Формирование системы ценностей
у молодёжи – нравственный фундамент,
на котором строится жизнь.
Котовчихина Наталия Дмитриевна
доктор филологических наук,
профессор, главный научный сотрудник
Международного научно-методического
центра по изучению литературного
наследия М.А.Шолохова
ФГБОУ ВО «Московский государственный
университет технологий и управления
имени К.Г.Разумовского (ПКУ)»
Kotoshikhina Natalia Dmitrievna
Doctor of Philology,
Professor, chief researcher
International scientific and methodological
center for the study of literary
heritage of M. A. Sholokhov
FSBEI «Moscow state
University of technology and management
named after K. G. Razumovskiy (PKU)»
Ключевые слова: молодежь, добро и зло, помощь ближнему, нравственные ценности и смыслы жизни.
Аннотация: Автор статьи остановилась на важных для каждого человека понятиях: добро и зло, истинное и ложное, нравственное и безнравственное в жизни. В статье поднимается вопрос о том, насколько важно формирование у молодёжи ценностных ориентиров. Это вопрос о духовной экологии человека, об основах его морали, о том нравственном фундаменте, на котором строится его дальнейшая жизнь.
Мы живём в очень непростое время. Происходящие вокруг нас войны, катастрофы разного рода, пропаганда насилия и жесто-кости не могут не отразиться на человеческой душе. Особенно это касается молодёжи. В современном мире молодые люди не только учатся в школе, вузе, других учебных заведениях. От того, что они слышат, что они читают, на какие авторитеты ориентируются, зависит то, какими они станут: нравственными, ответственными за свои поступки, любящими Родину, готовыми служить ей или заботящимися только о своём материальном благополучии, не имеющими твёрдых нравственных устоев, извращающими святые для каждого человека понятия «добро», «милосердие», «помощь ближнему».
В сложной исторической ситуации, когда враги православия посягают на его вековые основы, пытаясь лишить грядущее поколение твёрдого духовного фундамента, основанного на православной вере, важно вновь и вновь обращать молодёжь к примерам жизни людей, посвятивших свою деятельность бескорыстному служению Отечеству, духовному просветительству народа, помогающих обрести веру в незыблемость нравственных основ, заложенных в православии, умению твёрдо отстаивать эти основы, отличать истинную веру от приспособления православия под свои корыстные цели. Сегодня это особенно актуально.
Говоря об инновациях в образовании, нельзя забывать о том огромном образовательном и воспитательном потенциале, который заложен исторических традициях народа, в православии, в русской литературе. К этим духовным источникам необходимо постоянно прикасаться, их надо изучать.
Большая работа в этом направлении проводится в МГУТУ им. К. Г.Разумовского (ПКУ) в рамках общеуниверститетского проекта «Культура и искусство народов России. Внутренний туризм». Студенты, учащиеся школ кластера непрерывного казачьего образования, кадетских корпусов, магистранты и аспиранты вовлечены в научно-исследовательскую, проектную, поисковую работу, в том числе, связанную с посещением святых для России мест. Паломнические поездки имеют образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую, патриотическую цели.
Одной из таких святынь является знаменитая Глинская пустынь. Жизнь и деятельность её старцев — высочайший образец благочестия. В течение пяти столетий Глинская пустынь является могучим центром духовного просвещения. Трудно себе даже представить этот огромный период времени. За пять веков, прошедших с момента основания монастыря, в Глинской пустыни ничто не утеряно и ничто не забыто. Молодому поколению важно увидеть собственными глазами, что могут сделать для Отечества люди, не имеющие материального богатства. Глинская пустынь обладает богатством, которое значительно выше материального, — богатством духовным.
Своей подвижнической деятельностью глинские старцы оказывали влияние на все слои общества. За советом и наставле-нием к ним обращались паломники со всех концов России. Встречи с Глинскими старцами искали государственные мужи, полководцы и даже сами цари. Особое внимание монастырь уделял детям. Монастырь выпускал духовно-нравственную литературу, издавал детские книги. При монастыре был создан дом трудолюбия, где обучали ремёслам школьников-сирот. Опыт работы глинских старцев с детьми нашел отражение в ряде интересных воспомина-ний, документальных свидетельств. В них содержится анализ педагогической деятельности старцев, их методические рекоменда-ции для педагогов, работающих с молодежью. Важны и поучитель-ны разные виды работы старцев Глинской пустыни.
Глинская пустынь была инициатором борьбы с сектанством в Курской епархии. Сами, живя очень скудно, иноки помогали бед-ным, содержали богодельни, принимали странствующих, бесплат-но предоставляли им жильё, в период неурожая снабжали крестьян хлебом. Большое внимание уделялось в Глинской пустыни меди-цинскому обслуживанию паломников.
Глинская пустынь прославилась своей патриотической дея-тельностью. В период войн многие послушники по благословению настоятеля уходили на фронт защищать Отечество. Насельники монастыря становились полковыми и флотскими священниками. Монахи, оставшиеся в тылу, отправляли на фронт продукты, одеж-ду, обувь, оборудовали лазареты для раненых, санатории для реабилитации воинов после ранения. Был устроен приют для детей, чьи родители погибли на фронте. В монастыре принимали бежен-цев, кормили, одевали их, окормляли духовно. По свидетельству Святейшего Патриарха Алексия II, глинские старцы совершили наивысший христианский подвиг: «живя вне мира, они служили миру»[1]. Жизнь и деятельность монахов Глинской пустыни – своеобразная модель воспитания, образец самоотверженного служения людям, искренней, глубокой веры в Бога. Этот пример духовного подвижничества важен для воспитания молодёжи.
Не менее важно обращение к выдающимся образцам русской литературы, которая имеет огромную роль в процессе воспитания нравственного человека, гражданина своего Отечества. Этому посвящены в МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) аудиторные занятия по проекту «Культура и искусство народов России. Внутренний туризм».
«Русская литература – одна из самых древних литератур Европы. Ценности и смыслы литературы складывались веками, основываясь на нравственных, этических и эстетических постулатах, предложенных вначале фольклором, а потом древнерусской литературой. В своём исследовании, посвящённом этапам развития русской литературы, академик Д.С. Лихачёв проанализировал, как формировалась русская литература, начиная с древних времён, накапливая мудрые традиции, формируя смысл и значение человеческой жизни, отвечая на основные вопросы мироустройства»[2]. «Изначально русская литература ставила высокую шкалу ценностей. Героями произведений были фигуры исторические, героические, способствующие воспитанию у читателей определенных нравственных ценностей и жизненных смыслов: чувства чести, доблести, долга. Это были Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, которые сыграли значительную роль в исторических событиях, также лица безвестного происхождения – святые отшельники, подвижники, просветители, деяния которых формировали нравственные ориентиры нации» [Там же]. Споры о героях идут века. Литература предлагает читателям разных героев: мужественных борцов за справедливость и маленького человека, заслуживающего сочувствия, сострадания; людей, бросающихся в огонь битвы за идею, в которую верят, и лишних людей, не нашедших смысл своего существования; сторонников и противников государственного устройства и мелких людей, недовольных жизнью, ноющих, ждущих манны небесной; супергероев фантастических произведений, наделенных необычайной силой и желанием повелевать миром. Главную задачу литературы писатели видят в том, чтобы помочь ответить читателям и самим себе на волнующие вопросы, дать те нравственные ориентиры и ценностные парадигмы, которые выработаны человечеством веками.
Говоря о проблемах воспитания нравственной личности, нельзя не коснуться вопроса о вере. Если жизнь и деятельность глинских старцев можно считать образцом истинной веры, то русская литература, наряду с изображением героев, искренне любящих ближних, самоотверженно служащих Отечеству, с горечью и сарказмом нарисовала других людей, которые, ни во что не веря, совершая страшные, жестокие поступки, скрывают своё истинное лицо под маской благочестия и веры в Бога.
Что значит быть по-настоящему верующим человеком? Чем истинная вера отличается от желания скрыть за внешним поклонением Богу своё истинное жестокое лицо, столь не характерное для верующего человека? Что такое лицемерие и в чём его страшная суть? Эти вопросы волнуют молодёжь. Поэтому одна из задач, стоящих перед преподавателями МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ), на занятиях по проектной деятельности познакомить студентов с произведениями выдающихся русских писателей, поднимающих эти непростые вопросы. Возьмём для примера два произведения: рассказ А.П. Чехова «Казак» и рассказ М.А.Шолохова «Алёшкино сердце».
Раннее творчество А.П.Чехова связано с созданием коротких рассказов, в которых представлено разное авторское отношение к «маленькому человеку». Это комические сценки из жизни «маленького человека», анекдоты, бытовые зарисовки. Писатель выбирает реальные, приближенные к жизни ситуации. Чехов не только иронизирует, он часто сочувствует своим героям. В коротких бытовых зарисовках автор раскрывает глубокую психологическую драму «маленького человека». К таким рассказам относятся «Пересолил» (1885), «Сапоги» (1885), «Сирена» (1887) и рассказы, связанные с донской проблематикой: «Письмо донского помещика N к ученому соседу доктору Фридриху» (1880), «Печенег» (1887), «Красавицы» (1888), «В родном углу» (1897) и др.
Интересен рассказ «Казак», который был впервые опубликован А.П.Чеховым в «Петербургской газете» за 1887 г. № 99. Несмотря на то, что казак во внешней линии сюжета занимает второстепенное место, именно его образ является смысловым центром повествования, движет столкновением характеров, мировоззрений, а также мыслями и чувствами героя. Простой, обыденный сюжет имеет глубоко трагическую основу.
В начале рассказа арендатор донского хутора Низы Максим Торчаков по пути из церкви, где освящали кулич в предпасхальный день, любовался окружающей средой, молодой женой, с удовольствием думал о том, что и в хозяйстве у него всё исправно. Эти мысли отразились во внутреннем монологе Максима Торчакова. Характеризуя состояние героя, автор неслучайно ввёл оценочные эпитеты: «всё ему казалось светлым, радостным, счастливым, жена – красивой, доброй и кроткой» [3]. Эпизод с больным казаком, встреченным по дороге из церкви, которого жена не позволила угостить куличом, удручающе подействовал на героя, вызвал в душе досаду и раздражение. Последующий внутренний монолог Максима Торчакова противопоставлен первому, оптимистическому. Он состоит из мрачных мыслей: «Всю дорогу до самого дома Торчаков молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её не было» (С 384).
События разворачиваются стремительно. Герой пытается убедить жену в том, что они поступили с казаком неправильно, жестоко. Максим Торчаков и довод приводит убедительный: «Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним, как со свиньёй, обошлись. Надо бы его, больного, домой привезть, покормить, а мы ему кусочка хлеба не дали» (С 384). После бесполезных споров с женой герой не может найти себе места, всё валится из рук, одолевают мрачные мысли. Он едет на место, где встретился с казаком, не найдя его, впадает в уныние, ему мерещатся то больные глаза казака, то голос, то походка. Образ казака в рассказе выступает в качестве камертона разбуженной совести. О жене Максим Торчаков думает теперь с досадой и раздражением, изменились оценочные эпитеты: «… жена казалась теперь злой, жестокой и некрасивой» (С 386). Вместе с мечтой о счастье рухнула жизнь. Рассказ заканчивается драматически. «Молодой герой спился, в пьяном виде скандалил, высказывая жене своё недовольство жизнью с ней, а в трезвом виде ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак…» (С 386). За изображением героя рассказа стоит автор-рассказчик, который является главным распорядителем сюжета. Он держится в тени, давая героям возможность действовать самостоятельно, но как проницательный человек он понимает духовные стремления и мотивы поступков своего героя. Автор ставит перед читателем несколько вопросов: в чём красота человека: во внешней привлекательности или в поступках? Как можно это почувствовать? В чём истинная вера? А.П. Чехов сталкивает внешнюю миловидность жены героя, её желание следовать христианской традиции подготовки к святому дню Пасхи и внутреннюю черствость, жестокость этой женщины, лишенной милосердия, а значит и истинной веры. Как относится А.П. Чехов к своему герою, внешне несколько комическому, но по сути глубокому, способному к состраданию и покаянию? Чехов сочувствует герою и даёт возможность читателю разделить это сочувствие. Рассказ с драматическим сюжетом затрагивает ключевые вопросы о вере и безверии, об искренности и лицемерии, о добре и зле.
М.А.Шолохов так же, как А.П.Чехов, поставил в рассказе «Алёшкино сердце» вопрос об истинной и ложной вере. Рассказ «Алёшкино сердце» (впервые опубликован в Журнале крестьянской молодёжи, 1925, № 5, 31 марта). После первой публикации он был переработан, изменено заглавие (первое заглавие – «Алёшка»). В основе рассказа реальные события и люди. В центре сюжета семья Крамсковых из станицы Каргинской. Глава семьи Фёдор Дмитриевич – участник Первой мировой войны и Вёшенского восстания – вместе с белыми казаками отступал на Кубань и погиб. Его жена Матрёна Михеевна (в рассказе Анисимовна) осталась одна с шестью детьми. В 1921 году она умерла от тифа, умерли от голода трое её детей. Из оставшихся в живых Тасю (в рассказе Поля) убила соседка Макарчиха (прозвище происходило от отчества Макарьевна), застав её спящей в своём курене. Пыталась она убить и Алёшу, поймав его в погребе, где он пил молоко. Рассказ страшный по содержанию. Макарчиха богата, ни в чём не нуждается, считает себя верующим человеком. Она ходит в церковь, истово крестится, не пропускает церковные праздники. После совершенного убийства она спокойно готовится к празднику: «На другой день – праздник Троица. У Макарчихи пол усыпан чабрецом и богородицыной травкой. С утра выдоила корову, прогнала её в табун, шальку достала праздничную, цветастую, в разводах, покрылась и пошла к Алёшкиной матери» [4 С94]. Она пошла к бедной женщине не для того, чтобы покаяться, умолять о прощении за убийство детей, а чтобы отобрать последнее: «Я, признаться, зашла узнать, не будешь ли ты продавать свою хату?» [Там же. С 98].
Характер Макарчихи, её отношение к жизни, к людям построен по принципу контраста с характером мальчика Алёшки, несчастного ребёнка, вовлеченного в водоворот драматических событий гражданской войны и едва не погибшего от рук Макарчихи. Однако М.А.Шолохов показал, что беды, обрушившиеся на семью и на его хрупкие плечи, не убили в нём доброты и желания быть полезным людям. Символично название рассказа – «Алёшкино сердце». Доброе, смелое Алёшкино сердце покорило окружающих его прошедших войну суровых людей, вызвало уважение к мальчику, сохранившему доброту и милосердие. Для М.А. Шолохова, как и для Чехова, всегда была важна не только историческая, но и духовная составляющая жизни народа. О чем они постоянно писали в своих произведениях.
В паломнических поездках и на аудиторных занятиях по проектной деятельности студенты получают не только навыки исследовательской работы. Они учатся отличать главное в жизни от второстепенного, истинное от ложного, лицемерное от искреннего, настоящее от подделки. Живые исторические литературные примеры способствуют формированию у молодёжи жизненных смыслов, важных для их будущего. А на старшем поколении лежит ответственность за тот нравственный фундамент, который мы формируем у молодёжи в процессе обучения и воспитания.
Литература:
- Котовчихина Н.Д. Опыт глинских старцев для нас особенно важен//Глинские чтения, 2004, № 1. С 59.
- Котовчихина Н.Д. Мировое значение русской литературы // Русский язык и литература в мировом культурном простран-стве. Ценности и смыслы: сборник материалов Международ-ной научно-практической конференции 23-24 мая 2013 г./Под научной редакцией Н.Д. Котовчихиной. М.: «Экон-Информ», 2015. С 8.
- Чехов А.П. Собр.соч. в 12 тт. C 382, 385.
- Шолохов М.А. Собр. соч. в 10 тт. Т 2. С 8, 94.