Матвеев Вячеслав Михайлович, специалист по экспертно-аккредитационной деятельности,
|
«Конфессиональная аттестация. Итоги 2017 года»
Доклад на совещании с директорами, духовниками и педагогами ПОО , а также с руководителями ЕОРОиК
«Миссия православной школы в культурно-образовательном пространстве»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
26 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Ваше Высокопреосвященство, уважаемые коллеги, друзья!
В первую очередь хочу поблагодарить Владыку Георгия, который любезно согласился не только возглавить наше совместное совещание, но и подробно рассказать о системе православного общего образования, выстроенной на территории Нижегородской епархии.
Конечно, благодарю вас, всех тех, кто неизменно посещает это уже ставшее традиционным собрание директоров православных образовательных организаций.
Отмечу, что приглашение главы Нижегородской митрополии в качестве председателя сегодняшнего совещания было неслучайным. Синодальный отдел религиозного образования хотел, чтобы директора школ и гимназий услышали о том, как можно системно работать на уровне региона, как эффективно можно выстраивать отношения между всеми ведомствами, от деятельности которых, так или иначе, зависит развитие частных школ, реализующих православный компонент.
Могу предположить, что многие из вас с некоторым недоумением, может даже с обидой, восприняли эту информацию, но уверяю вас – это было сделано с одной лишь целью – показать, что православные школы могут развиваться должным образом, могут составлять достойную конкуренцию государственным и муниципальным образовательным организациям, могут несмотря на кажущееся отсутствие проблем достигать серьезных результатов в обучении и воспитании.
Конечно, все это возможно исключительно при должном отношении епархиальных структурах, от благоприятного расположения о стороны органов управления образованием региона, в том числе от благорасположенности глав регионов и т.д. Однако согласимся, что и от руководителей школ и гимназий, от того, какая царит атмосфера в педагогическом коллективе, зависит не мало.
Синодальный отдел в 2017 году провел аттестацию 45 православных образовательных организаций, включая 4 детских сада. Впервые прошли аттестацию 8 гимназий и 2 центра дополнительного образования.
К нашему большому сожалению, не справились с очередной аттестацией 2 образовательные организации, обе расположены на территории Московской городской епархии.
Необходимо отметить и 33 образовательные организации, которые не подали документы или просто не вспомнили о такой необходимости: подтвердить свой конфессиональный статус. Среди тех, кто ни разу не проходил аттестацию, либо у кого конфессиональное представление закончилось более 2-х лет назад значатся: Абаканская, Архангельская, Владикавказская, Владимирская, Губкинская, Каменская, Козельская, Московская областная, Оренбургская, Псковская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тобольская и Ярославская епархии.
На протяжении многих лет я нередко слышу негативные, а порой и резкие выпады директоров наших школ в отношении получения или продления представления Русской Православной Церкви. Мол, зачем это все нужно? Да и без него справляемся… А что нам дает этот документ? Вы лучше финансовые проблемы наши решайте и т.д., и т.п.
По-прежнему считаю, что подобный настрой не только не улучшит ситуацию, но со временем обязательно повлечет за собой негативные последствия. А страдать опять будут дети. Сколько подобных примеров было за последние 2-3 года.
Сегодня я анонсирую скорый выход новой редакции «Положения о выдаче конфессионального представления РПЦ и конфессиональной аттестации», которое, напомню, было утверждено Святейшим Патриархом Кириллом в ноябре 2010 года. Дополнения будут касаться вопросов получения представления по упрощенной схеме для тех, у кого была перерегистрация Устава или смена наименования организации. В этом случае в Отдел направляются новая редакция Устава, актуальная выписка из ЕГРЮЛ, прошение на имя Председателя СОРОиК и оригинал конфессионального представления с приложением.
Не могу не упомянуть и о том, как обстоят дела у тех образовательных организаций, которые получили конфессиональное представление, но на ограниченный срок. В подобных ситуациях также наметилась не вполне нормальная тенденция.
По итогам каждой аттестации в адрес школы или гимназии направляются рекомендации специалистов СОРОиК. Как правило, они касаются либо недостатков в части учредительных, либо учебно-методических документов. Отдельным пунктом всегда идет отсылка к квалификационным требованиям к администрации.
Могу констатировать, что в подавляющем количестве эти рекомендации так иостаются не учтенными, а потому кочуют от аттестации к аттестации.
Мне сложно судить, в чем же причина, но очевидно, что бездействие со стороны руководства школ и гимназий только тормозит развитие находящихся в их управлении учебных заведений.
Хочу обратить внимание на еще один немаловажный аспект, который характеризует большинство наших школ. Речь об определенной замкнутости, закрытости от внешнего мира. Не так много школ, которые идут на контакт с муниципальными школами, которые являются площадками для проведения мероприятий.
Есть в этом какое-то неприятие внешних условий, нежелание выходить за рамки собственной ограды, а ведь детям, которых мы воспитываем, потом жить в этом внешнем мире, и как часто они оказываются совершенно неготовыми к этому. Вся наша система православного общего образования выстраивается, на мой взгляд, таким образом, что выпускники оказываются неприспособленными к жизни в социуме. А разве можно развиваться, реализовываться вне его?
Вновь и вновь призываю всех к конструктивному, деловому общению и обсуждению любых, самых острых проблем, которые возникают по зависящим или не зависящим от вас причинам. Синодальный отдел всегда готов оказать поддержку и содействие.
Обращаясь к теме нашего совещания «Миссия православной школы культурно-образовательном пространстве», я искренне призываю вас обращаться к в СОРОиК, к епархиальным структурам с вопросами, которые самостоятельно решать не удается. И, конечно, прошу помнить о том, что православная школа не только должна быть наполнена духом любви, уважения и взаимопомощи, но и вместе с тем быть местом, которое дает ребенку прочную основу для будущей профессии, для будущей жизни в обществе.