ЭТИКА АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бычков Максим Алексеевич
НОЧУ ВО «Московский экономический институт»
доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
кандидат исторических наук
Аннотация. В статье в конкретно-историческом контексте анализируется этическое учение Амвросия Медиоланского, которое смогло не только соединить требования христианской морали и достижения античной этической мысли, но и оказать сильное влияние на дальнейшее развитие христианской этической мысли. Актуальность проблем нравственного воспитания в системе казачьего образования делает важным обращение к этическому наследию Медиоланского епископа.
Ключевые слова: Амвросий Медиоланский, казачье образование, мораль, христианство, этика.
Обращение к святоотеческому наследию является неотъемлемой частью христианской церковной традиции. Перечитывание и переосмысление трудов крупных христианских богословов и церковных деятелей всегда рассматривалось как выражение традиции (от лат. traditio – передача), как процесс, который актуален по своей природе.
Среди огромной череды крупных христианских богословов и церковных деятелей нельзя не отметить Амвросия, епископа Медиоланского (Миланского).
Родился он 334 г. в г. Тревир (совр. Трир) в семье префекта Галлии. Его родители принадлежали к римской аристократии. Все члены семьи Амвросия были христианами [3, с. 8 – 9]. Сам Трир в IV в. не просто был христианским городом, находился под сильным влиянием Афанасия Александрийского, который пребывал здесь в ссылке. Его рассказы о египетском монашестве и особенно об монахе Антонии (Антонии Великом) способствовали росту интереса жителей к монашеской жизни. Кроме того, бабушка Амвросия Сотера в годы правления Диоклетиана приняла мученическую смерть за веру [3, с. 12].
В 337 г. после смерти императора Константина Великого началась междоусобица между его сыновьями Константином II и Константом. Отец Амвросия был в силу своей должности втянут в конфликт на стороне Константина II. В 340 г. победу одерживает Констант, а отца Амвросия, как представляется, постигает судьба проигравших. В том же году семья Амвросия переезжает в Рим, где будущий святитель жил до 365 г. Там он получил хорошее домашнее образование, затем поступил в риторскую школу. После окончания обучения Амвросий уехал в Сирмий (совр. Сремска-Митровица), где начал адвокатскую карьеру. В 370 г. был назначен консуляром (губернатором) провинций Лигурия и Эмилия с резиденцией в Милане.
Осень 374 г. после смерти Миланского епископа Авксентия, бывшего арианином, стал вопрос об избрании нового епископа. В связи с тем, что в городе были как представители ортодоксального христианства (сторонники учения Никейского собора 325 г.) и арианства, выборы могли перерасти в крупные столкновения между этими группами. Для того, чтобы предотвратить это консуляр Амвросий прибыл на собор. Его примирительная речь, а также авторитет мудрого руководителя провинций стало причиной того, что он единогласно был избран на должность Миланского епископа.
Важно помнить, что в IV в. церковь переживала тяжёлые времена: гонения со стороны ариан, фактически санкционированные императором Констанцием II, а потом гонения при императоре Юлиане Отступнике. Затем последовали опять нестроения, связанные с арианством. Кроме того, христианское общество явно переживало нравственный кризис. Если вера и убеждения Амвросия стали внутренними факторами формирования его этических воззрений, то вышеупомянутые обстоятельства – внешними. Итальянский исследователь Пареди А. отмечает следующее: «В Риме, в Сирмии, в Милане он (Амвросий – Б.М.) мог видеть, что такое язычество, что такое Церковь и чем она должна быть, ему пришлось многое пережить из-за бесконечных раздоров между арианами и псевдо-православными. Он глубоко осознавал плодотворность слова Иисуса, истину Евангелия, воплощённую в жизни, наблюдая у себя дома жизнь своей сестры Марцеллины, исполненную благодати. Он пришёл к убеждению в том, что на фоне общего упадка империи остаётся только один путь: путь нравственного обновления» [3, c. 80 – 81].
Этические воззрения Амвросия Медиоланского сложились в процессе его епископского служения и, следовательно, они стали отражением его личного опыта соприкосновения с нравственной проблематикой. Активная церковная и пастырская деятельность епископа Медиолана, естественно, не могла полностью отразиться в его работах. Однако его произведения по вопросам этики отобразили его целостный взгляд на эту сферу.
По утверждению И.И. Адамова, источниками формирования его этических взглядов стали сочинения Цицерона, а также Филона, сочетавшего идеи стоицизма и платонизма. Можно обнаружить связи с идеями Климента Александрийского и Василия Великого [1, с. 495 – 496]. Однако основой этического учения Медиоланского епископа было, безусловно, евангельское учение.
Трактат «Об обязанностях служителей» («De officiis ministrorum»), опубликованный примерно в 389 – 390 гг., был обращён к молодым клирикам. Несмотря на недостатки композиции, внутреннюю противоречивость неясность положений, трактат стал важным событием в развитии европейской христианской мысли. По утверждению Пареди, многочисленные рукописи трактата говорят о его популярности не только среди современников, но и последующих поколений [3, с. 218].
Амвросий опирается на одноименную работу римского философа и общественно-политического деятеля Цицерона, но одновременно формирует собственную концепцию. Для иллюстрации нравственного поведения он обращается к известным персоналиям Ветхого Завета (Авраам, Моисей, Соломон, Давид и др.), а также к моральным наставлениям, изложенным в апостольских посланиях. Кроме того, будучи до епископской хиротонии юристом, он обращается к примерам из юридической практики. При этом явно следует известному принципу античной этики «Ничего сверх меры», что в частности хорошо видно из его рассуждении о щедрости и расточительности [2, с. 273, 275]. Медиоланский епископ устанавливает различие между понятиями «предписание» и «совет», а также вводит понятие «нравственное достоинство», которое заключается в выполнении обязанностей и следовании четырем добродетелям: мудрости, праведности, мужества и воздержанности [2, с. 117, 119]. Последняя добродетель включает в себя скромность и целомудрие. Медиоланский епископ в этой же работе раскрывает христианское представление о высшем благе, а также о полезном, суть которого в благочестии и в милосердии [2, с. 207, 209].
В целом нравственные проблемы он рассматривает через образ либо атлета на спортивных играх, либо через образ войны. Добродетельная жизнь воспринимается им как ожесточённая борьба человека со своими пороками.
В рассматриваемой работе Амвросий раскрывает характерную особенность своей этики, она носит христоцентричный характер: Иисус Христос – образ и образец этики. Нравственность приобретает важный, но всё-таки вторичный характер, т.к. является следствием веры, вера представляется как источник этики. Амвросий пишет следующее: «Господь сказал через Исаию: «Вот Я полагаю камень в основании Сиона», то есть Христа в основании Церкви. Христос – это вера всех; Церковь же – это образ справедливости: общее право для всех общая молитва, общее дело, общее искушение. Отрицающий самого, тот праведен, тот достоин Христа. Поэтому и Павел считает Христа основанием, на Котором мы воздвигаем деяния справедливости, ибо вера есть основание» [2, с. 131, 132].
Несмотря на сложные конкретно-исторические условия, которые вносили дополнительные трудности в пастырскую деятельность Амвросия, его взгляд на человека носит оптимистический характер: он верит в естественность добродетели, в добрую природу человека, но искажённую грехом. При этом нравственная деятельность связана с деятельностью разума, который будучи правильно настроен, правильно ориентирует волю человека. Таким образом, устраняется противоречие между верой и разумом, между чувствами и волей.
Рассмотренные положения этического учения Амвросия Медиоланского по своей сути показывают их актуальность для казачьего образования. Синтез наследия античности и христианского вероучения с целью создания христианской этической концепции, рассмотрение добродетельной жизни человека как постоянный процесс его борьбы со своими недостатками, требование чувства меры, необходимости участия разума и чувств в нравственной жизни в своей совокупности составляют основу для нравственного воспитания в системе непрерывного казачьего образования.
Литература
- Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. – Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 582 с.
- Амвросий Медиоланский. Собрание творений. Т., VII. М., Изд. ПСТГУ, 2017 – 488 с.
- Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. – Милан, Христианская Россия, 1991. – 267 с.