Иерей Михаил Викторов,
руководитель Отдела религиозного образования при Севастопольском благочинии Симферопольской и Крымской епархии;
протоиерей Александр Примак,
директор ВШ Свято-Владимирского собора в Херсонесе Севастопольского благочиния.
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в воскресных школах на основе тысячелетней истории христианства Крымского полуострова».
Тезисы выступления в рамках Круглого стола «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся воскресных, православных школ и гимназий во внеурочной деятельности: российский и международный опыт» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений,
20 января 2015 г., Москва, Храм Христа Спасителя
Происходящие сегодня в мире трагические события определяют воспитание подрастающего поколения на основе исторических и культурных ценностей Православия как проблему выживания не только России, но и человечества в целом. Стратегический выбор вектора развития русской православной цивилизации, заданный миссией Апостола Андрея Первозванного, крещением святого равноапостольного князя Владимира, трудами русских святых, среди которых Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Серафим Саровский и многие другие, определил миссию Русской Православной Церкви как светоча Истины для всего человечества.
В конфликте вечных ценностей с глобальной потребительской психологией православная культура остаётся бастионом борьбы за человеческие души. В связи с этим духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей является особой заботой и попечением Церкви. Во все времена отечественной истории именно Церковь становилась той духовной и интеллектуальной средой, где рождались верные решения задач, стоящих перед нашим народом.
В кирилло-мефодиевской традиции школа зарождается в церковной ограде, неся миру благую весть и устремленность к Истине через восхождение к идеальному образу, данному каждому из нас Господом Иисусом Христом – Учителем, Наставником, Спасителем, о чём свидетельствует, в частности, слово «образование».
В этом связи Воскресной школе предстоит стать образцом действительно эффективного образования, способного решать актуальные задачи современной педагогики. Важнейшей среди них является воспитание деятельной творческой личности, способной компетентно и ответственно строить свою жизнь и жизнь страны на прочном фундаменте православных базовых ценностей.
Хотелось бы сделать акцент на деятельностном подходе к обучению детей в Воскресной школе, т.к. усвоение ребёнком ценностей наилучшим образом происходит в процессе созидательной деятельности. Творчеством в данном контексте является любая ценностно-ориентированная нравственная деятельность.
Таким образом, перед Воскресной школой стоит задача выработать и преподать российскому обществу опыт качественного изменения содержания и методики современного образования, совершив переход от обучения, накапливающего знания, к школе творческой деятельности как лестнице духовного преображения личности и культуры.