Епископ Скопинский и Шацкий Питирим
|
Вступительное слово на секции
«Актуальные вопросы изучения и преподавания церковнославянского языка»
в рамках XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
27 января 2025 г., конференц-зал храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, г. Москва
Дорогие отцы, братья и сестры, участники и гости ΧΧΧV-й богословской конференция ПСТГУ, посвященной Актуальным вопросам изучения и преподавания церковнославянского языка, рад приветствовать вас на ежегодных Международных Рождественских Образовательных Чтениях.
Для условного современного чиновника от образования, как принято у нас в последние тридцать лет – либерального, без рода, без племени, такого Ивана, не помнящего своего родства, или библейского Исава, продавшего первородство за чечевичную похлебку, – само название нашей конференции покажется устаревшим, не актуальным, лежащим в тесном пространстве чисто научных интересов небольшой группы узких специалистов: филологов, преподавателей духовных и богословских учебных заведений, а также учителей воскресных школ. Кому нужен церковно-славянский язык? Мертвые письмена давно умерших людей. Если бы этот чиновник знал Евангелие, он бы даже мог процитировать призыв Спасителя мертвым хоронить своих мертвецов (Лк.9:60). Но беда в том, что Евангелие нынешние образованцы не читают даже в переводе на русский язык. Да и мертвым церковно-славянский нельзя назвать. Он никогда не был живым в общепринятом смысле – на нем не разговаривали. На нем молились и обращались к Богу. Это тот самый ангельский язык, про который писал св. ап. Павел в 1-м послании к Коринфянам (1Кор.13:1). Это язык, на котором нельзя произнести ни одного скверного слова. Язык святых. Это тот корень, из которого произросла вся славянская, в том числе и русская культура.
Когда наша великая русская культура перестала обогащаться литературными шедеврами? – Когда перестали творить те, кто с детства был обучен церковно-славянской грамоте, в ком продолжали течь соки из корней православной традиции, даже если сами новые побеги покрывались порой листьями безбожия. Произведения современного искусства, в том числе и литературы, – это отрезанные от корней ветви, привитые к одичавшему древу западной цивилизации. Они густо покрыты листвой, могут даже пышно цвести, но плод их исполнен смертоносного яда.
Таким образом отрыв от корней – церковно-славянской грамоты – чреват самыми пагубными последствиями вырождения отечественной культуры и потери нашей русской православной идентичности. Это вопрос выживания нас, как самобытного народа со своей уникальной цивилизацией. То есть задача сохранения церковно-славянского языка и возвращение его в школьные образовательные программы – это задача государственного масштаба, без скорейшего решения которой наша страна без внешней оккупации сама превратится в колонию Западного, уже даже не постхристианского, а антихристова мира – колонию во всех смыслах.
С самого раннего возраста, как только ребенок приступает к освоению грамоты, ему необходимо прививать навыки чтения и понимания церковно-славянского языка, чтобы начали формироваться русский, православный характер, образ мышления и чистая, святая речь. Это особенно важно в настоящий момент, когда все пространство Святой Руси покрывается отборной матерной бранью. Мы уже давно упустили время, когда надо было воспитывать подрастающее поколение на достойных примерах православных святых, героев отечественной истории, положительных литературных образах. Мы вырастили три поколения потребителей, чей замусоренный иностранной и нецензурной лексикой язык выдает их плачевное духовное состояние, от которого и депрессии, и всевозможные зависимости, и самое страшное – самоубийства. И все это от того, что ветви отпали от своих живительных корней – они засыхают и гибнут.
Так что тема нашей конференции самая что ни на есть актуальная и жизненная. Важно, чтобы это наконец-то поняли чиновники такого уровня, на котором не должно быть места образованцам, отщепенцам и приспособленцам. Призываю Божие благословение на работу нашей секции церковно-славянского языка Международных Рождественских Образовательных Чтений!