95 – летие Армавирского государственного педагогического университета: казачьи предтечи
Лукаш С.Н., Казанков В.И.
Доклад прочитан на Рождественских чтениях 2019 г.
В ноябре 2018 года Армавирский государственный педагогический университет отпраздновал свое 95 – летие. Исследования, проведенные по инициативе ректора университета А.Р. Галустова группой ученых нашего университета во главе с доцентом С. Н. Ктиторовым, позволили установить и подтвердить законодательно точную дату рождения вуза – 13 августа 1923 года. В своей статье « Маленькие открытия большой истории», обобщающей проведенную изыскательную деятельность, Сергей Николаевич Ктиторов ссылается, в том числе, и на заметку за 17 июня 1923 года в армавирской газете «Трудовой путь» некоего Грустина «К вопросу о переводе педтехникума со станицы Бесскорбной в Армавир»[1]. Рассматриваемые в статье вопросы позволяют современному читателю предположить прямую преемственность педтехникума в станице Бесскорбной и образованного на его базе Армавирского педагогического техникума, предтечи Армавирского государственного педагогического университета. В этой связи актуальной является задача исследовать бесскорбненские корни нашего университета, познакомиться с персонажами и событиями, предшествовавшими открытию в 1923 году Армавирского педагогического техникума.
Характер образовательных процессов на Юге России в конце XIX – начале XX в.в. определялся динамикой бурного роста производительных сил в агропромышленном секторе. Мощный экономический подъем поставил перед образованием в казачьих регионах Юга России задачи удовлетворения потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства в квалифицированных кадрах. Объективные условия промышленного роста обусловили диверсификацию образовательных процессов на Юге России. Она выражалась в тенденции к многообразию форм образовательных учреждений. В частности, в наиболее обеспеченных станицах в 90-х годах XIX столетия помимо начальных училищ (школ) начали появляться гимназии, в которых дети казаков получали полноценное среднее образование [2].
Начало XX столетия ознаменовано новым этапом развития просвещения среди казаков Юга России. Он характеризуется повсеместным стремлением казачьего населения к знаниям. Эта потребность вытекала из объективных условий экономического подъема России, начавшегося в середине 90-х годов XIX столетия и усилившего значимость образования в обществе. Газета «Кубанские областные ведомости» за 1907 год писала о том, что «теперь не найдешь отца, который не желал бы хотя бы слабого просвещения своих детей. Количество желающих учиться с каждым годом возрастает, часто в занятиях отказывается из-за нехватки мест в школе» [3, C. 559].
Значительный рост количества городских и станичных гимназий, переполненные начальные школы поставил вопрос о совершенствовании подготовки учительских кадров в Кубанском казачьем Войске и. соответственно, в Кубанской области.
Проблема подготовки учителей начинала свое решение еще в 70 – е годы XIX века открытием учительской семинарии в кубанской станице Ладожской, финансируемой из средств Кубанского казачьего Войска. Вторая Кубанская учительская семинария была открыта в 1909г. в станице Полтавской. Следует отметить, что данные учительские семинарии, готовившие кадры для нужд образования Кубанской области, являлась сословно-представительными учебными заведениями, в которых на обучение принимались, прежде всего, жители Кубанского казачьего Войска, составляющие основной контингент учащихся. Они же имели и право на получение войсковых стипендий, которые назначалась также и в качестве поощрения для лучших семинаристов. Для будущих учителей при семинариях существовал бесплатный пансион (общежитие). Как видим, кубанская войсковая администрация не скупилась в средствах, помогая получить образование своим наиболее способным землякам.
Территориально Ладожская и Полтавская учительские семинарии располагались в западной и центральной части Кубанской области, населенной потомками черноморцев. Потребности развития народного образования поставили вопрос перед кубанским правительством открытия учительской семинарии в юго – восточных районах области, в станицах линейных казаков. Данный проект был реализован в станице Бесскорбной Лабинского отдела Кубанского казачьего Войска. Эффективным проводником и главным исполнителем этой идеи стал атаман станицы Степан Кузьмич Яценко. Доказать необходимость строительства учительской семинарии именно в Бесскорбной, получить разрешение на строительство было делом очень не простым, требующим огромных усилий и административного таланта. В этом, безусловно, была личная заслуга атамана С. К. Яценко.
Трезвого, грамотного, хозяйственного и справедливого Степана Кузмича уважали в Бесскорбной. И не случайно, что его, 27-летнего казака, в 1908 году станичное общество избирает атаманом. На этой должности Степан Кузьмич прослужил до начала 1918 года. Зарекомендовал себя как администратор идеальной честности, поборник народного образования и хозяйственных интересов рядовых казачьих масс. Станичники уважали и высоко ценили своего атамана как отзывчивого, строгого, не терпящего нарушений и уважающего порядок человека.
Особенно значителен был вклад Яценко в дело народного просвещения в родной станице. Он был инициатором и руководителем строительства народных училищ (начальных школ) в Бесскорбной. «Неграмотный казак – не казак», — часто повторял он. Построенные по краям станицы училища до сих пор украшают станичные окраины. В Бесскорбной при С.К. Яценко строились школы также и для иногородних. Самой значимой заслугой Степана Кузьмича является организация и строительство специального учебного заведения – Бесскорбненской учительской семинарии, на которую возлагалась задача «действительного обслуживания образовательных нужд родного края».
Строительство Учительской семинарии началось на второй год атаманского правления Степана Кузьмича Яценко в ст. Бесскорбной в 1910 году. Как вспоминают местные старожилы, у станичного правления, благодаря экономному ведению хозяйства, скопилась внушительная сумма, в несколько десятков тысяч рублей. Правление справедливо рассудило потратить эти деньги на какое-нибудь общеполезное учреждение, а старики были за постройку новой кирпичной церкви. Степану Кузмичу, чтобы отстоять идею строительства семинарии, пришлось даже прибегнуть к непопулярным мерам: к административному аресту ретивых противников просвещения, в том числе и своего отца. Кроме этого надо было доказать необходимость строительства семинарии в Бесскорбной перед руководством Лабинского отдела и Кубанского казачьего Войска.
1910 г. Учащиеся начального училища станицы Бесскорбной. В белой черкеске атаман С.К. Яценко.
Энергичные усилия молодого атамана принесли свои плоды: на общем сходе станичников казаки большинством голосов всё же постановили ассигновать имеющуюся сумму на открытие в Бесскорбной учительской семинарии. Следует отдать должное мудрости наших предков, людей глубоко религиозных, но вместе с тем чутко осознающих насущные нужды и требования жизни, что позволило им сделать выбор в пользу педагогического учебного заведения, а не новой церкви. Часть суммы, необходимой для строительства семинарии, выделило, конечно, и войсковое правительство.
Строительство началось без промедления, 15 мастеров-каменщиков из г. Чугуева, под руководством Ивана Михайловича Морицева (в 1963 г. Морицев был ещё жив и присылал письмо на педколлектив школы с поздравлениями по случаю 50-летия семинарии) возводили стены, общее руководство стройкой вёл инженер Григорий Петрович Бережной.
В 1912 г. строительство велось до осени, была полностью отстроена подземная часть здания и возведены стены до окон первого этажа. К строительству привлекалось и местное население, примерно 25 человек работали на стройке, выполняли гужевую повинность, доставляя строительные материалы из Армавира. Высокая сознательность, замешанная на патриотизме и гордости, придавали некий радостный смысл сопричастности каждого станичника к великому делу Просвещения.
С весны 1913 г. стройка продолжалась, и к концу года было возведено прекрасное 2-х этажное, Г-образное в плане, здание, выполненное из облицовочного кирпича на высоком архитектурно-строительном уровне. Фасад здания расчленен на три ризалита с кокошниками, средний ризалит – центральный вход, отмеченный изящным кованым балконом на двух чугунных колонах. Внутри здания планировка коридорная, с односторонним размещением помещений, на второй этаж ведёт лестница с перилами из ажурных кованых наборных элементов, напольную плитку в вестибюлях клали мастера из Арзамаса.
Семинария была прекрасно оборудована: кроме светлых классов на верхнем этаже разместился просторный актовый зал со сценой, имелись спортзал, богатая библиотека, современные по тем временам химический и физические кабинеты. Здание прекрасно сохранилось и по сей день служит украшением станицы. По большому счёту, это самое грандиозное сооружение в Бесскорбной, даже в советское время ничего подобного больше не возводилось.
Кубанская учительская семинария в станице Бесскорбной ( настоящее время).
В 1913 г. семинария была торжественно открыта, она получила название 3-й Кубанской учительской семинарии. Первым её директором был Сергей Андреевич Беловидов, историк по образованию. Вместе с учениками-семинаристами пополнилось и учительское сообщество станицы. Учителями, именовавшимися «наставниками», были ряд лиц с университетским образованием – В.А.Четыркин, окончивший Одесский университет, А. В. Добротин, из Ярославского юридического лицея, А.П. Ершов из Московского Университета и др. [4].
В 1916г. директором становится Евгений Игнатьевич Коровницкий, русский язык вёл Вадим Константинович Матюхов, математику – Михаил Иванович Фролов, ручной труд преподавал Иван Максимович Плахов.
Слушатели Бесскорбненской учительской семинарии изучали следующие предметы: русский язык, литературу, математику, физику, химию, минералогию, зоологию, ботанику, гигиену, историю, экономическую и физическую географию, Закон Божий, церковно-славянский язык, чистописание, рисование, пение, логику, педагогику и методику преподавания естествознания. При изучении каждого учебного предмета общеобразовательного блока на первый план выдвигалось его практическое значение в качестве предмета преподавания в начальной школе. Поощрялись внеклассные занятия, чтение, рисование, пение, а также садоводство, пчеловодство, ручной труд, столярное, кузнечное дело. При семинарии был посажен прекрасный сад в 15 десятин, который находился возле р. Уруп.
В семинарии изучались все учебники начальной школы и метод руководства к ним. Практиковались сочинения на педагогические темы, педагогика со всеми вспомогательными дисциплинами стала обязательным и важным элементом педагогического образования, велись протоколы анализа уроков. Семинаристы закрепляли свои профессиональные навыки на педагогической практике в станичных училищах, где вели уроки некоторые преподаватели семинарии.
Пробные уроки воспитанников велись под постоянным наблюдением директора семинарии и подвергались его тщательному анализу. Для более углублённой теоретической и практической подготовки учащиеся писали годовые сочинения на литературно-педагогические темы, которые включали анализ собственного практического опыта, полученного на педпрактике.
Регулярно устраивались музыкальные и литературные вечера, был свой духовой оркестр, ставились любительские спектакли. Обычно в день проходило 5 уроков. До революции в Бесскорбненской семинарии обучалось 120 слушателей и работало 8 преподавателей.
Семинаристы и преподаватели 3-й Кубанской учительской семинарии. Бесскорбная 1914 г.
Следует отметить еще одну характерную особенность данного учебного заведения: содержание его финансировалось из местного бюджета станичного общества Бесскорбной. Понятно, что подобное «удовольствие» требовало значительных средств. Выручала распространенная в те времена благотворительность. Общественная печать тех лет (конец XIX начало XX века «Кубанские областные ведомости», «Донские областные ведомости») пестрит «приговорами» станичных обществ по поводу открытия новых школ и училищ, повсеместно встречаются факты бескорыстной благотворительности и христианского подвижничества отдельных казаков и казачек в деле просвещения народа [2, C.164].
Бесскорбненская учительская семинария нашла своего благотворителя в лице вдовы войскового старшины Кубанского казачьего Войска Варвары Михайловны Несмашной. Она проживала в Бесскорбной и была крупной землевладелицей. Продав все свои земли и имущество, она направила полученные средства на благо родной станицы. На её деньги и содержалась учительская семинария, была построена также и одна из школ в Бесскорбной. В.Н. Несмашная регулярно жертвовала деньги на семинарские и школьные принадлежности, одежду и обувь для бедных учащихся, на рождественские ёлки и подарки. В семинарском саду находилась великолепная беседка, которую очень любила Варвара Михайловна и часто отдыхала в ней. Судьба В.М. Несмашной сложилась трагически, она умерла в одиночестве в начале 20-х годов, после того как новая советская власть лишила ее всего имущества и средств к существованию [4].
Еще более трагична судьба основателя гимназии Степана Кузьмича Яценко. В 1994 году И.Д Фоменко, основатель народного музея в ст. Бесскорбной, известный кубанский краевед М.Н Ложкин и атаман Бесскорбненского казачьего круга А.М. Бровко с казаками навестили Надежду Степановну – дочь С.К. Яценко, проживавшую тогда в селе Дмитриевском Ставропольского края. Надежда Степановна показала интересный документ, который она бережно хранила всю жизнь: «От Педагогического Совета Бесскорбненской учительской семинарии.
«Гражданин Степан Кузьмич Яценко является инициатором народного образования в Бесскорбненской станице. Благодаря его усиленным трудам и популярности среди местного населения в 1912г. была им создана наша учительская семинария, которая ежегодно выпускает кадры народных учителей, обслуживающих Кубанскую область. При его горячем участии в нашей станице открыта общественная смешанная гимназия и несколько начальных народных школ в короткий промежуток времени. Его же стараниями открыты ремесленно-учебные мастерские для насаждения в трудовом населении сапожного, столярного, кузнечного и других ремесел. Такие люди, как Степан Кузьмич Яценко, крайне ценны своей любовью к народному просвещению. Почему весьма важно иметь его в рядах деятелей по народному образованию».
Председатель Педогагического Совета …(подпись).
Члены Педагогического Совета …(подписи).
6 марта 1920г.[4].
Эта характеристика благонадёжности, выданная на бланке директора Бесскорбненской учительской семинарии, казалось, должна была защитить семью С.К. Яценко от тех бед, которые им пришлось пережить с приходом новой власти «красных». Однако этого не произошло.
Из дневника Надежды Степановны: «Когда началась гражданская война, отец ещё работал в станичном правлении. Вечерами к нему стучали какие-то «станичники», предлагали уехать. В это время мама и старшая сестра болели тифом, потому отец не мог этого сделать. Потом стали угрожать убийством… Пришлось уехать сначала в Новороссийск, а оттуда за границу…».
Степан Кузьмич, как и десятки тысяч других кубанцев, оказался на чужбине – за границей. Много было среди эмигрантов и бесскорбненцев. Держались все вместе, остановились в Сербии. Что пережил отец большого семейства (у Степана Кузьмича было пять дочерей), можно только предполагать. Что пережила жена, без мужа-эмигранта, «врага народа» и «чуждого элемента», с дочерьми в Бесскорбной, в обстановке подозрительности, травли, унижения, злобы и презрения, об этом можно догадываться. Долгое время никаких вестей от отца не было. Не хватало хлеба, жизнь становилась всё труднее.
Вскоре всем детям «бывшего атамана» запретили учиться в школе. В тех самых школах, которые Яценко, когда-то строил. В одном из писем Степан Кузьмич писал: «Дорогая моя дочь Варя, я никогда не думал, что мои дети останутся за бортом школы. Старался строить школы для всех детей; и бедных и богатых. Твой плач я слышу на далёкое расстояние. Рву на себе волосы, осознавая, что ничем не могу вам помочь…». Письма от атамана приходили не часто, наполненные сердечной болью о семье и Родине. В 30-е годы переписка с заграницей прекратилась[4].
Тюрьма стала символом того времени для многих представителей чуждых пролетариату и крестьянству классов. Арестована Евдокия (Евронея) – старшая дочь, и отправлена в Армавирскую тюрьму. Несчастная умерла в тюремной больнице, у неё осталось трое малолетних детей.
Продолжать сколько слез и горя перенесла семья Яценко можно долго – бесконечные увольнения с работы по доносу «доброжелателей», которые каким-то образом узнавали происхождение сестёр; были переходы из одного селения в другое длинною 50 – 60 км зимой, в мороз, налегке, без одежды и еды, чтобы остаться в живых.
Несмотря на всю эту страшную, бесчеловечную действительность, всю тяжесть пережитого, у дочерей С.К. Яценко не опустились руки, не загрубели души. Надежда получить образование и стать учителями не покидали сестёр всё это время. Хотелось хотя бы так быть ближе к отцу, к делу его жизни. Много трудились, учились заочно, создали семьи, воспитывали и учили своих детей и сотни своих учеников, ставших достойными гражданами нашей Родины. Дочери не подвели своего отца, Степана Кузьмича Яценко. Пережитое горе стало светлой памятью о нём. Анна Степановна, Ольга Степановна, Марфа Степановна и Надежда Степановна всю жизнь проработали учителями [4].
Стремительные общественные события, которые произошли после октября 1917 г. не дезорганизовали народное образование на Кубани. Подготовка учителей даже в прежних масштабах не прервалась – семинария работала и в годы Гражданской войны (1918 – 1920). Выявленные документы свидетельствуют, что даже в это грозное время казачье правительство Кубанской республики находило время для решения проблем народного образования [2, C.214].
В советское время по решению Народного комиссариата просвещения в июле 1920г. Бесскорбненская учительская семинария была преобразована в 3-х летние педагогические курсы. В этот период здесь обучалось 130 человек. Преподавательский состав на курсах остался почти прежним. Список изучаемых предметов расширился и приобрел явно политизированный характер. Из учебных планов были исключены Закон Божий и Церковно-славянский язык. При поступлении теперь учитывалось классовое происхождение. При зачислении в педагогический техникум приоритет имели рабочие, «трудовые крестьяне» из бедняков, воспитанники детских домов, красноармейцы, представители командно-административного и политического состава Красной Армии, а также их дети.
Слушатели курсов изучали литературу, химию, физику, математику, политэкономию, естествознание, учение о государстве, социологию, историю социализма, рабочее движение, историю педагогических идей, общую и педагогическую психологию, логику, гигиену, рисование с методикой, пение, посещали уроки физкультуры. Недостатками обучения на курсах были отсутствие специально выделенных в учебном плане часов для изучения методики преподавания предметов и совершенно необъяснимое игнорирование педагогической практики. Основными формами учебного процесса стали лекции и практические занятия.
Ввиду того, что потребность в учителях начальной школы в стране не только не ослабевала, но и с объявлением правительственной программы «ликбеза» стала ещё острее, Народный комиссариат просвещения решил усилить массовую подготовку учителей начальной школы со среднеспециальным образованием. Бесскорбненские учительские курсы в этой связи решением Коллегии Наркомпроса в июне 1921 г. были реорганизованы в педагогический техникум. Срок обучения при этом увеличивался до 4 лет [4].
В ряде современных исследований утверждается, что Бесскорбненская семинария (педтехникум) просуществовала до 1923 – 1924 г. В армавирской газете «Трудовой путь» за 17 июня 1923 г. была опубликована статья «К вопросу о переносе педтехникума из станицы Бесскорбной в Армавир». Из этой заметки армавирцы узнали, что недавно отпраздновавшая свой 10-летний юбилей Бесскорбненская учительская семинария, преобразованная в педтехникум, переводится в Армавир. Как отмечал автор статьи, «с обывательской точки зрения станице жаль лишаться этого культрассадника, но с другой стороны, семинария настолько отстала от текущего темпа жизни, что для ее поднятия до уровня современности необходима основательная революционная встряска. В этом смысле перевод педтехникума в г. Армавир, как культурный центр Юга Кубани, вполне обоснованная мера» [5]. Летом 1923 г., по решению Народного комиссариата просвещения, Бесскорбненский педтехникум был переведен в Армавир и переименован в Армавирский педагогический техникум. Это учебное заведение разместилось в здании бывшего Александровского училища (ныне здание Армавирского государственного педагогического университета). Преподавателями нового педтехникума стали целый ряд учителей бывшей Бесскорбненской учительской семинарии [4].
Размышляя о причинах перевода Бесскорбненского педагогического техникума в Армавир, автор уже упоминавшейся статьи, опубликованной 17 июня 1923 г. в газете «Трудовой путь», отмечал: «Обстановка работ педтехникума в истекающем учебном году говорит также в пользу проводимого в жизнь перевода. Так – педагогический персонал сократился до минимума, влача жалкое существование на крохи, созданные самообложением учащихся; все они голы, босы и полуголодны. Дивный сад в 15 десятин отобран Исполкомом… Богатая библиотека работает слабо. К сожалению, одной из основных причин указанной обстановки была почти полная заброшенность данного высокоценного рассадника культуры. Город с его бьющею ключом политической жизнью, его театрами, музеями, клубами, выставками, экскурсиями – вновь вольет живую душу в педтехникум и вознаградит станицы очередными выпусками подготовленных учителей трудовой школы» [5].
История не любит пустоты. Сегодня наш Армавирский государственный педагогический университет, отмечающий свой юбилей, можно сравнить с могучим столетним дубом, раскинувшим свою крону на ниве кубанского просвещения. Но дерево питают его корни, и так уж получилось в истории, что ими являются казачьи корни 3-й Кубанской учительской семинарии, располагавшейся более сто лет назад в станице Бесскорбной.
15 декабря 2013 года. Открытие памятной доски в честь 100-летия Бесскорбненской учительской семинарии.
15 декабря 2013 г. в ст. Бесскорбной состоялось торжественное открытие памятной доски в честь 100-летия открытия Бесскорбненской учительской семинарии, а также в знак доброй и вечной памяти двум замечательным бесскорбненцам, благодаря которым состоялось тогда это событие — Степану Кузьмичу Яценко, атаману станицы и Варваре Михайловне Несмашной, меценату, вдове войскового старшины Кубанского казачьего Войска.
Литература:
1.Ктиторов С.Н. Маленькие открытия большой истории // «Армавирский собеседник». 12 ноября 2018 г.
2.Лукаш С.Н. Казачество Юга России: от традиций к инновациям: монография. — 2-е изд., перераб. и доп. — Армавир: РИО АГПА, 2014. — 344 с.
- Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. — Краснодар, 1996. – 654 c.
- Бровко А.М., Казанков В.И. Атаман С.К. Яценко и основание Бесскорбненской учительской семинарии // Вопросы истории Поурупья. Вып. I. Материалы научной конференции, посвящённой 50-летию открытия и изучения Ильичёвского городища как памятника средневековой археологии и церковной архитектуры / отв. ред. С.Н. Малахов; сост. С.Г. Немченко. Армавир, ст. Отрадная, 2012. – С.90 -97.
- Грустин К вопросу о переносе педтехникума из станицы Бесскорбной в Армавир//«Трудовой путь». 17 июня 1923 г.
Сведения об авторах:
- Казанков Владимир Иванович – кубанский краевед, член Отрадненского районного общества историков-архивистов во имя святого преподобного Нестора Летописца (ст. Бесскорбная).
- Лукаш Сергей Николаевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир).