Иерей Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия
Видеозапись конференции (доклад с 1:19:12 по 1:42:10 записи) |
«Царь и юродивый: встречи императора Петра I и блаженного Фаддея Петрозаводского»
Доклад в рамках XXХ Международных образовательных чтений
«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества:
святые и подвижники благочестия петровской эпохи»
25 мая 2022 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
19 августа 1700 года Российское царство, присоединившееся незадолго до этого к Северному союзу европейских государств, объявило войну Швеции. Одной из основных задач, которые было необходимо решить в связи с начавшимися военными действиями в Прибалтике, являлось снабжение российской армии оружием и боеприпасами. Металлургическое производство на территории Заонежских погостов Новгородской земли существовало ещё с 1670 года, однако эти предприятия находились в частных руках, а их даже совокупная мощность не удовлетворяла потребности армии в изделиях чёрной металлургии[1].
Поэтому в 1702 году царь Пётр I начинает программу создания в районе Онежского озера казённых Олонецких горных заводов, в систему которых вошли выкупленные в казну заводы, принадлежавшие обрусевшему датчанину Генриху Бутенанту, а также вновь построенные (изначально казённые) предприятия. Четвёртым по времени основания и самым крупным по масштабам производства предприятием из числа Олонецких заводов стал завод, построенный при впадении речки Лососинки в Онежское озеро, недалеко от Шуйского погоста.
Закладка завода, который получил наименование Петровский оружейный завод, состоялась 29 августа 1703 года. На закладке первого камня присутствовал сподвижник Петра I — Александр Данилович Меньшиков. Общее руководство строительством завода осуществлял видный горный специалист, вице-комендант и начальник заводов Олонецкого горного округа Алексей Степанович Чоглоков, получивший должность начальника канцелярии Олонецких казённых заводов. К олонецким заводам было приписано 12 749 крестьянских дворов; преимущественно силами их жителей и производились строительные работы, которыми руководил один из первых русских мастеров горнозаводского дела Яков Власов. Петровский завод, расположенный в непосредственной близости от театра боевых действий Северной войны, изготавливал пушки, ядра, ружья, холодное оружие, якоря и другие изделия из чёрных металлов[2].
К концу 1703 года была возведена плотина на реке Лососинке и задуты первые доменные печи. В начале 1704 года стали действовать литейный и сверлильный цеха. Кроме главной плотины, при заводе были устроены три малые[3]. С 1713 года комендантом Олонецких заводов был назначен голландский мастер горного дела, рудознатец Георг Вильгельм де Геннин. Под его руководством Петровский завод превратился в одно из самых крупных и технически наиболее оснащённых металлургических и металлообрабатывающих предприятий своего времени в нашей стране[4]. В последний период Северной войны завод ежегодно давал армии и флоту до 200 пушек разного калибра, более 7 тысяч ружей, 3 тысячи клинков, множество ядер, якорей и другого снаряжения.
Вверх по течению реки Лососинки по обоим её берегам расположились многочисленные мастерские, кузницы, административные и хозяйственные постройки. Вокруг молодого предприятия вырос поселок, получивший название слободы Петровских заводов. К 1716 году в нём насчитывалось 600 дворов и проживало около 3 тысяч человек.
В 1714 году де Геннин поддержал создание первого российского курорта «Марциальные воды», организовав в 1717 – 1718 годах строительство санатория у источника «На Олонце». В марте 1719 года Петровские заводы и достроенный олонецкий курорт впервые посетил сам царь Пётр I. В эту поездку и состоялось знакомство российского государя с одним из самых загадочных жителей Петровской слободы — юродивым по имени Фаддей.
Его появление на Петровских заводах датируется примерно 1706 годом. Откуда он был родом, какова была его жизнь до прихода в заводскую слободу — неизвестно. Существует лишь предположение, что по происхождению он был «поселянин из олонецких пределов»[5], но уверенных доказательств этому нет. Юродивый по приходе в Петровскую слободу поселился в «малой хижине» с северной стороны от петрозаводской церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и молиться ходил в этот же храм.
Основным источником наших сведений о блаженном Фаддее являются записи устных свидетельств жителей слободы, записанные петрозаводским краеведом Тихоном Васильевичем Баландиным (ок. 1748 – 1830). Его родной дед, Пётр Тимофеев по прозвищу Баланда, был купцом и во время приездов Петра I на заводы отвечал за заготовку «к столу его величества разной дичины птиц»[6]. Пётр Баланда был старостой Петропавловской церкви и, по всей видимости, с блаженным Фаддеем был знаком лично.
Тихон Васильевич вспоминал, что во времена его детства в дом его деда неоднократно сходились «сединами украшенные старцы», которые рассказывали о создании Петровских заводов и «действии оных», причём «с живыми и трогательными чувствованиями упоминали о бывших посещениях всеавгустейшего монарха Петра Великого»[7]. С раннего детства Баландин был приобщаем к грамоте, в их доме в Петровской слободе были свои книги (на одной из них сам Тихон впоследствии сделает запись, что рукопись досталась ему «по наследию от предков моих»). Свою гражданскую службу Тихон Васильевич начал в канцелярии Петровского завода, впоследствии он много лет проработал копиистом в Коммисариатской экспедиции Адмиралтейской коллегии. Баландин был знаком с Гаврилой Романовичем Державиным и Фёдором Николаевичем Глинкой[8], состоял в переписке с целым рядом архипастырей Греко-Российской Церкви.
Юноша, выросший в обстановке грамотности и любви к слову, с детства имевший вкус к истории, начинает записывать за дедом и его сверстниками их рассказы о ранней истории Петровских заводов и их слободы. Тетради с черновыми записями послужили основой для созданных в конце XVIII века краеведческих трудов Баландина, в том числе для «Петрозаводских северных вечерних бесед» и «Повести о достодивном и блаженном Фаддее».
Вот как описывается в «Повести» встреча царя и юродивого: «По вшествии и выходе Его Величества из церкви святых Первоверховных Апостол Петра и Павла, при продолжаемом пушечном звуке и колокольном звоне от встречающих и сопровождающих разнаго сословия, г[оспод] чиновников, горных, воинских, штатских, мастеровых, посадских, промышленников, переведенцов, поселян, многочисленных государственных и монастырских крестьян, жен и детей, произносимы были едиными усты и единым сердцем тмочисленыя радостныя и сладковещанныя поздравления и благодарения со восклицающими умильными гласами: “Да здравствует и многолетствует наша надежа Царь Государь Петр Алексеевич! На многия лета!”
В торжествующем таком сличном и благочестивом сонме из среды разнаго сословия народов и предстал достопочтенный в маститой старости, сединами украшенный, согбенный старец — блаженный Фаддей, в одеянии черном, препоясанный ремнем, с посохом железным. И в подобающем смиренномудрии и кротости вещал аки мироносный ангел: “Да здравствует наш Венценосный Великий Надежа Царь Государь Петр Алексеевич на многия лета!” Потом рек: “Благодать Божия да предшествует всюду с Вами в непоколебимое щастие и благополучие, с побеждением и истреблением воюющих врагов, от ныне и до века!” Потом поверг себя пред Высокомонаршия стопы.
Удивленный Великий Монарх явлением достодивнаго н почтеннаго старца Фаддея, как сим приветствием, равно и благословением его тронут быв чувствительно, повелел милостивно предстоящим вельможам поднять его и потом благосклонно любопытствовал узнать о роде его и племени и о прочем. В ответствие на то с обыкновенною кротостию и благоразумием, означающим свойства добродетельной и благочестивой души его, удовлетворил Монаршее соизволение к удовольствию Его Величества.
И так премудрый Монарх по велиему благочестию и сияющим безпримерным н неподражаемым своим добродетелем, проник во глубину благочестивыя души почтеннаго старца, скрывающия под видом юродства блаженныя и ублажаемыя его добродетели. Посему уважал его почтенное достоинство и маститую старость, украшающия седины набожность и вещания благоразумныя за неописанный Божий дар, почему соблаговолил принять его в самодержавную свою милость и покровительство с невоспящаемым входом во дворец к Его Величеству для занятия благовещанных бесед. И так по Высочайшей Монаршей отеческой милости и соизволению и благоволению удостоенный, почтенный воистину в духовном смысле блаженный старец Фаддей имел по Всевышнему благословению, во мзду набожным трудов его, невозбранный, но почтительный вход к Его Величеству во всякое бытие и присутствие его на Петровских заводах»[9].
Благочестивая жизнь старца Фаддея, его известное влияние на нравственный облик жителей Петровской слободы находили живой отклик в сердцах петрозаводчан. Чиновники заводов и простой народ равно почитали блаженного и принимали его наставления — писал в 1904 году о своём тёзке священномученик Фаддей (Успенский), резюмируя устные свидетельства о праведнике[10]. Очевидно, что и сам император находился под обаянием светлого образа блаженного.
В течение следующих пяти лет царь (а с 1721 года — император) Пётр I посетил Петровские заводы ещё не менее шести раз. Согласно рассказу Баландина, в каждый приезд Петра на заводы юродивый Фаддей имел «невозбранный, но почтительный вход к Его Величеству». В 1910 году священномученик Никодим (Кононов) опубликовал предание о беседе Петра I и блаженного Фаддея, будто бы состоявшейся в одно из этих посещений: «Раз Государь, придя от обедни, с удовольствие говорил свите во дворце: “Как сегодня было много народа в храме!” Был тут и Фаддей. Он с кроткой улыбкой и говорит Государю на это: “Нет, Надежа Государь, не много: я да еще один человек”. “Я разве не был?” — спросил Царь. “Телом-то были, а духом были на других местах, строили крепость и обдумывали, как лучше сделать”, — сказал Блаженный и указал место, где мысленно был Государь. “Да, — отвечал Государь, — ты верно сказал…”»[11] Весьма вероятно, что это предание (отсутствующее в «Повести…» Баландина) является применением к Петру I известного эпизода из жития святого блаженного Василия Московского, указавшего царю Иоанну IV Грозному, что тот, присутствуя телом на Божественной Литургии в храме, мысленно был на Воробьёвых горах и строил себе новый дворец, а в храме было лишь три человека: святой митрополит Макарий, царица Анастасия Романовна да он, грешный Василий[12]. Вероятно, параллели в характере и методах государственного управления двух русских царей отобразились в народном сознании переносом случая из жизни одного отнюдь не кроткого государя на другого, также весьма не кроткого. Люди верили, что даже царь-реформатор, сломавший прежнюю Русь ради своего ви́дения новой России, всё же способен услышать вразумление от юродивого, как за полтора века до него слушал блаженного Василия Иоанн Грозный.
Однако идиллическая картина взаимоотношений монарха и юродивого, начертанная Баландиным, а вслед за ним — агиографами Русского Севера священномучениками Фаддеем (Успенским) и Никодимом (Кононовым), реальности всё же соответствовала не вполне. О том, что Пётр I, несмотря на уважение к старцу Фаддею, отнюдь не был его почитателем, свидетельствует происшествие, связанное с последним известным визитом самодержца на Петровские заводы и на «Марциальные воды». Этот визит состоялся в марте 1724 года.
Вот что пишет об этом последнем визите Петра I в Петровскую слободу Баландин: «При отправлении же Великаго Государя 1724 года в надлежащий путь (Пётр I со свитой выезжал с заводов через Белоозеро на Москву — свящ. М. П.), поговоря с сим почтенным старцем, последними уже словами заключил: “Почтенный и блаженный старец Фаддей, прощай! В молитвах своих воспоминай и на путь наш благослови”. При сих словах тронутый старец Монаршими благоснисходительными милостивыми изречениями и предчувствованиями, что уже он в последний раз видит Отца Отечества, рек в утопающих слезах: “Господь Бог благословит вхождение и изхождение Вашего Величества со всею вашею свитою от ныне и до века. Аминь”.
Наконец, при печальном унынии глубокого молчания и в пролиянии слез утопающих, дополнил сими словами: “Надежа Государь! Вы уже здесь в последний раз оставляете Петровские заводы и нас пользоваться Вашим присутствием и Вашими отеческими милостями. И более уже к нам не возвратитесь”. И еще рек: “Не бывать, Надежа Государь, не бывать!”»[13]
Судя по «Походному журналу» императора, отбыл он с Петровских заводов 16 марта 1724 года в 9 часов пополудни, прибыв в слободу вечером накануне[14]. Таким образом, это пророчество блаженного датируется довольно точно — днём или вечером 16 марта. Видимо, предсказание о том, что более он уже не возвратится на Петровские заводы, запало в душу императору, и уж по дороге в Белоозеро Пётр набрасывает распоряжение петрозаводскому ландрату Григорию Муравьёву. Подлинник этого распоряжения сохранился среди бумаг Петра I, находившихся в архиве Адмиралтейств-совета и переданных позже в архив морского министерства, ныне Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Приведём этот документ целиком[15]:
«Г[осподин] Муравьеф.
Здешней мужик, которого завут Фадеем, стар и кажетца ума лишен. Живет в лесу, приходит и в деревню, которого здесь за чюдо имеют, а худости и расколу не сказавают. Того ради дабы не было блазни, велел я его к вам на заводы отвесть, дабы там его кормить до смерти его». Писарская приписка на документе сообщает, что указ Его Императорского Величества «подан на Петровских заводах в канцелярии чрез Оштинского погоста жителя Софрона Бескова». Вероятно, в Оштинском погосте, который расположен с южной стороны Онежского озера, примерно в 150 км от Петрозаводска, поезд императора менял лошадей на полпути на Белоозеро, и во время остановки Пётр решил позаботиться об «умалишённом мужике».
Таким образом, из собственноручной записи Петра видно, что, несмотря на уважение к старцу, несмотря на готовность беседовать с ним и даже дать ему доступ во дворец, император воспринимал блаженного отнюдь не как праведника Божия и не как проповедника покаяния, каковыми юродивых воспринимало народное православное сознание. Склонный к протестантизму и рационализации духовной жизни, Пётр увидел лишь лишение ума и потенциальный источник соблазна, который необходимо изолировать от жителей слободы. При этом Пётр очевидно не воспринимал блаженного Фаддея как источник какой-либо угрозы: слова о том, что «худости и расколу не сказавают» явно свидетельствуют о том, что в отношении блаженного уже предпринималось расследование, не выявившее ничего компрометирующего ни в поступках юродивого, ни в отношении блаженного к Церкви — благочестие старца Фаддея и его усердие к храму Божию было известно всей слободе. Но подстраховаться от излишнего влияния блаженного на петрозаводчан Пётр, видимо, посчитал необходимым, хотя и предписал выделять на содержание юродивого средства — кормить его на заводах.
Баландин сообщает, что по получении императорского указа начальствующие Олонецких заводов перестарались и сделали гораздо больше, чем, видимо, предполагал Пётр: «…сей благословляющий и предвещающий старец яко за излишество сказанных неприятных предсказаний был по повелению Его Величества содержан под честным присмотром до оправдающаго события или за излишество слов восприять мзду, жребий участи своей. Сей муж заключения своего стражу почитал пустынным удовольствием и тихим убежищем к спасению своему, и в сем огражденном и охраняемом пристанище непрестанныя возсылал Господу Богу горячайшия молитвы духом и истиною»[16]. То, что блаженного Фаддея не просто «отвели на заводы», а поместили под стражу, видимо, стало известно в Санкт-Петербурге. И когда в январе 1725 года Пётр был прикован к одру предсмертной болезнью, он вспомнил о юродивом: «По благополучном прибытии великаго Государя в С[анкт]-Петербург и по осмотрении всего нужнаго, занимался обширными планами великих дел к усовершенствованию державы его во уважение, благосостояние и совершение всех неоконченных дел. И будучи при толико важных государственных упражнениях, великий Монарх по власти Божией объят был тяжкою и жестокою болезнию, предвещающею к совершению предвещающаго события, к пресечению его дражайшей жизни; почему Великий Монарх послал на Петровския заводы курьера с повелением, чтоб почтеннаго старца Фаддея освободить честно с произведением пенсиона по смерть его; и так вследствие Высочайшаго повеления достодивный старец восприял свободу к продожению подвигов христианских. А потом уже великий Государь, к сожалению всей России, преселился 1725 года 28 генваря пополудни в 6 часу в вечное небесное царство. Жизни его было 52 года и 7 месяцов»[17].
Итак, видя, что действительно не бывать ему более на Петровских заводах, как и предрекал блаженный Фаддей, император исправляет последствия чрезмерного усердия своих чиновников, и блаженный продолжает свои христианские подвиги, уже не обременённый стражей.
К этому времени старец Фаддей уже был в преклонных годах, и уже в следующем, 1726 году «достопочтенный в маститой старости, сединами украшенный» сам преставился ко Господу. Через несколько лет сбылось и ещё одно его пророчество: блаженный неоднократно повторял жителям слободы, «что толико славные и важные Петровския заводы и с фабриками на времена поуничтожатся, так что и тень их не будет существовать, кроме кое-где из праха развалин видимы будут мало означающия места бывшаго строения. < … > По прошествии же за истреблением помянутых заводов и фабрик препятствующих времен, ко устроению вновь заводов настанет по судьбам Божиим благоприятствующее время, в которое паки в другом преимущественном и достославном виде созиждутся огромныя и удивительныя заводы во славу России и к побеждению воюющих врагов, по каковому заведению и действию заводов на сих обитаемых жителями местах умножится многонародие из разнаго сословия и вер. И тако по стекающемуся к общежитию многолюдству для населения ныне нами обитаемаго места воздвигнуты будут многия строения домов до Неглинки-реки и между прочими жителями состоянием своим будут довольными и место прославится. А, наконец, уже до времени времен»[18].
Уже по окончании в 1721 году Северной войны, ещё при жизни блаженного, производство на Петровском заводе стало постепенно сокращаться. После перевода в 1722 году де Геннина на Уральские заводы и особенно после кончины Петра I горнозаводское дело в Обонежье стало приходить в упадок. Оружейная фабрика была переведена на Сестрорецкий оружейный завод, многие мастеровые были переведены на уральские заводы. В 1734 году Петровский завод был окончательно закрыт, его доменные печи погашены, а в 1744 году по распоряжению Санкт-Петербургской берг-конторы перегорелый кирпич и камень от бывших доменных печей были бесплатно переданы жителю слободы Петровских заводов Артемию Мурашову[19]. До наших дней ни одно из сооружений Петровского завода не сохранилось. Лишь при археологических раскопках 1990-х годов были раскрыты фундаменты путевого дворца Петра I, резиденции петрозаводского ландрата и канцелярии комендантов Петровских заводов[20]. Действительно, «кое-где из праха развалин видимы будут мало означающия места бывшаго строения».
Начало русско-турецких войн побудило российское правительство возобновить металлургическое производство в Обонежье. С осени 1772 года приписные к Олонецким заводам крестьяне начали заготавливать лесоматериалы и камни для будущей строительной площадки пушечно-литейного завода в Петровской слободе, 30 июня 1774 года задуты две первые доменные печи завода, а 13 октября отлита первая пушка. Первоначально планировалось назвать завод Новопетровским, однако императрица Екатерина II своим указом от 14 июня 1774 года присвоила заводу название Александровский — в память отмечавшегося в том году 50-летия со дня перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Санкт-Петербург[21]. Возрождая детище императора Петра I, Екатерина II увековечила в названии завода одно из самых значительных событий царствования своего знаменитого предшественника. В 1777 году указом императрицы Петровская слобода получила статус города и наименование Петрозаводск.
Александровский завод в городе Петрозаводске продолжает свою работу до сих пор. Неоднократно переименовывавшийся, он, тем не менее, всё так же производит свою продукцию «во славу России и к побеждению воюющих [на неё] врагов», как и предсказывал блаженный Фаддей. В 2015 году городу Петрозаводску было присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы». А за полтора десятилетия до этого, 26 октября 2000 года, в Александро-Невском кафедральном соборе Петрозаводска было совершено прославление Христа ради юродивого Фаддея в лике местночтимых святых Карельской земли. Чин канонизации возглавил архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов; 1950 – 2015).
Примечания:
[1] А. М. Пашков. Олонецкие горные заводы // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2685622 (дата обращения: 09.12.2021).
[2] Олонецкие горные заводы // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Олонецкие_горные_заводы (дата обращения: 09.12.2021).
[3] Место, где был сооружен Петровский завод // Каталог «Объекты историко-культурного наследия города Петрозаводска» на сайте Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия. URL: http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-ob-ekty-istoriko-kul-turnogo-nasledija-goroda-petrozavodska/razdely-kataloga/ob-ekty-nachal-nogo-etapa-istorii-goroda/mesto-gde-byl-sooruzhen-petrovskij-zavod/ (дата обращения: 09.12.2021).
[4] Геннин, Георг Вильгельм де // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геннин,_Георг_Вильгельм_де (дата обращения: 09.12.2021).
[5] Т. В. Баландин. Повесть о достодивном и блаженном Фаддее // Петрозаводские северные вечерние беседы и другие сочинения и письма. / сост. и отв. ред. А. В. Пигин. — СПб.: ООО «Дмитрий Буланин», 2016. С. 142.
[6] Т. В. Баландин. Петрозаводские северные вечерние беседы // Петрозаводские северные вечерние беседы и другие сочинения и письма. / сост. и отв. ред. А. В. Пигин. — СПб.: ООО «Дмитрий Буланин», 2016. С. 35.
[7] Там же.
[8] По мотивам собранных Т. В. Баландиным материалов о блаженном Фаддее Петрозаводском Ф. Н. Глинка в 1826 году, к столетию со дня смерти подвижника, написал стихотворение о нём под названием «С железной палкою своей».
[9] Т. В. Баландин. Повесть о достодивном и блаженном Фаддее // Петрозаводские северные вечерние беседы и другие сочинения и письма. / сост. и отв. ред. А. В. Пигин. — СПб.: ООО «Дмитрий Буланин», 2016. С. 146 – 147.
[10] Фаддей (Успенский), архим., сщмч. Местно-чтимый подвижник блаженный Фаддей // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904. №13. С. 390.
[11] Никодим (Кононов), архим., сщмч. Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких. Петрозаводск: Олонецкая губернская типография, 1910. С. 69.
[12] Московский патерик / сост. иг. Иосиф (Шапошников), Я. А. Шипов. М.: «Столица», 1991. С. 191.
[13] Т. В. Баландин. Указ. соч. С. 147.
[14] П. А. Кротов, А. М. Пашков, А. В. Пигин. Петр Великий и Фаддей Блаженный: из истории первых лет существования Петрозаводска // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 1 (154). С. 10.
[15] Указ императора Петра Великого (без даты) ландрату Олонецкого уезда (дистрикта) Муравьеву об отводе на Петровский завод для прокормления вплоть до его смерти живущего в лесу богомольца Фаддея, почитаемого местными жителями за святого // РГАВМФ. Ф. 223 (Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из Адмиралтейств-совета). Оп. 1. Д. 26. Л. 11. Подлинник. Собственноручный.
[16] Т. В. Баландин. Указ. соч. С. 147.
[17] Т. В. Баландин. Указ. соч. С. 148.
[18] Т. В. Баландин. Указ. соч. С. 143 – 144.
[19] Онежский тракторный завод. §1.5 Угасание пушечного завода // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Онежский_тракторный_завод#Угасание_пушечного_завода (дата обращения: 09.12.2021).
[20] Петровская слобода // Каталог «Объекты историко-культурного наследия города Петрозаводска» на сайте Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия. URL: http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-ob-ekty-istoriko-kul-turnogo-nasledija-goroda-petrozavodska/razdely-kataloga/ob-ekty-nachal-nogo-etapa-istorii-goroda/petrovskaja-sloboda/ (дата обращения: 09.12.2021).
[21] Онежский тракторный завод. §1.7 Александровский завод. Возрождение литья пушек // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Онежский_тракторный_завод#Александровский_завод._Возрождение_литья_пушек (дата обращения: 09.12.2021).