Денисенко Сергей Владимирович,
преподаватель старшей группы в воскресной школе
храма Живоначальной Троицы на Грязех
«Особенности организации уроков Закона Божия в группах старшего возраста в воскресной школе».
Доклад в рамках Круглого стола «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся воскресных, православных школ и гимназий во внеурочной деятельности: российский и международный опыт» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений,
20 января 2015 г., Москва, Храм Христа Спасителя
Особенности детей «старшего школьного возраста» побуждают говорить об этой категории отдельно. Дело в том, что именно в этом возрасте, который принято называть «подростковым» или «переходным», ребёнок сталкивается с целым комплексом серьёзных проблем.
С одной стороны, он ещё ребёнок со свойственной ребёнку легкомысленностью и мечтательностью, с другой, – перед ним встают совсем не детские вопросы и вызовы. Однако у него нет ещё ни опыта, ни знаний, ни желания решать их по-взрослому. При этом идёт процесс становления личности. Он с решительностью отметает всякое попечение и обхождение с ним как с ребёнком. Все попытки взрослых, и особенно родителей, рассматриваются как попытки навязывания ему извне каких-либо моделей поведения.
Кроме того, в этом возрасте происходит генеральное переосмысление всего мировоззрения, заложенного в него ранее. Это уже не тот ребёнок, который доверчиво принимал на веру рассказы родителей о «семи днях творения» или об «Ионе во чреве кита». Теперь он норовит усомниться, как такое может быть, и критически проанализирует ваш ответ. И если этот ответ не будет достаточно убедительным с точки зрения его ещё не сформировавшейся логики и опыта, то он имеет все шансы встать в один ряд с рассказами о Деде Морозе. А родитель, соответственно, займёт место в его шкале доверия рядом с братьями Гримм или место доверчивого простачка, не знающего, что Земля круглая. Ни о каком авторитете в этом случае говорить не приходится.
Но помимо глобальной переоценки всего (причём зачастую под давлением внешнего мира) маленький «герой» находится под действием существенной гормональной перестройки его организма, что никак не способствует его внутренней стабильности, а только усиливает подверженность целому ряду страстей.
Учителя сталкиваются ещё и с тотальной загруженностью ребят. Родители, дабы обуздать неуёмную энергию своих чад, отправляют их в секции, музыкальные школы, различные курсы и т.д. Школа любит устраивать различные олимпиады и праздники. И всё это обычно происходит в воскресные дни. Таким образом, учителя Закона Божия имеют перед собой несчастную личность, потерявшую себя прошлого, не обретшего себя настоящего, и к тому же появляющегося в храме крайне нерегулярно.
Вышеуказанные обстоятельства становятся определяющими при составлении учебного плана. На первом месте стоит урок Закона Божия как наиболее важный в Воскресной школе. Но и в рамках этого предмета не все темы равноценны. В первую очередь, необходимо понять, почувствовать, услышать, чем дышат ученики, какие вопросы их мучают, с чем они вынужденно сталкиваются каждый день.
Им не интересно, о чём говорил Арий на первом Вселенском соборе, а вот, что говорит Церковь про гражданский брак и какие аргументы приводит в защиту своей позиции, очень даже интересно.
Хотя профессионал может увлечь любого в рамках любой темы, но задача преподавателя Закона Божия не занять ребят увлекательным рассказом на 45 минут и удерживать их внимание, но дать им установку, модель поведения на всю жизнь. Поэтому, при планировании тем уроков не следует упускать из вида самые острые, порой очень неудобные сферы нашей жизни. Пусть, когда ребята столкнутся с ними (если ещё не столкнулись), они уже будут знать правильную позицию. Не стоит уклоняться от неудобных вопросов. Когда не получается ответить сразу, следует вернуться к теме на следующем занятии. В течение недели можно проконсультироваться со священниками или изучить соответствующую литературу.
В преподавании Закона Божия личность самого учителя играет определяющую роль, ведь на нём лежит огромная ответственность. Учитель становится для ребят своего рода представителем Православия. Ребята очень внимательны, испытывая каждое слово учителя, впрочем, как и его самого – его жизнь, семью, поступки. Если они увидят, что слова расходятся с жизнью, учитель моментально теряет авторитет. Он обязан верить в то, что говорит. Слово правды и жизни, которое не пересказывается из учебника, а исходит из сердца, обладает колоссальной силой.
Отдельно следует сказать об очень важной проблеме «перегорания» в душе учителя. Дело в том, что очень часто он не видит реальные результаты своего служения, и от этого опускаются руки. Преподаватели, словно сеятели, забрасывают семена истины в детские души. Но когда этим семенам придёт время дать свой плод – неизвестно.
Известны примеры, когда ребята, которые после уроков регулярно убегали на рок-концерты, через годы становились помощниками в алтаре. Согласно Священному Писанию никакое Слово Божие не возвращается обратно без плода. Если даже одна душа через служение педагога сможет избежать смертного греха, то он не напрасно трудился. Но, чтобы это произошло, нужно поделиться частицей своей души.