«Преподавание предметов ОРКСЭ и ОДНКНР, необходимость созвучная требованиям времени»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Конференция «Основы православной культуры. Опыт взаимодействия школы и Церкви»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Духовно-нравственное развитие молодых граждан России, формирование духовно-нравственных ценностей и ориентиров у подрастающего поколения является одной из первостепенных задач современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Это направление в настоящее время активно развивается, поскольку направлено на поддержание исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому наследию российского народа, традиций, уклада жизни, а, также, сохранения, распространения и развития национальных культур в рамках российского общества.
Как помочь ребенку научиться любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Наверняка, этот вопрос не раз задавал себе каждый педагог, преподающий предметы духовно-нравственной направленности. Любви к родине нельзя научить, но можно создать на уроках и внеурочной деятельности такую обстановку, такой нравственный настрой, что формирование этого важнейшего качества станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?
Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Нельзя воспитать и научить не заинтересовав.
Развивая духовность, педагоги в первую очередь обращаются к нравственным ценностям, наследию своего народа. Сегодня нравственность и духовность, как базовая национальная ценность российской школы должна определять особое единение учителя с учеником. Нравственная ответственность педагога за судьбу своего воспитанника – это основа сохранения национальных культуры и традиций российского народа.
Формирование базовых духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения невозможно в отрыве от культурно-образовательного пространства своего региона, своего города, своей малой Родины. Для православной части населения России огромное значение имеют основы православной культуры. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и опиравшиеся на них традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия — одна из причин возможного нравственного опустошения личности.
Уроки ОРКСЭ и ОДНКНР призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было накоплено обществом в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Специфика уроков предполагает значительное внимание, уделяемое развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках наряду с семьей осуществляется формирование основных нравственных качеств личности.
Семья – это несомненно важнейший компонент духовно-нравственного развития личности ребенка. «Все мы родом из детства. Всё — и хорошее, и плохое — человек получает в семье» — эти слова знакомы каждому.
Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе.
В духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения большое значение имеет диалог всех участников педагогического процесса. Диалог учителя с родителями и другими родственниками, диалог с учащимися.
Диалог с учащимися:
– является для них источником новых знаний, способом актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;
– способствует формированию эмоционально-личностного отношения каждого школьника к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления;
– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
В этом контексте, уроки ОРКСЭ, ОДНКНР — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На этих уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
На этих уроках учитель может воспитывать ребёнка не «в лоб», не путём нравоучений и назиданий. Он должен пробуждать в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, воспитывать в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему социуму и миру в целом. Именно этой установкой продиктован подбор текстов, ситуационных задач, притч, разбираемых в ходе урока. Очень важно после их прочтения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Попытаться сопоставить уже имеющийся жизненный опыт детей с тем, что было изложено на уроке.
Также, большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение, разбор и пояснение пословиц и поговорок. И, те и, другие, несут в себе основы народной философии и мудрости, провозглашают нормы народной морали. Из опыта преподавания хорошо известно, что учащимся очень нравится в ходе обсуждения с учителем находить скрытый смысл поговорок и пословиц, разбирая их на уроках. Важно, чтобы и в этом случае, они сопоставляли «предками данную, мудрость народную» с фактами и примерами из их жизненного опыта.
Наступившее тысячелетие требует поиска новых форм и методов работы в деле возрождения духовности и формирования умения жить по нравственным законам, основы которых уходят глубокими корнями в религиозные заповеди, в том числе сформулированные в православии. Сейчас, когда в мире происходит безудержное нарастание агрессии — духовно-нравственное воспитание особенно важно и необходимо. Нравственность, человечность людей – главный показатель степени их духовности. Люди, приобретающие высокие человеческие начала, говоря библейским языком, преображаются духом. А преображённый человек – это человек созидатель и защитник. Его целью и образом жизни будет созидание, любовь и добро к окружающим. Поэтому, так важно сегодня сохранить духовное наследие культуры и веры, и оттолкнувшись от него, созидать в рамках учебного процесса чистое, светлое и истинно духовное.
Судьба страны зависит от наших учеников. «Вы-наше будущее»- говорим мы детям. «Дети-наше будущее» — говорим мы друг другу. Это звучит просто, очевидно, банально, но от этого не перестает быть абсолютной истиной и смыслом человеческого бытия. От того какие ценности ребята возьмут с собой в будущее, как будут строить мир и общество зависит судьба нашей Отчизны, судьба того, ради чего мы живем и работаем сегодня.