Гудошникова Марина Геннадиевна, заместитель руководителя ОРОиК Красноярской епархии директор автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования «Центр имени свт. Игнатия Брянчанинова»
СМОТРЕТЬ презентацию к докладу СМОТРЕТЬ фильм «К 100-летию архимандрита Нифонта (Глазова). Духовные наследники» |
«Неугасимая лампада духовного наследия архимандрита Нифонта (Глазова): солдат, монах, регент». Краткая презентация фильма «Духовные наследники»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества.
Церковь в годы Великой отечественной войны»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Николай Дмитриевич Глазов родился 19 декабря 1919 в селе Шумиха, ныне Кемеровского района, Кемеровской области в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. Имя этого святого он и получил в крещении. Окончив школу, Николай Глазов стал преподавать там географию, заочно он учился в педагогическом техникуме. Как вспоминали знавшие его в раннем детстве, еще не начав ходить в школу, он уже много времени проводил в храме Божием.
В 1939 году молодого преподавателя призвали в армию и отправили для прохождения службы в Забайкалье. Вернуться домой после демобилизации ему помешала начавшаяся Великая Отечественная война. В начале войны Николай Глазов еще продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.
После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Участвуя в сражениях, он неоднократно проявлял мужество и героизм. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем девять месяцев лечиться в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом. Но будучи человеком верующим, он достойно переносил свои физические страдания – никто никогда не слышал от него жалоб, до последних дней своей жизни он сохранял бодрость духа.
В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал руководить церковным хором в Знаменской церкви Кемерова.
В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. Здесь в обители святых преподобных Антония и Феодосия он нес послушание сначала псаломщика, а затем регента лаврского хора. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.
Начало новой волны гонений на Церковь изменило жизнь отца Нифонта. Атеистическими властями делалось все для того, чтобы закрыть древнейший русский монастырь. Понимая, что лаврское церковное пение составляет украшение всех богослужений, гонители еще до закрытия Лавры под разными предлогами стали добиваться изгнания лучших певчих и регентов. В 1957 году иеромонаху Нифонту пришлось оставить родную обитель. Но Господь не оставил его, ему удалось поступить в Саратовскую духовную семинарию. В 1961 году, после окончания семинарии по первому разряду, иеромонах Нифонт поступил в Московскую духовную академию. Академию он окончил в 1965 году со степенью кандидата богословия, и Учебным комитетом был направлен в Новосибирскую епархию, в которую тогда входило и Красноярское благочиние.
Указом архиепископа Новосибирского и Барнаульского Павла (Голышева) иеромонах Нифонт был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви Красноярска и благочинным церквей Красноярского края. Красноярск в то время был вторым по величине городом Новосибирской епархии, в нем было около 700 тысяч жителей и всего два храма. Казалось, что было сделано все для того, чтобы постепенно церковная жизнь в этом старинном сибирском городе прекратилась. Но мудрость, терпение, настрой и упорство архимандрита Нифонта в самое нравственно тяжелое для Церкви время во всем послереволюционном советском периоде не позволили этому осуществиться. Не решаясь более на прямые репрессии против служителей и их паствы, власти прилагали все усилия для нравственного и психологического разрушения самой сути духовной поддержки Церковью русского народа.
Трудами нового благочинного в Свято-Троицкой церкви был создан достойный хор. Очень часто он сам регентовал во время служб и репетиций. Старался привлечь в хор молодежь, имеющую специальное музыкальное образование. Многие из тех, кто пел в его хоре, стали воцерковленными людьми. Еще в Лавре отец Нифонт начал собирать нотную библиотеку и старался ввести в обиход хора лаврские напевы. Старые красноярские певчие говорили, что отец Нифонт и сам является автором музыки некоторых церковных песнопений.
Издревле русский народ с особым уважением и любовью относится к монастырям и монашеству. В многочисленные обители отправлялись паломники, стремившиеся побывать на монастырской службе, поговеть, причаститься, получить духовный совет. Монастыри для русского человека любого звания были и духовной врачебницей, и идеалом для устроения богослужения, и народной духовной академией. Многие русские люди стремились остаток своих жизненных лет провести в ангельском образе, в стенах какой-либо обители. Причем постриг принимали и бывшие бояре, и купцы, и крестьяне, и воины.
После революции наш народ лишился своих монастырей. Но благоговейное чувство к каждому из монашествующих в верующем народе осталось. Поэтому появление в Красноярске отца Нифонта сразу же привлекло к нему желающих (большей частью уже немолодых женщин) принять монашеский постриг. После определенной подготовки, отец Нифонт, по благословению правящих архиереев, совершал пострижение. Многие из его пострижениц несли послушание при Свято-Троицком храме.
Двадцать лет до 1985 года отец Нифонт был возведен в сан игумена и архимандрита, награжден многими церковными орденами и другими наградами. Все это время он нес послушание настоятеля Свято-Троицкого храма и благочинного. Отец архимандрит, несмотря на свои телесные немощи, постоянно ездил по приходам Красноярского края. Ему приходилось, используя свой авторитет и то уважение, которым он пользовался как фронтовик, помогать настоятелям решать возникшие у них административные вопросы, как внутри прихода, так и с представителями местной светской власти. Даже завзятые атеисты до сих пор вспоминают его с нескрываемым уважением – настолько высок был его авторитет, так хорошо были известны его неподкупность и твердость духа. Безусловно, многое порой решало славное военное прошлое отца архимандрита, его высокие награды, очевидные всем последствия тяжелого ранения. Но одного этого было бы мало, не прояви себя отец Нифонт еще и недюжинным дипломатом, прекрасным проповедником, умеющим пробудить совесть и заставить задуматься о душе и самого замшелого чиновника, от действий которого зависело решение вопросов, связанных со «служителями культа».
Неукоснительному и ревностному следованию евангельским заповедям архимандрит Нифонт учил и свою паству. Несмотря на запреты и препоны, многие красноярцы тянулись в дом Божий. Ни одному из них не отказал отец Нифонт в совете, в утешении и помощи, и когда наступили времена духовной свободы, многие из вновь пришедших в храмы Красноярска прихожан называли своим первым духовным отцом и наставником именно отца Нифонта. Архимандрит Нифонт старался поддерживать всех — и верующих, и невоцерковленных людей, встреченных им на его долгом жизненном пути.
Часто приходилось бывать отцу Нифонту и в Новосибирске. Он не только бывал в епархиальном управлении, но и участвовал в архиерейских богослужениях, особенно в годы святительства владыки Гедеона. Несколько раз на Вознесение — престольный соборный праздник – и на День Ангела Владыки Гедеона архимандрит Нифонт управлял архиерейским хором.
В 1985 году отец Нифонт вышел за штат, но он по-прежнему приходил молиться в Свято-Троицкий храм. В 1989 году красноярским верующим был возвращен Покровский собор, отобранный у них в начале 60-х годов. К этому времени архимандрит Нифонт жил рядом с этим храмом. Поэтому он очень обрадовался новому храму, и почти каждый день приходил на службу. Автор этих строк вместе с другими молодыми тогда священниками с благодарностью вспоминает советы и участие отца архимандрита по отношению к духовенству, начинавшему тогда свое служение. Отец Нифонт внимательно слушал проповеди молодых священников, старался воодушевить, отмечал удачные места, советовал, как избегать тех или иных недостатков. Многие из нас получили на молитвенную память от отца Нифонта книги и ноты из его библиотеки.
Вместе с настоятелем собора протоиереем Сергием Тимоновым отцу Нифонту удалось организовать небольшой молодежный хор (точнее ансамбль), для пения в будние дни. В него вошли студенты института искусств. Отец Нифонт был «художественным руководителем и главным дирижером», но в то же время, и все студенты по очереди становились за регентский пульт. Каждую субботу отец архимандрит подходил к священнику, заступающему на череду служения, и спрашивал, какие песнопения и каких композиторов или монастырских распевов молодой батюшка желал бы услышать. Причем предполагалось, что в каждые день седмицы будет звучать разные «Херувимские» и «Милости мира».
Запомнился случай, когда в июне 1990 года в собор пришли курсанты Красноярского военного училища и попросили отслужить молебен по случаю окончания училища и присвоения лейтенантских званий. Настоятель и священники, единодушно решили, что слово молодым лейтенантам должен, конечно, сказать архимандрит Нифонт.
В назначенный день в собор вошли несколько десятков лейтенантов – в новеньких мундирах, с блестящими погонами, вместе с родителями, невестами, а кто-то и с молодыми женами. После молебна на амвон вышел семидесятилетний старец-архимандрит в рясе, украшенной не только высокими наградами Русской Церкви, но и многочисленными орденами и медалями. По рядам молоденьких лейтенантов прошел вздох удивления. Перешептываясь, они с восторгом смотрели на него.
Архимандрит Нифонт говорил о любви к Отчизне и офицерской чести, сравнивая воинское служение с христианским исповедничеством. Вспоминая свой собственный лейтенантский выпуск, он сказал, что тогда в 1943-м они, такие же молодые лейтенанты, отправлялись из училища прямо на фронт и каждый из них прекрасно понимал, что с войны он может не вернуться. Поколение лейтенантов, пришедших в этот день в собор, начинает свою службу в совсем иных условиях. Но каждый из них должен осознавать, что воинская служба в любые годы сопряжена с трудностями, опасностями и даже с вполне реальной возможностью умереть за Родину. Он напомнил, что очень скоро им, молодым офицерам, будут вверены души и жизни еще более молодых мальчишек, поэтому им, молодым командирам следует быть очень требовательными к себе и внимательными к подчиненным.
После молебна несколько некрещеных выпускников училища приняли Таинство Крещения.
К сожалению, годы, старые раны и болезни брали свое. Три последних года своей жизни Николай Дмитриевич почти не выходил из своей квартиры. Но и последние в жизни испытания он встретил мужественно, с твердым упованием на милость и помощь Божию. Скончался архимандрит Нифонт 28 июня 2004 года и был погребен за алтарем Свято-Троицкого храма, в котором прошли десятилетия его настоятельства.
С момента праведной кончины архимандрита Нифонта (Глазова) по благословению пребывавшего в тот момент вне пределов страны архиепископа Красноярского и Енисейского Антония в храмах и приходах епархии совершались заупокойные поминовения. Священнослужителями епархии поочередно читалось Святое Евангелие, совершались заупокойные литии и панихиды.
В самый день погребения отца Нифонта, 30 июня, в Свято-Троицком соборе Красноярска были совершены Божественная литургия и отпевание по монашескому чину, возглавленные архиепископом Уральским и Гурьевским Антонием, духовным наставником которого отец Нифонт был в начале его иерейского служения. Владыке сослужили благочинные округов Красноярской епархии, настоятели и священство храмов Красноярска. Погребен архимандрит Нифонт в соборной ограде, близ алтарной апсиды храма, в котором прошли последние десятилетия его подвижнического служения.
22 декабря 2019 года по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона прошел первый хоровой фестиваль «Октоих» для клиросов Красноярской митрополии Русской Православной Церкви, посвященый творчеству св. Иоанна Дамаскина (17 декабря) и памяти архимандрита Нифонта (Глазова), 100-летие со дня рождения отмечалось 19 декабря 2019 года.
Наш фильм стал победителем в номинации «Документальное кино» на конкурсе, посвященном 100-летию журналистики Красноярского края и будет представлен на восьмом медиафестивале Красноярской митрополии «Сретенская свеча».