Зорина Лариса Александровна, помощник благочинного Кирово-Чепецкого округа по миссионерской и катехизаторской работе, миссионер Всехсвятского храма, г. Кирово-Чепецк
|
«Епископ Никодим (Шатунов) – связующая нить Вятки, Москвы и Алтая»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
27-28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, Центральный Дом Ученых, г. Москва
Об исповеднике веры христовой ХХ века, уроженце Вятской губернии, прошедшего путь от простого монаха Трифонового Успенского монастыря до епископа Барнаульского, своим служением связавшего Вятку, Москву и Алтай.
Николай Андреевич Шатунов. Родился в 1855 году в крестьянской семье деревни Злобинской Усть-Чепецкого прихода Вятской губернии. Будучи крестьянином, учился лишь в Чепецком сельском приходском училище (1870-е гг.). Уже в юные годы Николай принял для себя решение посвятить свою жизнь служению Богу, поэтому отказался связывать себя узами брака.
После окончания училища в августе 1886 года по прошению определен в число послушников в Успенский мужской монастырь города Вятки.
С 14 сентября 1886 года исправлял должность иподиакона.
Через 4 года послушничества в Вятском Успенском Трифоновом монастыре был пострижен в монашество (25.06.1890).
Несмотря на свое крестьянское происхождение, в том же году епископом Глазовским Никоном был рукоположен в иеродиакона (23.09.1890), а еще через два года – в иеромонаха (25.03.1892).
Воспитанный в крестьянском хозяйстве, умевший ценить каждую копейку, он и в монастыре проявлял экономию и хозяйскую хватку.
Его назначили сначала расходчиком (с 14.02 1887 по 25.05 1894), а потом сначала исполняющим обязанности казначея (13.12.1894), а затем и казначеем обители (15.02.1895).
Имея способности и усердие, стал преподавать в монастырской школе Трифонова монастыря, которая была открыта 17 сентября 1884 года. В 1895 году иеромонах Никодим был назначен заведующим церковно-приходской школой при Успенском Трифоновом монастыре.
Состоял членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского общества (с 30.11.1897 г.), членом Вятского миссионерского общества (1892) и членом Братства Святителя Николая (1892).
В 1894 году был награжден набедренником (13.12.1894), позже получил благословение Священного Синода без грамоты (06.05.1899), был награжден наперстным золотым крестом от Святейшего Синода выдаваемым (06.05.1900).
25 июня 1901 года назначен духовником для монашествующих сестер Вятского Преображенского женского монастыря.
С 7 января по 23 марта 1904 года по указу Вятской Духовной консистории исполнял должность настоятеля Успенского Трифонова монастыря. 23 марта 1904 года по указу Вятской Духовной консистории назначен наместником сего монастыря.
6 мая 1904 года награжден саном игумена, 4 октября 1904 года был награжден палицей и возведен в сан игумена.
Наряду с благочестием и скромностью игумена, настоятели всегда отмечали его способности и усердие в несении самых разных послушаний. ”Благочестив, трезв, скромен, к послушаниям очень способен и усерден” (1902). “Трезвенно-воздержен, рассудителен, усерден к должности казначея и ревностен к благоустройству монастырских зданий, благоговейно и неупустительно ревностен к совершению богослужения” (1898). “При ревности к богослужению, отличается честным… исполнением казначейских обязанностей” (1899). “Благочестен, благоговейно совершает богослужение, послушлив и разсудителен” (1902).
Во время одного из арестов, в 1919 году, в показаниях по существу предъявленного ему обвинения, со слов Николая Андреевича Шатунова, тогда уже архимандрита Никодима, есть такая запись следователя о вятском периоде жизни подследственного Шатунова (протокол допроса, произведенного в Московской Чрезвычайной Комиссии, от 28 декабря 1919 года): “Никакого специального духовного образования не получил. До 26 лет отроду был в деревне. В детстве еще простудился и страдал ревматизмом в острой форме. Ходил только с помощью костылей. В 27 л. возрасте поступил в Вятский Трифонов монастырь, т.к. для жизни мира я уже был не пригоден, и собирался умирать. Но неизвестно, по каким причинам, ревматические боли начали уменьшаться, и я вскоре начал ходить без костылей. В Вятском мон. жил 23 года, был на должностях: 1) Расходчика, казначея и наместником монастыря. В 1907 году я был оттуда переведен в Москву…” (орфография сохранена).
Вятского игумена заметили в Москве, и 13 ноября 1907 года определением Московской Священного Синода конторы за № 175 перемещен на должность наместника Московского Заиконоспасского Ставропигиального монастыря (13.11.1907).
Уезжая в Москву, игумен Никодим оставил о себе добрую память: благодаря его финансовой поддержке в его родной деревне Злобинской была построена церковь. Она была заложена 23 сентября 1907 года. Построена, освящена в 1908 году и приписана к Рождественско-Богородицкой церкви близлежащего села Усть-Чепца. Церковь была деревянная, на каменном фундаменте с колокольней в одной связи. Церковь была освящена во имя святых Флора и Лавра. В 1909 году был образован самостоятельный приход.
Из Послужного списка настоятеля Московского Высокопетровского монастыря архимандрита Никодима:
“На собственные средства соорудил церковь в Вятской епархии Вятском уезде Усть-Чепецком приходе во имя святых мучеников Флора и Лавра, которая освящена Преосвященным Филаретом Епископом Вятским. 31.10.1908.
За сооружение на собственные средства в д. Злобинской Вятского уезда церкви награжден орденом Святой Анны 3 степени по статуту. 03.02.1910.”
С появлением церкви деревня стала именоваться селом Боголюбским.
В селе было министерское одноклассное мужское и земское женское училище.
Из Послужного списка настоятеля Московского Высокопетровского монастыря архимандрита Никодима:
“Состоял председателем комитета по устройству Злобинской школы Министерства народного просвещения в Усть-Чепецком приходе Вятской губернии. С 14.04.1907 по 10.11.1907.
Утвержден в звании Почетного блюстителя Злобинского одноклассного М.Н.П. училища Казанского учебного округа. 10.12.1909.
Утвержден попечителем Злобинского сельского училища Вятской губернии. 30.11.1912.”
Стараниями архимандрита Никодима в селе при одноклассной школе была основана библиотека.
Из Послужного списка настоятеля Московского Высокопетровского монастыря архимандрита Никодима:
“Основана библиотека его имени при Злобинской одноклассной М.Н.П. школе, в которую пожертвованы им книги религиозно-нравственного содержания. 19.03.1910.”
После того, как игумен Никодим покинул вятский край, он не перестал заботиться о построенном им храме: снабжал его всевозможной утварью, богатой ризницей, дорогими иконами, выстроил дом со службами для церковного причта.
Не забывал игумен и о Вятском Успенском Трифоновом монастыре, где провел долгие годы и принял монашеский постриг. В 1912 году, когда в Вятке торжественно отмечалось 300-летие со дня кончины преподобного Трифона Вятского, архимандрит Никодим подарил Трифоновской обители лампаду.
В 1912 году архимандрит Никодим, тогда уже настоятель Московского Высокопетровского монастыря, посетив родные места, выразил согласие построить на собственные средства каменный храм в Боголюбском при условии, если прихожане, в помощь ему, обложат себя сбором по одному рублю с каждой платежной души в течение пяти лет, а также будут вырабатывать и доставлять дрова для обжига кирпича. С этим условием прихожане Злобинской церкви согласились.
В 1913 году, в честь 300-летия Дома Романовых, архимандрит Никодим пожертвовал в местную церковь величайшие святыни: иконы св. Пантелеимона и св. Георгия Победоносца с частицами их мощей.
Каменный храм не был построен – помешала начавшаяся Первая мировая война. Но иконы были привезены на вятскую землю: 11 августа 1913 года крестным ходом в составе причта и едва ли не всего Злобинского прихода от станции Просница, куда прибыл архимандрит Никодим со святыми дарами, святые иконы были доставлены к месту назначения.
Перед отчим домом архимандрита Никодима была совершена лития. Все участники хода на коленях молились о родителях архимандрита Андрее и Надежде. Как вспоминал один из участников этого торжества, “как было не молиться, ведь эти люди, будучи простыми землепашцами, сумели воспитать в своем сыне не только видного служителя алтаря Господня и общественного деятеля, но и человека, отдающего все, что он имеет, на благо населению своих родных мест без всяких просьб и затрат с их стороны”.
От дома родителей о.Никодима крестный ход проследовал к церкви, где было совершено молебствование.
По определению Святейшего Синода, объявленному в указе Синода за № 15217 от 15 декабря 1907 года, возведен в сан архимандрита (06.12.1907).
Согласно указу Святейшего Синода, последовавшему по представлению Его Высокопреосвященства об освобождении от назначения настоятелем Лебедянского монастыря Тамбовской епархии и докладу Преосвященного Василия Епископа Можайского, резолюцией Его Высокопреосвященства за № 3230 назначен на должность наместника Саввинского Сторожевского монастыря (18.08.1909).
Указом Священного Синода за № 17700 назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря (11.12.1910).
Имеет Братский Крест I степени Православного Камчатского Братства, серебряную медаль в память царствования императора Александра III, знак С-Петербургского Совета детских приютов Ведомства учрежденного императрицей Марией, нагрудный знак и медаль в память 300-летия Дома Романовых.
По засвидетельствовании Синода об отличной усердной службе Всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны 2 степени (06.05.1914).
Указом Московской Духовной консистории за № 16754 назначен состоять в комитете для расходования и отчетности в деньгах по содержанию раненых и больных воинов в Романовской больнице при Покровской общине сестер милосердия (13.08.1914).
Указом Московской духовной консистории за № 1776 назначен председателем комиссии по постройке храма в Тверской Ямской слободе (27.01.1915).
Указом Московской Духовной консистории за № 7181 назначен членом комиссии по обревизованию денежных сумм и монастырского хозяйства Московского Данилова монастыря (21.04.1915).
Согласно Указа Московской Духовной консистории за № 9814 временно исполнял должность благочинного Московских Столичных епархиальных монастырей (03.06 1915).
Указом Московской Духовной консистории за № 15235 назначен председателем комиссии по обревизованию денежных сумм и монастырского хозяйства Московского Данилова монастыря (03.08.1915).
Состоит членом Московского комитета попечения об лицах духовного звания (23.03.1916).
Назначен членом Комитета больниц и богаделен для монашествующих при Московском Даниловом монастыре (10.01.1916).
Согласно указа Московской Духовной консистории за № 10286 временно исполнял должность благочинного Московских столичных епархиальных монастырей (21.07.1918).
Преподано благословение Священного Синода с грамотой (06.05.1916).
Владыка Никодим пробыл настоятелем Высоко-Петровского монастыря до закрытия монастыря советской властью в 1918 году.
24 ноября 1919 года в Московскую ГубЧК поступило заявление о контрреволюционной деятельности настоятеля Петровского монастыря. В заявлении, в частности, говорилось (орфография сохранена): “Настоящим довожу до сведения М.Г.Ч.К. что в доме № 28/2 по ул. Петровке проживает настоятель Петровского м-ря который неблагонадежный в политическом отношении; как-то ведет агитацию контр-революционную. Например страшно ненавидит советск. служащих; и игнорирует их, кроме того он выражался на кухне где находились дворники… Вера Иван. Колобкова; которая передала следующие что настоятель Никодим сказал, что вот придет Деникин тогда мы запрем монастырские ворота и порежем всех здесь частных людей; которые теснят его сейчас т-е именно советских служащих как-то квартальное управление № 14 …”.
27 декабря 1919 года Московской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности на основании этого заявления был выдан ордер за № 9173 на обыск у Шатунова Никодима (так в тексте ордера!) Андреевича по адресу Петровка, 28/2 кв.31. В результате обыска, согласно протокола № 9173 от 27 декабря 1919 года, у гражданина Шатунова Никодима Андреевича были изъяты для доставления в Чрезвычайную Комиссию “Аннулированных купонов на сумму сто семьдесят шесть рублей, денег одна тысяча двести рублей (1200р.) две бронзовые медали один золотой знак одни золотые часы открытые за № 54185. разная переписка и паспортная книжка за № 8952.”
В “Показаниях по существу дела” (приложение к протоколу допроса от 28 декабря 1919 года) Шатунов отрицал все предъявленные ему обвинения: “… Политикой никогда не интересовался а всецело отдавался Богослужению. Никакими агитациями против Советской вл. не занимался…” (орфография сохранена).
29 декабря 1919 года Владыка Никодим был освобожден. Решением коллегии следственного отдела от 9 января 1920 года дело за № 9902 было прекращено и сдано в архив.
Год спустя, 19 октября 1920 года Московской Чрезвычайной комиссией был выдан за № 8861 ордер на обыск у архимандрита Петровского монастыря Никодима с пометкой “арест обяз.” Владыка Никодим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
27 октября 1920 года Российской Чрезвычайной Комиссией по обвинению в контрреволюции было заведено на Шатунова Николая Андреевича (он же архимандрит Никодим) дело за № 7270.
В протоколе допроса от 27 октября 1920 года в графе “происхождение” записано “крестьянин”, в графе “имущественное положение” – “ничего нет”, в графе “образование” – “низшее”.
В “Показаниях по существу дела”, прилагаемых к допросу, за подписью Шатунова Николая Андреевича написано (орфография сохранена): “В монашество я ушел по обещанию, которое дал при болезни ног. Причины, которая побудила Св. Синод перевести меня в Москву из Вятки я не знаю. Виновным против Сов. Власти я не признаю себя ни в чем.”
В заключении уполномоченного секретного отдела ВЧК по делу Шатунова сказано (орфография сохранена): “1920 г. ноября 16 дня, я, уполномоченный Секретн. Отдела ВЧК рассмотрев дело за № 7270 по обвинению Шатунова Николая Андреевича (архимандрита Никодима) как подозрительного для Советской власти человека, нашел:
Архимандрит Никодим, простой монах в 1907 г. был по распоряжению Святейшего Синода переведен из Вятки в г.Москву и назначен настоятелем в Высокопетровский монастырь и получил сан архимандрита. Неимение точных данных виде документов все же заставляет предполагать, что это было сделано не спроста, а к этому были какие-нибудь причины, вроде консервативнаго черносотенного взгляда Никодима.
А Москве при Высокопетровском монастыре архимандрит Никодим не занимался открыто политическими делами, ведет религиозно-воспитательную деятельность и пользуется в глазах женщин популярностью. Между прочим у него при обыске обнаружен один экземпляр книги “Против социал демократии” одного немецкого богослова.
Я полагал-бы, не заключая его в лагерь тоже подвергнуть остракизму в город Архангельск, куда послать о нем в ЧК биографические и характеристические сведения”. (в современной психологии остракизм – это игнорирование или неприятие человека окружающими.)
Постановлением ВЧК от 03.12.1920 Шатунов Николай Андреевич, в монашестве архимандрит Никодим, 60 лет, по обвинению в контрреволюционной деятельности был приговорен к заключению в концлагерь г. Архангельска сроком на 1 год.
В Заявлении на имя Председателя ВЧК тов. Дзержинского от 23 марта 1921 года от содержащегося в Бутырской тюрьме (коридор 6 камера 51) Николая Андреевича Шатунова написано (орфография сохранена):
“Определением ВЧК от 3 декабря 1920 года по моему делу за №7270 я приговорен к годичному содержанию в Архангельском лагере.
Я полагаю, что кара постигшая меня и сурова и не обоснована. Сурова она потому, что мне 62 года, я болезненный от юности моей человек. Только благодаря своей убогости, не возможности для меня приносить пользу в семье своей, я, вятский крестьянин, с самой ранней юности ушёл в монастырь, не желая быть лишним ртом и обузой для своих и полагая, что духовно-созерцательная жизнь лучший жребий на земле для обиженного природою убогого человека. В дали от мира с юных лет я и до сего времени далек от политики, как вообще далек от всего земного. Поэтому заранее можно было бы сказать, что я не мог бы оказаться виновным в чем нибудь таком, за что можно было бы меня карать и преследовать. Любить все человечество, как братьев, жалеть все живущее и повиноваться властям предержащим – обязанности христианина, а монаха в особенности.
И действительно я ни чего подлежащего наказанию не зделал, не ставилось это мне в вину, ни доказано это ни чем по делу, что и дает мне основание говорить о необоснованности кары.
До этого ареста я дважды был арестован, дважды мне не преъявлялось никакого обвинения и дважды был вскоре отпускаем без объясненных причин и ареста и освобождения.
На третий раз, после двух месячной отлучки моей в Вятку к родным и вновь был арестован. За протекшие два месяца отлучки я ни какого отношения к Москве иметь не мог.
Продержали меня под арестом, вызывали к следователю, обвинения не предъявляли. Следователь выражал удивление по поводу ареста, сказал, что меня по примеру прошлых раз освободят и вдруг получаю определение о ссылке меня.
Не знаю за собою вины, не знаю за что покаран. А между тем, повторяю, для меня эта кара тяжелая, равная смерти.
По этому обращаюсь к человеческому состраданию и справедливости, если нет за мной вины, а ее нет, то жестоко и не справедливо да не падет на меня и наказание, тем паче, что старый, больной и убогий монах – не опасный в настоящем, не опасен и в будущем: и жить ему не много осталось и сил нет, нет и злобы и ненависти в нем, не будет и желания отмщения.
Помимо всего этого и оставляя в стороне степень и недоказанность вины, обращаясь к наказанию обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что по амнистии 7 ноября 1920г. мое наказание должно отпасть даже и при наличии вины.
Бутырская тюрьма. 6 коридор камера 52 Шатунов Николай Андреевич 23/III – 21г. При сем прилагаю удостоверение № 267 от 27 марта выданное врача тюрьмы о состоянии моего здоровья. Шатунов Николай Андреевич”.
В прилагаемом удостоверении № 267 от 27.1921 за подписью врача 6-го корр. околодка засвидетельствовано, что “Заключенный в Бутырской тюрьме Шатунов Николай Андреевич 62 лет страдает хроническим миокардитом…, вследствие чего пребывание в тюремной обстановке вредно отражается на его здоровье”.
Рассмотрение дела об амнистии Шатунова Н.А. продолжалось,
Согласно документам дела, 23.04.1921 Шатунов Н.А. все еще содержался в Бутырской тюрьме.
На одном из документов дела стоит резолюция: “По амнистии не проходит. 5/V-21г.”
В хранящейся в деле выписке из списка лиц, освобожденных по распоряжению Начальников Отделов значится: “Согласно приказа Управделами ВЧК от 14.05.1921 за № 112 Шатунова Н.А. из-под стражи освободить. Дело №7270 Шатунов Николай Андреевич. Обвин. в к.р. арестован 27/X – 20г. Содержится в конц. лагере. (орфография сохранена).
Телеграмма за № 12221 об освобождении: “Архангелск. Губчека. Постановлением ВЧК от 18 июня Шатунов Николай Андреевич подлежит освобождению. Исполнение телеграфируйте” поступила в ГубЧК Архангельска 18.06.1921.
На основании ст.3 п.б и ст.5 Закона РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий” от 18 октября 1991 года гр. Шатунов Н.А. реабилитирован. Справка Прокуратуры г. Москвы от 16 декабря 1998 года за № 13/7.
В 1923 (1924?) году архимандрит Никодим (Шатунов) был хиротонисан во епископа Барнаульского викария Томской епархии.
Барнаульское викариатство Томской епархии было учреждено 17 октября 1908 года в связи с обширностью Томской епархии, “многочисленностью православного населения и обилием церковных, просветительных и других учреждений, нуждающихся в ближайшем архипастырском руководстве”. Местопребыванием архиерея стал Томский Алексеевский мужской монастырь.
Архипастырем Барнаульского викариатства Томской епархии епископ Никодим (Шатунов) был в 1923 – 1925 гг. (После него – Никодим (Воскресенский) 1925-1926гг.)
Скончался в 1926 году. Сведений о месте погребения нет.
Библиографии.
- Кустова Е.В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Том I НП “Издательство “Буквица” Вятка 2012
- Кустова Е.В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Том II Справочные материалы НП “Издательство ”Буквица“ Вятка 2013
- Кустова Е.В. Начальная школа в Вятском Успенском Трифоновом монастыре во 2-й половине XIX – начале XX в. Материалы региональной научно-практической конференции. Вятка (Киров) 3 мая 2012г.
- Разрушенные храмовые постройки Кировской области.
- Послужной список настоятеля Московского Высокопетровского монастыря архимандрита Никодима за 1916 год. ГБУ “ЦГА Москвы” фонда 1371 описи1 ед.хр.53лл26об27.
- Дело № 9902 Московской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией и преступлениями по должности при Московском Совете. По обв. Шатунова Николая Андреевича (он же архимандрит Никодим настоятель монастыря) как к-р элемент. Государственный архив РФ. № фонда 10035. № дела п-3743.
- Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Дело по обвин. Шатунов Николай Андреевич, архим. Никодим. Государственный архив РФ. № фонда 10035. № дела п-50659.
- Е.Загайнова. Неизвестный крестный ход. Газета Кирово-Чепецк № 24 (62) от 16.06.2005