Горовая, Марина Сергеевна,
социальный педагог,
ГБОУ Школа № 20189,
г. Москва.
Роль социального педагога в воспитательной работе с кадетами казачьих кадетских классов.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и патриота России, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
На современном этапе развития отечественного образования на российские школы возложена огромная ответственность по воспитанию и подготовке нового поколения нашего общества, которое будет активным и целеустремленным, с хорошо сформированным творческим мышлением. Также, одной из главных задач школы является воспитание детей в духе патриотизма и любви к Родине, что должно стать основой для дальнейшего саморазвития и формирования грамотного и здорового поколения, которое будет прославлять нашу родную страну во всем мире. Патриотическое воспитание молодежи вновь становится приоритетом современной российской государственности.
Школа – один из действенных институтов, с которым вступает в контакт подавляющая часть населения, образовательная среда для осуществления мер по развитию личностных качеств, патриотическому и нравственному воспитанию и, кроме того, школа является одним из важнейших источников информации. Она традиционно определяет мотивацию в семье, поскольку дети нередко обсуждают с родителями информацию по вопросам саморазвития, самоопределения. Поэтому формирование духовно-нравственного здоровья, социальной активности, гражданской позиции школьника в процессе обучения всегда являлось приоритетным направлением развития нашей школы.
В 2017-2018 учебном году в школе № 2089 открыт первый кадетский класс казачьей направленности, цель которого – воспитание кадет на основе духовных ценностей российского казачества посредством приобщения к истории, традициям, художественным проявлениям культуры казачества, к основам Православия, реализации программы начального (допризывного) военного обучения. К приоритетным задачам кадетского казачьего образования относятся также совершенствование интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития, создание основы подготовки молодого поколения граждан к служению интересам российского государства на гражданском и военном поприще.
Роль социального педагога неразрывно связана с основным направлением развития познавательных и созидательных способностей личность ученика, которая:
- может работать в команде;
- может принимать самостоятельные решения;
- может проявлять инициативу;
- быть патриотом, готовым брать на себя ответственность за судьбу своей страны и родного края;
- умеет делать ответственный выбор;
- умеет вести переговоры;
- готов к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой;
- оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.
Проектируемые существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования, в которую входит кадетское казачье образование.
Для реализации проекта были выбраны учащиеся седьмых кадетских классов, так как семиклассники — это граница между детством и отрочеством. В возрастных особенностях учащихся социальные педагоги отмечают такие характеристики, как чувство взрослости, которое проявляется в потребности равноправия, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Роль учителя приобретает для подростков новое значение: создание атмосферы доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Исходя из психологических особенностей возраста, учащиеся обладают коммуникативными навыками, имеют определенный опыт в обучении и воспитании, поэтому легко примут нововведения. Именно в этом возрасте формируются важнейшие ценности: духовность, нравственность, патриотизм, гуманность, культура, мужественность.
Расписание дня учащихся кадетского казачьего класса делится на две части: первая половина дня – занятия по общеобразовательным предметам; вторая половина дня — по следующим направлениям:
- Военно-патриотическое
- Духовно-нравственное
- Художественно-эстетическое
- Спортивно-оздоровительное
Направления работы представлены дополнительными курсами, обязательными для изучения всеми кадетами:
- общая история казачества
- история казачества
- начальная военная подготовка
- культура казачества России и региональная казачья культура.
Для развития силы, ловкости, выносливости, быстроты в действиях введены занятия:
- рукопашный бой
- строевая подготовка
- владение традиционным казачьим оружием
- владение оружием ВС
Для приобщения к искусству и раскрытию творческого потенциала кадет организованы:
- фольклор
- вокал
- основы традиционного народного и современного танца.
В школе сложилась система кадетского воспитания, направленная на подготовку выпускников к служению Отечеству, на государственном и военном поприще. Кадетские классы востребованы среди родителей и учащихся. Особенностью организации образовательного процесса в них является интеграция основного и дополнительного образования.
На сегодняшний день в школе функционируют 2 кадетских класса в которых осуществляется эффективная образовательная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности кадета – учащегося казачьего кадетского класса.