Ипатов, Илья Владимирович,
учитель кадетского казачьего класса ГБОУ СОШ № 1376 г. Москвы, аспирант кафедры «Педагогика и психология профессионального образования» ИСГТ МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КАЗАЧЬЕМ КАДЕТСКОМ КЛАССЕ
Роль изучения и осмысления особенностей межличностных отношений среди подростков, а в частности в казачьем кадетском классе, крайне важна и необходима, ведь без анализа и чётких действий педагогов невозможно полноценное воспитание человека, который будет способен жить в современном социуме. Тем более, когда мы говорим о казаках, как об особом образе жизни и служения на благо обществу.
Пожалуй, основной проблемой любых межличностных отношений является наше собственное «эго», стремящееся к низменному и превосходству над другими. Преподобный Серафим Саровский дал нам замечательный ответ и руководство к победе над этим «Я», сказав: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи». Стяжать — значит забыть про себя, про свои личные амбиции и научиться просто жить. И в наше очень непростое, с духовной точки зрения, время необходимо учиться и учить жить. Жить по правде и истине, а истина в Любви, во Христе! Значит, врагами нашей жизни являются не американцы, не иные культуры, не руководитель на работе, а наше собственное «эго», источающее лицемерие, лукавство и прочее.
В подростковый период ребёнок переживает как физическое, так и психологическое становление в социуме. Зачастую этот возраст называют «трудным», и это действительно так, ведь ребёнку крайне сложно совладать сразу со всеми эмоциями и чувствами. Важнейшую роль в данном процессе социализации играет само общество, начиная с семьи, в котором находится подросток. Христос говорит нам: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Действительно, во многом дети способны нас научить гораздо большему и важному с духовной дочки зрения, ведь они чисты, искренны, добры и способны, будто батарейки, дарить окружающему миру любовь, чего трудно сказать о каждом взрослом, обремененном бытом и жизненными трудностями человеке.
Российское общество имеет трагичную историю двадцатого века, когда из нашего сознания пытались вычеркнуть всё исконно-русское, церковное, и даже самого Бога. На сегодняшний день, педагоги казачьих кадетских классов, как и любых других образовательных организаций, сталкиваются с основной проблемой в воспитании: дети приходят к нам из разных семей, при этом горько осознавать, что крепких, полных и духовных семей единицы. К сожалению, очень много распавшихся, неполных семей. Ещё сложнее с ценностями, которые прививают своим детям семьи, ведь у большинства они существенно отличаются. И где-то ребёнка в многодетной семье учат порядочности, умению служить, помогать и трудиться, а где-то другому выделяют целую комнату без братьев и сестер, и предоставляют его компьютеру и интернету. Но, приходя в школу, они встречаются в одном классе, где под влиянием разной культуры семейного воспитания и психосоматических изменений подросткового возраста, происходит непонимание друг друга, а, следовательно, антипатия, которая нередко может ярко и агрессивно проявить себя в детском коллективе. Такие ситуации могут сложиться даже в казачьем кадетском классе, в котором атмосфера братства, взаимопомощи и дружественности создается постепенно, значительными усилиями педагогического коллектива, самих кадет и их родителей.
В данных обстоятельствах особую роль играет сам педагог, под руководством которого находятся дети. Особенно важны, в нашем случае, в казачьих кадетских классах, возможности офицера-воспитателя. И для детей, подростков безразличны воинские звания и армейские заслуги, им важно увидеть в нас пример справедливости, порядочности — настоящих русских воинов, защитников своего Отечества. И, как правило, такой человек способен удержать на себе внимание и быть ориентиром в возрастании юных кадет, а следовательно, избежать или урегулировать любые проблемы межличностного характера.
Казакам гораздо проще служить в армии, нести служение своему обществу, ведь это всё в наших корнях и традициях, более того, у нас есть мудрые предки, которые во все времена держались Святой Православной Христовой веры, которая поучает нас пути достижения настоящей Любви.
А Любовь — это глагол, действие, жертва во имя кого-то и чего-то, и только она одна способна по-настоящему объединить наших детей ради будущего! Главное – нам самим суметь пройти по этому пути, ведь невозможно научить подрастающее поколение тому, чего сам в себе не имеешь.