Лещева Татьяна Ивановна,
директор Православного Центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского
«Развитие духовно-нравственных качеств личности обучающегося на основе изучения духовного наследия преподобного Серафима Саровского».
Доклад в рамках Круглого стола «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся воскресных, православных школ и гимназий во внеурочной деятельности: российский и международный опыт» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений,
20 января 2015 г., Москва, Храм Христа Спасителя
«Стяжай дух мирен и тысячи вокруг спасутся»
прп. Серафим Саровский.
«Ныне много знания, но мало воспитания»,
святитель Макарий Невский.
Православному образованию в нашей стране почти 25 лет – четверть века. Ровно столько же и всей системе негосударственного образования. Если негосударственные образовательные учреждения создавались, во-первых очередь, по причине комфортности для клиента, где клиент всегда прав, во-вторых — «за Ваши деньги — любую прихоть и третья причина – элитарность. То большинство православных школ выполняли социальный заказ православного населения страны – а это значит, вводились дополнительные предметы духовно-нравственного содержания. Воспитательный процесс был неотъемлемой частью обучения, воспитательная система становилась приоритетной. Именно так произошло и в нашем случае, для руководства это происходило на неосознанном уровне. По-другому просто невозможно было бы работать, так как школу организовали молодые родители самого большого в стране молодежно – жилищного комплекса «Сабурово».
Молодые родители выстроили себе квартиры, нарожали детей, в большинстве случаев для получения большей площади. Оторванные от своих корней, не имеющие дедушек и бабушек, воспитанные государством на пятидневке в детском саду, затем в школе, на продленке – в итоге дети стали головной болью для своих родителей.
Устроителями нашей Православной школы и стали те самые родители, именно они нашли учредителя, в лице религиозной организации «Радонеж», на конкурсной основе набрали педагогический коллектив, оповестив жителей микрорайона об открывающихся православных классах, набрали детей.
В 1991 году открылись первые православные классы при государственной общеобразовательной школе микрорайона «Сабурово», в которых 5-6 человек — дети из православных семей, а остальных поставила сама школа (в основном это дети из неблагополучных семей, второгодники, двоечники, труднообучаемые и т д.). Родители этих детей даже не знали о том, что данный класс будет православным, среди учащихся оказались дети некрещеные, но узнав о том, что в число изучаемых предметов вводится Закон Божий, они не усомнился в правильности такого выбора и детей своих никто не забрал.
В таком учебном учреждении не приходилось думать об элитарности образования, мы знали одно – работать с нашими детьми должны прежде всего специалисты. Вопрос воцерковления был общим для учащихся, их родителей и учителей. Весной 1992 года наш первый православный директор — Алексей Мамонтов получил письмо из Дивеево от матушки Сергии с благословением назвать школу во имя преподобного Серафима Саровского и указанием ежедневно читать акафист преподобному Серафиму, что исполняется и по сей день. Благодаря молитве и помощи нашего небесного покровителя, мы пережили тяжелые времена: становления, нестроения, лихолетия и постоянные финансовые затруднения, которые переживаем и по сей день. В одной из паломнических поездок, на остров Коневец в Рождество – Богородичный монастырь, я обратилась к настоятелю с Просьбой о молитвенной помощью, услышав название нашей православной школ, он ответил: — «Что ты ко мне обращаешься?! Преподобный Серафим своих не оставляет!» И мы это чувствуем. Постоянные паломнические поездки в Дивеево стали внутренней потребностью для семей наших воспитанников и учителей. От вновь пришедших родителей часто можно услышать следующее: «Вот приехали из Дивеево и узнали, что есть такая школа – значит сам Батюшка Серафим к вам направил.»
Неудивительно, что самое распространенные имена в школе – Серафим и Серафима. У нашей школы есть свой гимн. А духовник Центра, протоиерей Константин Сопельников, профессиональный режиссер, поставил спектакль о преподобном Серафиме – «Земной Ангел».
За двадцать пять лет своего существования мы выросли до Православного Центра непрерывного образования, численный состав нашего Центра: 40 человек воспитанников детского сада, 140 человек учащихся младшей школы и 140 человек ученики средней и старшей школы.
С 2003 года было аккредитовано и аттестовано дополнительное образование по восьми направленностям. В рамках дополнительного образования существует военно–патриотический клуб «Серафимы», который неоднократно занимал призовые места на Ушаковских, Суворовских сборах и др. мероприятиях, направленных на воспитание будущих защитников Отечества.
Конечно за все эти годы у нашего Центра появилась своя концепция образования, а воспитательная система Центра в 2006 году получила сертификат победителя в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» конкурса «За нравственный подвиг учителя».
В 2011 Православный Центр занял III место на конкурсе «Православная школа Москвы».
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» является светским общеобразовательным учреждением, выполняющим социальный заказ православных и воцерковляющихся семей. Название Православный Центр означает углубленное изучение духовно-нравственного содержания всех учебных предметов. Образование понимается в Православном Центре как средство развития общества через личностное развитие ребенка. Получаемое в Центре образование, основанное на православно-христианской традиции, должно помочь, прежде всего, самоопределению учащихся в духовной сфере, должно дать возможность осознанной реализации потребностей в духовной жизни на базе определенных знаний, умений и навыков. При этом важной задачей является полноценное образование учащихся, отвечающее государственным стандартам.
Цель образовательной работы Центра – воспитать ДОБРОГО ХРИСТИАНИНА, ПОЛЕЗНОГО ОТЕЧЕСТВУ, что предполагает формирование цельного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также усвоение теоретических и практических знаний, позволяющих реализовывать воспитанникам свои возможности в новой социальной и экономической среде.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
воспитания подрастающего поколения в духе Православия, патриотизма, любви к родной земле, истории, культуре, понимании русского человека как верного чада Православной Церкви, как гражданина, готового защитить свое Отечество и свой народ, как человека, верного исконным русским традициям государственного устройства, семьи и быта;
образования людей, знающих мировую историю и культуру разных народов, природные явления и процессы, основы наук, искусств и техники и понимающих их духовный смысл;
научения широкому кругу трудовых умений и навыков (самообслуживания, домашнего труда, труда учения и самообразования, технического и сельскохозяйственного труда, строительного труда и труда по воссозданию разрушенных святынь, труда помощи ближнему и т.п.);
развития Богом данных талантов и способностей через возможно раннее их обнаружение (ранняя диагностика способностей), пробуждения интереса к соответствующим видам деятельности и приобщение к разнообразным искусствам, наукам и ремеслам, не противоречащим исконным духовно-нравственным традициям русского народа;
формирования культуры поведения, общения, жизни в семье, в быту, в общине, на производстве, в гражданском обществе в соответствии с традициями благочестия.
В Центре введено раздельное обучение мальчиков и девочек так как, во-первых, это соответствует тысячелетней традиции русской школы, а во-вторых, современные исследования психологов и физиологов указывают на значительные различия в восприятии мальчиками и девочками, как учебного материала, так и воспитательных воздействий (В.Ф.Базарный, В.П.Симонов и др.)
Образовательная работа Центра осуществляется на основе принципов:
НЕПРЕРЫВНОСТИ
ЦЕЛОСТНОСТИ
ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ, СЕМЬИ И ШКОЛЫ,
причем приоритетным для Центра является воспитательная работа.
Принцип непрерывности подразумевает преемственность знаний и методов воспитания от дошкольного возраста до окончания школы. Создание комплекса образовательных учреждений, объединённых общей целью и общей концепцией, и имеющих единое управление, единые программы, коллектив, сотрудников – единомышленников. В комплекс образовательных учреждений входят детский сад, начальная школа, средняя основная школа, полная средняя школа, а кроме того учреждения дополнительного образования – Досуговый центр, Воскресная школа, хоровая школа.
Первое звено непрерывного образования — детский сад. Здесь воспитательная работа является главным содержанием педагогической деятельности. Важным условием успешности воспитательной работы является осуществление ее православными воспитателями.
В следующем звене – начальной школе – воспитательная работа во – первых, включена в обучающую деятельность. Обучение ведется в соответствии с государственными стандартами, по государственным программам и по учебникам, рекомендованным Министерством Образования, однако православные педагоги имеют возможность расставить необходимые акценты для формирования мировоззрения детей. Во – вторых, воспитательная работа реализуется в дополнительном образовании (изучение Основ Православной Веры, Духовное пение, Церковно-Славянский язык); в третьих во всей полноте осуществляется во внеклассной и внешкольной работе.
В средней и старшей школе продолжает развитие всё достигнутое на предыдущих ступенях. Обучение на этом этапе характеризуется углубленным изучением рядом предметов, профильной подготовкой учащихся, переходом на профильное обучение и индивидуальные учебные планы. Воспитательная работа осуществляется, прежде всего, на уроках. Учащиеся имеют возможность познакомиться с христианской точкой зрения по всем предметам базового компонента, прежде всего истории, литературе, мировоззренческим аспектам естественно – научных дисциплин. Дополнительное образование продолжается на уроках ОПВ (Основы Православной Веры), мировой художественной культуры. За сеткой часов внеклассное и внешкольное дополнительное образование реализуется в Досуговом центре, где существует разнообразные объединения для детей всех возрастов:
— церковное и светское пение, церковное краеведение, организация
паломнических поездок, организация работ по восстановлению
храмов и монастырей; изобразительное искусство и иконография;
— музейная работа, народный костюм, фольклор, роспись по дереву,
лицевое и золотое шитье, вязание, вышивание, батик, ковроткачество,
лоскутная техника, кружок «Самоделкин»;
— «Малая академия», экология, лекарственные травы, «юный медик»;
— театрально-музыкальная студия, ритмика, гитара;
— для мальчиков — военно-спортивная подготовка, строевая подготовка, рукопашный бой, стрельба.
Общая физическая подготовка осуществляется через занятия легкой атлетикой и плаванием. По рекомендации врача некоторые дети занимаются лечебной физкультурой.
Интересен опыт определения детей Центра в государственную детскую музыкальную школу №56, занятий которой происходят в стенах Православного Центра, что в первую очередь позволяет бережно относиться к здоровью учащихся. Содержательная сторона программы музыкальной школы учитывает специфику Центра – создан отдел православного духовного пения, не имеющий аналогов.
Таким образом, базовое и дополнительное образование совокупно решают задачи приобретения учащимися знаний, умений и навыков, и в тоже время способствуют их личностному развитию. Кроме того, профильное и дополнительное образование решают задачу профориентации учащихся.
Принцип целостности вытекает из единства типа фундаментальных основ знаний, идущих из одной исторической культуры, связанных друг с другом, развивающихся друг из друга. Этот принцип подразумевает следование православным традициям, раскрытия хранящихся в православии нравственных, этических и культурно – исторических ценностей.
В обучении подразумевается создание интегрированных курсов, последовательное освоение на школьном уровне современных знаний и методов научного исследования.
В воспитании все традиционные ценности отечественной культуры интегрируются в систему, в целостное единство всех составляющих её компонентов.
В целом содержание базового и дополнительного образования дает выпускнику Центра возможность усвоения таких основных понятий и категорий как: самобытность и уникальность культурного наследия православной цивилизации, и Российской державности (государственности), духовная культура, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, взаимопомощь, милосердие, самопожертвование, самоотверженность, народное единство.
Осуществлению вышеизложенных принципов помогает принцип единства Церкви, семьи и школы в вопросах воспитания и создания ценностных приоритетов в образовании. У педагогов Православной школы есть огромный потенциал воспитательной работы, отсутствующий в светских общеобразовательных учреждениях – благодатная помощь Церкви, что особенно важно при работе с семьёй.
Духовно – нравственное единство всех участников образовательно-воспитательного процесса — учащихся, педагогов, родителей – обусловлена тем, что все они, являются чадами Православной Церкви.
В число воспитанников Центра принимаются дети из православных семей, либо из семей, твердо решивших дать своим детям православное воспитание, включающее непременным требованием воцерковление всей семьи.
Весь строй и распорядок внутренней жизни школы, а также распределение периодов учебных занятий и каникул соотнесен с годичным литургическим кругом Святой Православной Церкви. Двунадесятые праздники считаются не учебными днями.
Получаемое в Центре воспитание, основанное на православно-христианской этике, должно помочь, прежде всего, самоопределению учащихся в духовной сфере, должно дать возможность осознанной реализации потребностей в духовной жизни на базе определенных знаний, умений и навыков.
Главным фактором воспитания является церковная жизнь самих учащихся: молитва, пост, участие в Святых Таинствах Православной Церкви. Не менее важным является то, что церковной жизнью живёт вся семья учащегося, а также его учителя и воспитатели. Духовное и организационное единство всех ступеней Центра обеспечивает преемственность воспитательной и образовательной работы на всех этапах развития личности воспитанника и учащегося.
Основой этого единства является общность православной веры педагогов, воспитателей и сотрудников школы. Ответственность за духовное единство и чистоту Православия, исповедуемого каждым из сотрудников школы, является духовник Центра.
Основными обязанностями духовника являются:
- создание и поддержание духовно-нравственной атмосферы, соответствующей духу и укладу Русской Православной Церкви;
- всемерное создействие воцерковлению детей, родителей, педагогов и всего персонала учреждения;
- духовное окормление учащихся, педагогов, сотрудников, семей учащихся Центра;
- участие совместно с директором Центра в подборе и расстановке кадров, в приеме и исключении учащихся.
Никакое принципиальное решение, ни одно мероприятие в Центре невозможно без благословения духовника учреждения.
Особенностью Православного Центра является то, что в нём воспитываются и обучаются дети из разных церковных приходов. Многие семьи имеют своих духовников. Духовник Центра не заменяет их, его компетенция распространяется только на духовное водительство укладом жизни Центра.
Одной из важных сторон жизни Православного Центра является социальное служение: 50% учащихся – дети из многодетных семей, 40% детей из социально — незащищённых семей (опека, усыновление, малоимущие, дети – инвалиды).
Разумеется, педагогическая концепция Центра будет развиваться и конкретизироваться, но неизменными источниками для поисков педагогического коллектива останутся Библия, труды отцов Церкви, тысячелетний педагогический опыт русской школы (в частности, церковно-приходской, сельской школы Рачинского С. А.), а также все ценное, что имеется в сегодняшних православных образовательных учреждениях.
Однако во всех поисках и экспериментах педагоги обязуются твердо помнить первую профессиональную заповедь врача, которая должна стать и первой профессиональной заповедью педагога, особенно педагога-новатора: «НЕ НАВРЕДИ!»
Все, что мы делали в своем Православном Центре – делали интуитивно, неосознанно, опираясь лишь на опыт, накопленный системой образования Русской Православной Церкви.
Рады были увидеть, вышедший «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях отметил, что «детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни». Православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе общего образования. Созданы десятки программ и методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи. Наработан и обобщен немалый практический опыт православного воспитания детей. В настоящее время растет интерес со стороны руководителей и педагогов светских учреждений, а также со стороны родителей к вопросу воспитания детей на православных ценностях. Все чаще к педагогам обращаются родители с пожеланием ввести в образовательную программу духовно — нравственную составляющую.
На недавно проводимом форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» говорилось, что из современной школы стало уходить воспитание. Учителя оказывают услугу, которая имеет конкретную цену и четко прописано- столько-то детей, столько-то уроков.
Было предложено организовать широкую общественную дискуссию о современных целях воспитания, сформулировать основы государственной политики в этом вопросе. Присутствующий на данном форуме Президент РФ, В.В. Путин согласился с тем, что из образовательного процесса выхолащивается его содержание, а содержание не может быть без воспитания, то такое образования никуда не годится. И согласился поддержать идею дискуссии о целях образования.
У каждого человека должно быть цельное и ясное определение идеала. Церковь определяет его четко, потому что идеал дается самим Спасителем и Евангелием. Это проходит через всю систему образования, через все предметы. Конечно, через историю, литературу, русский язык — это понятно. Но это вполне можно сделать и через географию, химию, биологию. Это не значит, что на уроках биологии надо читать Псалтырь, но раскрыть красоту Божьего мира на таких уроках вполне возможно.
В Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012г. сказано: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…».
(…совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции интеллектуального, духовно-нравственного развития человека…)
«Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…».
(на основе …. духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения..)
«Профессиональная задача педагога – организовать деятельность обучающихся, в ходе которой они приобретают компетенции, необходимые в жизни, формируют личность.
В стандартах второго поколения четко определенно: Духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть ФГОС.
Так уж повелось, что православное образование именно так и работало все время своего существования. А такое понятие — «Центр образования» как система непрерывного, целостного, открытого и доступного образования, в нашей среде появляется задолго до появления положения о Центре образования в государственной системе образования.
В перестроечные годы воспитательная составляющая была изгнана из школы. А у нас есть примеры святости. И мы знаем, что чтобы быть нормальным развитым человеком, надо иметь и хорошее образование. Бог ленивым не помогает.
Духовные-ценности Православной культуры и опора на православное вероучение, содержание которых будет способствовать сохранению и преумножению добрых традиций русской жизни. Эти, имеющие тысячелетнюю историю традиции жизни и основные идеи воспитания, нет смысла менять на идеи, наспех собранные из различных мест и красиво названные сегодня общечеловеческими ценностями.
Наиболее продуктивно воспитательный процесс проходит на уроках истории, русского языка и литературы, но так как воспитание тесно связанно с обучением, достаточно привести результаты независимых мониторингов и ЕГЭ (ОГЭ), где средний балл превышает на 20% результаты по Москве и на 30% результаты по России. В основном эти показатели одинаковы во всех православных школах. Не следует забывать, что православные школы имеют гуманитарную направленность и этим многое объясняется. Хочется подчеркнуть, что в нашем Православном Центре непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского результаты ЕГЭ и ОГЭ по математике стабильно выше московского показателя на 10%.
Наш учитель математики, завуч по УВР 2 и 3 ступени, выпускник МИФИ 1994г. Золотарева Ольга Валентиновна считает, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей
посредничает математика».
Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира.
Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и медицина и кто знает, что будет впереди, может быть на очереди понятия добра и зла. На уроках математики, мы с учащимися касаемся вопросов нравственности.
На уроках научно-естественного цикла (биология, химия, физика, география) в дополнение к действующему учебнику используются авторские наработки, которые помогают в большей степени увидеть замысел творца. Кратко охарактеризую одного из наших педагогов, Слепов Вячеслав Борисович, председатель методического объединения учителей научно-естественного цикла, учитель биологии, классный руководитель 9 класса мальчиков, ежегодно проводит научно — исследовательские экспедиции на Соловки для школьников. Является разработчиком и автором нескольких параграфов учебника по биологии для православных школ под редакцией Вертьянова. Он одним из первых апробировал данный учебник. Так же ведется большая проектная работа под его руководством учащимися нашего Центра. Выпущен атлас-определитель организмов литорали Соловецких островов Белого моря. При этом Вячеслав Борисович является алтарником и старостой храма Первосвятителей Московских в Горках Ленинских, а так же является дипломником факультета Религиоведения курсов духовного образования военнослужащих при Свято — Тихоновском университете. Сам образ такого учителя – негласный пример для подражания своим воспитанникам.
Другой выпускник Свято — Тихоновского института а также наш учитель английского языка, Галина Витальевна Базылева выпустила дополнительное пособие к учебнику английского языка «Избранные жития святых» на английском языке. Пособие направлено на освоение учащимися особенностей использования английского языка, как языка межкультурного общения в приложении к религиозной, в первую очередь православной тематике. Предлагаемые в пособии тексты способствуют приобретению учащимися языковой практики в восприятии письменной речи путем чтения достаточно объемных текстов на иностранном языке, а предлагаемые к текстам упражнения — активизация речевой деятельности в рамках христианской тематики.
Методическое объединение учителей начальной школы ежегодно проводят многопредметную олимпиаду для учащихся первой ступени православных школ Москвы и области. В 2014 году мы стали победителями грантового конкурса «Православная инициатива» и могли себе позволить провести многопредметную олимпиаду « Преподобный Сергий Радонежский – святой покровитель учащихся» для учащихся первой ступени не только для православных школ Москвы и области, а так же муниципальных и государственных образовательных учреждений Москвы и области. Третий этап данной олимпиады предполагает участие детей из детских домов и приютов Москвы и области.
Благодаря поддержке ОМЦ Южного округа Москвы в лице Татьяны Ивановны Ушаковой 15 ноября 2014 года 22 школы приняли участие в олимпиаде « Преподобный Сергий Радонежский – святой покровитель учащихся». Все участники и победители будут награждены ценными подарками, среди которых, комплекты общих тетрадей разработанных по авторскому проекту учащихся нашего Центра.
За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, доброго Христианина полезного своему Отечеству.
Наш коллега, директор православной школы во имя евангелиста и апостола Иоанна Богослова отец Сергий Махонин отмечает: Очень важно научиться видеть в людях Образ Божий. В этом есть смысл образования, т.е. знание должно человека преображать, что бы он мог видеть красоту Божьего мира. Он может быть государственным чиновником, он может быть писателем, он может быть просто домохозяйкой, хорошей мамой. Вот как раз именно это важно. Вот этим как раз и была сильна наша страна, это и составляло понятие Святой Руси, — от царской династии, от княжеских известных родов до блаженных Христа ради юродивых, которые не знали ни какого богатства. Но в этом как раз и была радость духовной жизни, радость преобразования человека. Образование должно быть таким.
Мы воспитываем тех, кто пополнит Церковь вслед за нами. От того, какое образование мы им дадим, зависит и будущее нашей Церкви. Если это будут люди хорошо образованные, соответственно, их удельный вес в нашем будущем обществе будет максимально велик. Нам нужно искать способы выживания, потому что в каком-то смысле мы – малое стадо. Мы прививаем высокое качество воцерковленности и образованности, глубину знания свое веры: догматов, истории Церкви, Священного Писания. Такого знания, чтобы молодой человек, выходя в большую жизнь, не просто имел привычку ходить в храм, а мог, при необходимости защитить свою веру.
Мы уже упоминали о работе военно-патриотического клуба «Серафимы» под руководством капитана второго ранга Машинистова Ю.А. Благодаря его работе, выпускники подготовлены к службе в армии и не боятся туда идти. Так выпускник нашего Центра был удостоен правительственной награды «За храбрость» сопровождая беженцев и гуманитарные грузы в Малороссии.
Православные школы, как часть системы негосударственного сектора образования, за 25 лет своего существования доказали свою состоятельность и востребованность, при этом стоит отметить, что это единственная возможность исполнить социальный заказ православного населения страны, т.к. в этих школах создаются комфортные условия для детей которые хотели бы в начале любого дела творить молитву, соблюдать весь календарь церковного круга, получая при этом достойное образование.