Иерей Иоанн Майоров, настоятель Архиерейского подворья – |
«Христианское понимание воинского служения на примере подпольной деятельности
священника Викторина Зарецкого (Людиновское подполье)»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества.
Церковь в годы Великой отечественной войны»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Отношение Церкви к войне и к воинскому служению прошло сложный путь развития: от отрицания самой возможности военной службы для христианина в I–III вв. по Р.Х. до провозглашения защиты Отечества священным делом каждого верующего. С первых лет христианства на Руси российское воинство и Русская Православная Церковь всегда были рядом. Православная Церковь всегда благословляла воинов на защиту Отечества. Вспомним не только великие воинские подвиги святого Александра Невского и святого Димитрия Донского, но и благословение преподобного Сергия Радонежского отстаивать родную землю с оружием в руках. Вопрос об отношении христиан к войне часто поднимается в различных дискуссиях, связанных с нежеланием некоторой части населения служить в армии. Они утверждают – и это их главный аргумент – что не могут держать в руках оружие по религиозным соображениям: Священное Писание прямо повелевает: «Не убивай» (Исх. 20: 13), а Господь Иисус Христос велел врагов даже любить (Мф. 5: 43). Что для христианина подвиг? Каково проявления христианской любви в годы Великой Отечественной войны?
На все эти вопросы можно проводить много дискуссий, приводить много примеров из обычной жизни, но, на мой взгляд, стоит приводить пример людей тех, которые являются твоими земляками, которые служили и Богу, и людям. Часто в годы Великой Отечественной войны героями становились люди, в руках которых не было автомата. Эти люди служили Родине в меру своих сил и в своих жизненных обстоятельствах. Что такое подвиг? Буквально это слово происходит от глагола подвигать, это постоянное внутреннее побуждение в чём-то. Святой Марк Подвижник дал чёткое определение слова «подвиг». Подвиг – есть заповеди. «Подвиги – это не суть что-либо особое от заповедей». Святой Макарий Египетский так говорит о сущности подвига: «Это противление лукавому и лукавым помыслам».
Евангелие учит нас, что нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя. И в годы Великой Отечественной войны эта заповедь исполнялась сотнями тысяч людей, которые жертвовали самое дорогое, саму ЖИЗНЬ. Христианский подвиг – это борьба против худого и грешного, что находится в этом мире. Сам термин «подвиг» разнообразен. Он один, но состоит из многих аспектов. В подтверждение этого и будет моё сообщение о священнике Викторине Зарецком, который фактически создал на оккупированной территории подпольную антифашистскую группу. Исследователи часто называют её церковной группой, которая наряду с молодежной группой («Людиновские орлята») и медицинской группой составили Людиновское подполье.
22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Начало войны должно было обострить противоречия между государством и Церковью, однако это не случилось. Патриотические и национальные взгляды православных верующих людей оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на гонения, верующие приняли очень активное участие в борьбе с фашистами. Среди них были и священники.
Уникальный пример явила активная подпольная деятельность протоиерея Викторина Зарецкого на оккупированной фашистами территории города Людинова. Настоятель прихода вместе с членами своей семьи и некоторыми доверенными прихожанами создал, по сути, приходскую антифашистскую подпольную группу. Он же и явился реальным духовным ядром всей антифашистской борьбы на Людиновской земле, так как был всегда на виду у всех (и усвоих, и у чужих), а своими проповедями вдохновлял сограждан и вселял надежду на победу.
Викторин Александрович Зарецкий родился в 1898 году 16 февраля, в селе Пеневичи Хвастовичского района Калужской области. Продолжая семейное дело, молодой юноша Викторин поступил в Калужскую духовную семинарию. После окончания семинарии спустя некоторое время женился и принял священный сан.
В 1934 году отец Викторин был поставлен настоятелем Людиновского Свято-Лазаревского храма, так же служил в храме Казанской иконы Божией Матери в г. Людиново.
До начала оккупации Людинова у отца Викторина состоялась встреча с командиром партизанского движения Василием Ивановичем Золотухиным, который предложил священнику помогать партизанам и советской разведке. Отец Викторин согласился, и Василий Иванович стал обучать его тонкостям работы в подполье. Из воспоминаний Василия Ивановича Золотухина следует, что отец Викторин был весьма способным учеником. Проанализировав отношение советской власти к Церкви, отец Викторин и Василий Иванович подготовили обращение к оккупационным властям о недопущении закрытия храма в городе Людиново. Оккупанты дали разрешение совершать богослужение в Казанском соборе.
Отец Викторин Зарецкий и командир партизанского отряда В.И. Золотухин продумали план по обеспечению разведданными партизан и частей Красной армии.
В первое время на оккупированной немцами территории отец Викторин лично поддерживал связь с Василием Ивановичем. Однако немецкая власть всё строже следила за происходящим в городе. Поэтому свои донесения отец Викторин стал передавать через свою сестру Олимпиаду, или через Клавдию Азарову, которые работали в это время в местной больнице.
В городе действовала и ещё одна подпольная группа, которая состояла из Клавдии Азаровой, Олимпиады Зарецкой, Марии Беловой и Евдокии Апатьевой. Клавдия Азарова держала связь с настоятелем храма отцом Викторином и командиром партизанского отряда Василием Ивановичем Золотухиным. Отец Викторин помогал не только самим партизанам, но и семьям партизан.
Приходили исповедоваться к отцу Викторину не только люди, которые имели желание покаяться Богу в своих грехах, но и люди с донесениями о противнике. Не всё было гладко у отца Викторина. Со временем к нему на исповедь пришёл полицай Дмитрий Иванов, которого интересовало, почему большевики репрессировали священников, а его потомственного священнослужителя не затронули. Дмитрий Иванов стал наведываться в дом священника. Зарецкие быстро поняли причину частого появления в их доме полицая.
У отца Викторина была дочь Нина. Выяснив, что Нина Зарецкая хорошо знает немецкий язык, некто Столпин, друг Дмитрия Иванова, предложил ей устроиться на службу в управу или в комендатуру переводчиком.
Отцу Викторину было трудно принять решение отправить дочь в самое логово врага, но в то же время он понимал, какие возможности могут открыться в дальнейшем, если в немецкой управе будет свой человек. Священник посылает в партизанский отряд записку, где излагает сложившуюся ситуацию. Эта записка была подписана позывным «Ясный». Вскоре был дан положительный ответ, и Нина Зарецкая была устроена на работу переводчицей в комендатуру. Это позволяло ей рассказывать дома своему отцу очень важную информацию о том, что она слышала и видела за день. Нина часто ходила по квартирам в качестве переводчицы, а это давало возможность знать, где живут офицеры. А ещё Нина Зарецкая имела возможность иногда подписывать пустые пропуска, которые потом предавала своему отцу.
Всю информацию отец Викторин передавал командиру отряда В.И. Золотухину. Сама Нина Зарецкая только догадывалась, что её отец помогает советской разведке.
Если очень коротко, то партизаны получали от отца Викторина информацию упреждающего характера о проведении карательных экспедиций против партизан и партизанских семей с участием полицейских, приметах вражеских агентов, засылаемых в партизанский отряд, передислокации войск противника и наличии на территории Людиновского района немецко-фашистских соединений, мероприятиях и сроках по угону советских граждан в Германию, об акциях по конфискации скота для нужд немецко-фашистских войск, пособниках и изменниках Родины.
И конечно же, отец Викторин помогал партизанскому отряду продуктами питания, посылал сухари, табак.
Важно отметить следующее: ни в документах, ни в рассказах очевидцев не вспомнилось ни одного факта негативного отношения со стороны жителей города к семье отца Викторина.
Здравием телесным отец Викторин не обладал: страдал язвой желудка, пороком сердца, неврастенией. Здоровье его со временем усугубилось, и он часто говорил, что не доживёт до победы. Так и произошло. Тяжело заболев в июле 1944 года, отец Викторин больше не служил в храме, а 15 августа 1944 года отошёл ко Господу.
Отец Викторин увлекался рисованием, и нам в память об этом увлечении остались его рисунки: «Христос в терновом венце», «Храм детства».
В 1957 году члены Людиновского подполья получили правительственные награды (посмертно), а вся информация по семье священника Зарецкого была засекречена в архивах ФСБ. Спустя 53 года гриф секретности был снят. В 2007 году за отвагу и самоотверженность, проявленные в годы Великой Отечественной войны медалью «За отвагу» по Указу Президента России Владимира Владимировича Путина протоиерей Викторин Зарецкий награждён посмертно. Мемориальная доска украшает храм, где служил отец Викторин. 16 июня 2014 года умерла дочь отца Викторина Нина Викториновна Зарецкая.
Все изложенные факты более подробно описываются в книге Владислава Бахревского «Непобеждённые», третье издание которой подарено каждому участнику торжественного открытия XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».
Подвиг священника Викторина Зарецкого имеет важное значение для семейных людей. Упомянув ранее о его дочери Нине, которая пошла работать в полицию, следует заметить, что отцовские чувства никуда не денешь. Перебороть страх за свою дочь, дать согласие на риск жизни не только своей, но и своей семьи, тут нужны железные нервы и трезвый ум, которые укреплялись сердечной молитвой к Богу. Своей жизнью отец Викторин как порядочный семьянин и ответственный гражданин показал пример Живой веры в Бога, пример жертвенного служения людям, государству, Отечеству.
История этого подвига в годы Великой Отечественной войны вместила в себя совершенно разных людей, которых объединяла любовь к Родине и вера в победу над немецким фашизмом.