Евдокимов Александр Юрьевич,
профессор кафедры теологии факультета немецкого языка МГЛУ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР
Доклад на III конференции учителей основ православной культуры
города Москвы и Московской области,
XXIII Международные Рождественские образовательные чтения
20 января 2015 г., Храм Христа Спасителя
Процесс христианизации на территории еще не существовавшего Русского государства начался непосредственно со времен апостольских (Андрей Первозванный). В первом тысячелетии от Рождества Христова христианство распространилось от Атлантики до Тихого океана. Однако, по словам Христа: «вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк 8, 5-8).
На Руси процесс христианизации был особенно длительным, потому что проповедь Православия встречала сопротивление не столько язычников, сколько соседних религиозных доктрин, претендующих на преобладающее место в мировой культуре. Это соперничество проявлялось не только в религиозных диспутах и соревновании в учености и подвижничестве, но и в прямых военных столкновениях. Русь, однако, приняла христианство позже многих, но приняла его навсегда – весь последующий ход истории доказал это.
Объяснять начало христианизации исключительно политическими и экономическими причинами представляется далеко неправильным. С одной стороны, языческое население Восточной Европы было отрицательно настроено к христианству и, кроме того, зависимость от Хазарии также давала себя знать. однако, христианизация с IX в. затронула все слои населения, христиане были представлены и в высших слоях общества, в окружении князя. Во второй половине Х в. в Западной Евразии шла борьба не за земли, не за богатства, не за политическую власть, а за души славян.
Как считают некоторые историки, выбора веры фактически и не было – «предшествующий официальному крещению столетний этап распространения христианства в православном его варианте, могущество империи определили этот выбор. Княгиня Ольга первой из правящей династии приняла христианство»[1]. Народ уже был готов к выбору веры, требовался лишь сравнительный анализ других исповеданий, что и было, безусловно, сделано князем Владимиром.
В настоящее время необходимо помнить два завета князя Владимира: «Завет первый – идти по путям восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, завлекающих в противоположную сторону.
Завет второй – не останавливаться на внешнем украшении книги евангельской золотом и драгоценными камнями, а самым делом пытаться осуществлять любовь Христову в жизни общественной и даже государственной, создать святую Русь, христианский народ, христианскую государственность»[2].
После Крещения, Киевская Русь в течение без малого 250 лет, даже несмотря на княжеские междоусобицы, являлась одним из сильнейших государств в Европе. Исключительно быстрый расцвет Церкви после 988 г. – очередное доказательство существенной развитости христианства на Руси ещё до Крещения.
Результат борьбы за души славян определил судьбу народов Восточной Европы и Великой степи на полтысячелетия вперед.
[1] Большаков А.А. Древняя Русь IX-XIII вв. Очерки истории и антропоэкологии. М.: МНЭПУ, 1997, с.32
[2] Карташев А.В. Св. Великий князь Владимир – отец русской культуры. В кн.: Карташев А.В. Церковь, История. Россия. Статьи и выступления. М.: Пробел, 1996