(Слайд 14. Журнал боевых действий).
В наступление советские войска перешли 14 января. Немцы терпели поражение и, боясь попасть в окружение, начали отводить свою Синявинско-Мгинскую группировку. Передовые отряды наших войск преследовали противника и, как было зафиксировано в журналах боевых действий, «вошли в соприкосновение с его арьергардами».
Что такое арьергардные бои? Это бои с подразделениями, которые прикрывают войска при их выходе из боя и отходе. Или как шутили наши бойцы, это когда «делаешь ноги, а тебе сзади по заднице: раз, раз, раз!»
Два с половиной года гитлеровцы были здесь хозяевами. Два с половиной года не давались Синявинские высоты русскому воинству. За это время немцы окопались, пустили корни. Попробуй выкури, если враг находится на укрепленных высотах, а наши внизу в топких болотах, как на ладони.
Вспомним еще раз слова сержанта Ивана Павлова, будущего архимандрита Кирилла. Многое они объяснят: «Когда я читал воспоминания маршала Жукова, мне бросился в глаза момент, как он поражался в начале войны гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчетам, которые впоследствии они же совершали. Я со своей стороны скажу: это все совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает разума, ума… Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Как говорится: “Без Бога — не до порога!”»
Журнал боевых действий 118 стрелкового корпуса: «21 января 1944 года радостная весть о прорыве обороны немцев облетела весь фронт, всю советскую Родину – по радио был объявлен приказ Верховного Главнокомандующего тов. Сталина и столица нашей Родины Москва салютовала в честь победы наших войск.
(Слайд 15. День полного освобождения Ленинграда от блокады)
За период с 21 по 28 января подразделения корпуса перерезали четыре железных, три шоссейных дороги; освободили от противника один город, один поселок, шесть железнодорожных станций и 22 деревни (всего 30 населенных пунктов)».
27 января 1944 года блокада города-героя была полностью снята. Кто из питерцев не знает этот день? Уже много лет спустя владыка Михей говорил, что в каждой верующей семье, в каждом храме Питера обязательно есть икона равноапостольной Нины. 27 января ее день.
Прочитаем еще несколько строк из журнала боевых действий:
«Сейчас дорога идет объездом через Колпино. Этот многострадальный город, подвергавшийся свыше двух лет непрерывным обстрелам и бомбежкам и почти полностью уничтоженный, имеет оживленный вид. На улицах много мирных жителей, освобожденных от фашисткой осады, и уже приступивших к восстановлению своего родного города и завода-гиганта тяжелой промышленности – Ижорского завода».
Небольшой, красивый дачный город Павловск, несколько дней назад освобожденный нашими войсками, сильно разрушен. Ни одного целого дома, разрушены мосты, взорваны дороги; многие здания и блиндажи заминированы. Большая часть личного состава ночевала в домах без пола и крыши, под открытым небом у костров.
По городу было организовано патрулирование, охрана войск и всех военных объектов.
С 29 января по 14 февраля 1944 года корпус находился в резерве Командующего Ленинградским фронтом и совершал марш в направлении города Кингиссепп за главными силами 42 армии, в состав которой корпус и вошёл 10 февраля.
Начинался новый этап боевого пути 118 стрелкового корпуса, а вместе с ним и связиста Александра Хархарова – на Запад, к Победе.
Духовный сын архиепископа Михея митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор (Казанов), выступая перед участниками регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений сказал: «Говоря о причинах войн, святитель Иоанн Златоуст указывал, что “войны постоянно произрастают от корня грехов”. Вот где истинная причина всех кровопролитий! Но иногда мы называем войну священной. Когда в ответ на военную агрессию врага народ поднимается на защиту семьи и Родины».
Наша Церковь была плоть от плоти и кровь от крови своего народа. Поэтому посылала своих сынов на защиту родной земли. А для Александра Хархарова она была вдвойне родная: русская и своя, питерская.
(Слайд 16. Медаль за оборону Ленинграда)
Подведем итог.
Мобилизован на фронт будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) был в феврале 1942 года. В декабре 43-го в составе 118 стрелкового корпуса прибыл на Ленинградский фронт. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, в битве за Правобережную Украину, в Белорусской и Прибалтийской операциях. Был награжден медалями, «За оборону Ленинграда», «За отвагу» (в бою восстанавливал разорванную связь), «За взятие Берлина», получил благодарность Верховного главнокомандующего за участие в боях за город Тарту (Слайд 17). Был награжден орденом Отечественной войны II ст. (Слайд 18)
На карте боевого пути 118 стрелкового корпуса запечатлены географические названия, близкие сердцу каждого русского человека. Река Мойка, Черная речка, Павловск, Вырица. Затем корпус проследовал мимо Псковского-Чудского озера с его островом Залит (обозначен на всех военных картах). Далее Изборск, Псков, Печоры. Кроме этого по сторонам мелькали бесконечные Никольские, Введенские, Спасские. Держись солдат, подмога идет, святые подставляют плечо! Потом корпус сделал резкий зигзаг в сторону Тарту и там задержался на время.
(Слайд 19. Карта Тарту)
А далее путь лежал чрез Эстонию, Литву, Латвию, Польшу (Люблин, Жешув), Чехию. Здесь боевой путь корпуса завершился. Александру Хархарову выпало побывать и в Берлине. Но туда еще было идти и идти.
(Слайд 20. Послушник Александр Хархаров)
Когда он вернулся с фронта, то стал первым послушником открывшейся Троице-Сергиевой Лавры. Открывать ее после десятилетий разрухи Патриарх Алексий I благословил архимандрита Гурия.
(Слайд 21. Архиепископ Михей с наградами)
Весь дальнейший жизненный путь владыки Михея – это служение Богу.
И еще раз сошлюсь на выступление митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора, духовного сына владыки Михея: «Обращая сегодня с благодарностью мысленный взор в прошлое, будем же уверенно идти вперед, укреплять наше духовное и историческое единство, во всем полагаясь на Бога и Его премудрый промысл о нашем Отечестве и народе».