Малеванов Евгений Юрьевич,
ректор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
О координационной деятельности Академии по научно-методическому сопровождению преподавания курса ОРКСЭ.
Доклад на III конференции учителей ОПК
города Москвы и Московской области
XXIII Международные Рождественские образовательные чтения
20 января 2015 г., Храм Христа Спасителя
Федеральное государственное автономного образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее Академия), начиная с 2009 года, с периода апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 19 субъектах Российской Федерации, осуществляет научно-методическую и организационно-педагогическую координацию деятельности всех участников введения курса ОРКСЭ.
Эта работа проводится на основе поручений Минобрнауки России. Руководящую роль в организации, определении содержания и создании условий для введения курса выполняет Координационный Совет при Минобрнауки России под руководством Министра Ливанова Д.В.
Весь комплекс мероприятий, осуществленных в 2009-2014 годах, Академия реализует в тесном рабочем контакте с региональными органами управления образованием, учреждениями повышения квалификации и методическими службами.
С 2011 года установлено взаимодействие со всеми региональными образовательными организациями дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации педагогических кадров при введении комплексного курса ОРКСЭ является основным стратегическим условием, обеспечивающим эффективность его внедрения, а также выступает и важнейшим внутрисистемным ресурсом научно-методического и организационно-педагогического сопровождения государственной политики в сфере образования в регионах.
Подготовка специалистов в регионах проводится как по программам, разработанным на федеральном уровне в период апробации, так и по региональным. При повышении квалификации в форме очно-заочных курсов применяются дистанционные формы повышения квалификации, вебинары и другие средства IT.
Сопровождение и поддержка внедрения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется на основе информационно-коммуникационных технологий через специализированный сайт http://orkce.org, на котором
- размещаются нормативные, методические материалы;
- проводится консультационная и методическая поддержки педагогических кадров;
- освещается работа методического объединения по внедрению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
С периода введения курса в штатном режиме во всех школах Российской Федерации с 2012-2013 учебного года специалистами Академии проводится ежеквартальный мониторинг реализации ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации.
Начиная с августа 2012 года, информационное и техническое сопровождение мониторинга внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях проводится посредством Информационно-аналитической системы (ИАС), разработанной специалистами Академии.
- Статистическая и аналитическая информация по курсу ОРКСЭ заполняется на сайте региональными координаторами введения курса, из всех 83 субъектов Российской Федерации. Координатор назначен приказом органа власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
- Куратор от Академии и Минобрнауки России в любое время может просмотреть текущее состояние системы по заполнению опроса региональными координаторами:
— дату последнего редактирования данных координатором;
— ФИО, должность, контактные данные регионального координатора;
— диаграмму заполнения, отражающую график динамики заполнения таблиц по регионам,
— статистическую информацию по любому субъекту и сводный статистический анализ по РФ
Данные мониторинга введения комплексного курса ОРКСЭ представляются в Минобрнауки России и размещаются на сайте http://orkce.org.
За данный период Академией было реализовано более 30 мероприятий, направленных на успешное введение курса.
В целях продвижения государственной политики, разъяснения актуальных задач, стоящих перед педагогическим сообществом при введении курса, формирования единых подходов к преподаванию основ религиозных культур и светской этики проводятся совещания, интернет-конференции, научно-практические конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы, анализируется накопленный опыт преподавания курса ОРКСЭ, презентуются лучшие педагогические практики. В конференциях принимают участие, как правило, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, представители региональных учреждений дополнительного профессионального образования, в том числе и руководители, представители конфессий. Самыми активными участниками конференций являются, конечно, представители образовательных учреждений: директора, заместители директоров и учителя ОРКСЭ. По материалам конференций изданы электронные сборники статей, размещенные на сайте.
С целью совершенствования содержания и методик преподавания учебного курса ОРКСЭ преподавателями Академии при участии членов методического объединения разработаны и согласованы с соответствующими религиозными организациями методические пособия для учителей. В этих пособиях дано дополнительное (к учебнику) конфессиональное содержание, определены формы, методы, технологии работы учителя, возможности организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся, их духовно-нравственного воспитания.
Методические пособия разработаны в соответствие с программой и учебниками ОРКСЭ Издательства «Просвещение», утвержденными МКС и прошедшими апробацию в 2010/2011, 2011/2012 учебных годах в 21 субъекте Российской Федерации.
Разработаны практические рекомендации по внедрению курса ОРКСЭ для педагогических и управленческих кадров ОУ, которые включают набор наиболее значимых направлений:
- нормативно-правовую базу введения курса ОРКСЭ;
- описание алгоритма введения курса ОРКСЭ в образовательном учреждении, системы повышения квалификации учителей ОРКСЭ;
- систему методического обеспечения введения курса;
- систему мониторинга введения курса,
- систему работы с родителями обучающихся;
- систему работы с религиозными и общественными организациями;
- рекомендации по информационной поддержке введения курса и работе со СМИ.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Результаты мониторинга показывают, что в большинстве регионов проведена серьезная работа по разработке и внедрению методического сопровождения курса.
В то же время в дополнение к утвержденному федеральному перечню учебников и учебно-методических разработок большинство регионов разрабатывает и включает в учебный процесс рабочие тетради, учебно-методические пособия, которые не всегда соответствуют требованиям, не проходят внешнюю экспертизу, что противоречит установленным нормам.
Не разработаны единые требования к программам повышения квалификации преподавателей курса и к профессиональным компетенциям преподавателей.
В связи с этим на 2015 год Академией планируется реализация следующих задач:
- Определить уровень владения учебным материалом по курсу ОРКСЭ преподавательского состава.
- Провести анализ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ, разработанных на федеральном и региональном уровнях.
- На основе анализа и с учетом выявленных недостатков разработать примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ по всем имеющимся модулям с участием представителей религиозных организаций.
- Провести мониторинг качества преподавания курса ОРКСЭ по всем субъектам Российской Федерации с разработкой диагностического инструментария.
- На основании мониторинга качества преподавания курса ОРКСЭ разработать методические материалы для последующего их использования как в системе повышения квалификации, так и на уровне подготовки педагогов в высшей школе.
- Подготовить аналитические материалы и рекомендации для субъектов Российской Федерации по дальнейшей реализации курса ОРКСЭ и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России в основой школе в связи с плановым переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
- Проанализировать содержание образовательных программ по курсу ОРКСЭ.
- Провести социологический опрос педагогов, родителей, представителей традиционных для Российской Федерации религий, управленцев сферы образования и преподавателей высшей школы.