Дополнительная дисциплина «Православные истоки казачества» для большинства воспитанников воскресных школ Ейской епархии не стала новацией. С распадом Советского Союза на Кубани вместе с православной верой активно возрождалось современное казачество. Поэтому казак-наставник в храме – это дело чести казачьих обществ.
Возможно, система наших казачьих уроков несколько разнится с рекомендованной программой, но вполне соответствует основному содержанию. Часто занятия с детьми и подростками из воскресных школ с казаками проходят вне стен храма, так как раскрыть темы модулей по истории казачества, культуре и быту, узнать о региональной специфике в полной мере невозможно только сидя за учебными столами. Однако, традиционные беседы тоже важны.
К примеру, в воскресные дни в старших классах духовно-просветительского центра им. прп. Сергия Радонежского второго кафедрального города Ейской епархии Тимашевска проводит уроки казачий полковник, капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук, профессор, преподаватель кадетского казачьего корпуса Крюковский Игорь Васильевич.
Но военные историки не могут быть в каждом населённом пункте. Поэтому вместе с рассказами о казачестве нужно действие. Наши дети не просто изучают тему за темой. Дети живут в реальном казачьем социуме. Крупные города, как мы знаем, пополняются за счет жителей провинции, в нашем крае — станиц. Поэтому даже в крупных центрах менталитет горожан не исключает казачьей памяти. Дети и подростки с радостью перенимают лучшее из прошлого своих предков. А задача педагогов воскресных школ –соединить в сознании чад православную веру с житейским опытом, учитывая вековые заповеди и историческую память казачества.
Продолжит делиться опытом работы катехизатор храма Введения во храм Пресвятой Богородицы города Ейска Елена Витальевна Долголенко.
С 2012 года при воскресной школе храма Введения во храм Пресвятой Богородицы был создан отряд православных следопытов. Это был зачаток новой работы с подростками в постсоветский период. Детские и молодёжные организации к нулевым годам были ликвидированы. Но природа не терпит пустоты, и чтобы образовавшийся духовный вакуум не привёл молодёжь к криминализации, необходимо было действовать.
Духовником отряда стал настоятель прихода протоиерей Николай Ткач. В делах опирались на естественный интерес подростков к преодолению трудностей. К отряду «Православных следопытов» захотели присоединиться ребята, не посещающие храм. Тут были свои условия: хочешь стать членом отряда – посещай храм, учи молитвы, заповеди, живи по-христиански, будь полезен обществу. Среди прихожан нашлись добровольцы-наставники из казаков.
Первый выезд отряда в 2013 году был на косу станицы Должанской. В полевых условиях готовили трапезу, перед едой совершали молитву. С помощью инструкторов конно-спортивного клуба «Казачьи забавы» осваивали верховую езду.
Вместе с казаком-наставником Николаем Глиняным ребята учились базовым навыкам выживания: добыть воды и еды, обустроить ситуационное место пребывания, развести костер, подать сигналы о спасении. Используя историческую реконструкцию, казак Глиняный представил детям образ преподобного Илии Муромца, Печерского как первого казачьего богатыря.
Из тем этих занятий, рассказывающих о казачьей военной подготовке, смекалке, особенностях ведения казачьего хозяйства, семейных традициях, в настоящее время сложился цикл видеосюжетов, которые используются в рубрике «Любо, братцы, любо» епархиальной видеопрограммы «Хлеб жизни». Программу можно посмотреть на епархиальном сайте или епархиальном «Youtube»-канале, а также телеканале «Союз».
С 2014 года воспитанники воскресной школы начали заниматься в верёвочном парке. Миссией этих занятий стало стимулирование интереса православных подростков к спорту, активному образу жизни и занятиям физической культурой. Занятия проходят на условиях благотворительности. Во время тренировок особенное внимание уделяется групповому прохождению маршрутов, тем самым выполняя казачий принцип «казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами,без просьбы со стороны нуждающегося».
Учитывая географическое положение города Ейска, с 2015 года занятия ребят воскресной школы стали проходить ещё и в яхт-клубе. Храм расположен в нескольких метрах от берега моря, ребята часто видели паруса яхт и сёрфингов. Зная из рассказов наставников о том, что казаки, пользуясь попутным ветром, быстро перемещались по морю, выходили на берег в скрытых местах, нападали врасплох, смелым и быстрым натиском брали приморские крепости и селения, у ребят возникло желание попробовать себя в этом направлении.
Воцерковленный тренер по парусному спорту принял всех желающих. Занятия бесплатные. Помимо навыков и умений здесь должна работать голова. Ветер, солнце, вода закаляют организм. Борьба со стихией, борьба со своим страхом – это тренировка силы воли: «Казачья смелость порушит любую крепость». Память о подвиге предков разных времен при защите Родины сохраняется через беседы (с ветераном ВМФ, подводником Сергеем Викторовичем…), практические действия: поздравление ветеранов, посещение ведомственных музеев — порта, полиции, кинологического клуба.
Благодаря тому, что казачий компонент в воскресной школе отвечает интересу современных детей, воспитанники не выбывают из воскресной школы даже по возрасту. За годы занятий сформирована высокая самоорганизация. Старшие занимаются с младшими (Маша Долголенко). Облегчен выезд на многодневные мероприятия. Епархиальный фестиваль «Православный Азов» проводится каждое лето на морском берегу в течение нескольких дней. Среди участников фестиваля наши ребята выделяются командным духом, жёсткой дисциплиной и взаимовыручкой.
Со временем для старших ребят нашей воскресной школы в городе был создан военно-патриотический клуб «Барс». Отец Николай продолжал окормлять допризывную молодежь. Совместные мероприятия воскресной школы с кадетами пробуждают желание у мальчишек получить будущую профессию, связанную с защитой Отечества, а для начала поступать в казачий кадетский корпус. Девочки понимают, что для них важно добропорядочной женой и матерью, как их прабабушки-казачки.
Выпускники воскресной школы, которая в своей работе опирается на истоки казачьих традиций, пойдут служить в армию подготовленные. В первую очередь духовно. И, конечно, физически.