Злыгостева Наталья Ильинична,
кандидат философских наук, доцент, главный научный сотрудник
научно-исследовательского центра регионоведения
Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена
«Роль общения в духовно-нравственном становлении личности (в контексте русской литературы)»
Доклад на конференции «Православная педагогика и педагогика Православия»
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений
«1917-2017: уроки столетия»
(Москва, МПГУ, 24 января 2017 г.)
«Дитя – воплощенная мысль Божия», – писал в начале прошлого века известный русский мыслитель В. В. Розанов. Любовь для него состояние органичное и естественное, он искренне тянется к тем, в ком видит внимание к себе и участие.
Но в этом случае неизбежно возникает вопрос о возрастающей в обществе детской и подростковой агрессивности и жестокости. Конечно, причин у этого явления множество, но одна из определяющих и главных – отсутствие здорового духовно-нравственного общения, в условиях которого и формируется личность ребёнка. Он, нередко лишённый сердечного внимания и участия взрослых в решении его внутренних проблем, ищет их разрешения в виртуальном пространстве, в иллюзорных контактах, зачастую разрушающих его психику и уродующих его миросозерцание. Ребёнок, подобно андерсовскому Каю, научается воспринимать мир и людей в искажённом виде, отмечая в них не лучшее, а худшее. Из его сердца уходит любовь, соединявшая его с Богом, и вокруг него, равно как и в нём самом, умножается зло.
Однако, каким бы трудным не был ребёнок, в нём живёт чистое и светлое духовное начало, и если, вопреки всем внешним причинам, взрослые сумеют разглядеть его и разбудить детское сердце, живущие в нём добрые чувства расцветут и принесут добрые плоды.
Но для этого, как справедливо полагал удивительный русский писатель Н. С. Лесков, детям очень важно видеть перед собой добрый нравственный пример. Общение, особенно духовное, это не столько поучения и нравоучения, оно может быть и безмолвным, сколько незримая душевная связь, соединяющая тонкой невидимой ниточкой золотую точку в сердце одного человека с золотой точкой в сердце другого человека.
Для детей встреча с духовным наставником всегда становится событием, определяющим их мировоззренческую, а позже и жизненную позицию.
В своём рассказе «Пугало» Н. С. Лесков вспоминал о своем детском и отроческом общении с прекрасным орловским священником А. Остромысленым, поставившем его на правильный путь и открывшем его духовное зрение, давшем ему нравственные уроки, определившие всю его последующую жизнь.
В современном мире ребёнок, нередко обреченный на внутреннее одиночество, более чем когда-либо нуждается в духовном наставничестве.
И, казалось бы, в обществе сегодня немало для этого делается.
Существуют православные гимназии и воскресные школы, проводятся, пусть и факультативно, уроки по основам православной культуры.
Но у многих, и совершенно справедливо, возникает вопрос: а способно ли всё это, пусть не радикально, но ощутимо изменить нравственную ситуацию в обществе, смогут ли люди, поставившие своей целью духовное просвещение достучаться до детских и юношеских сердец, сможет ли их слово найти в них живой отклик.
Эта проблема ставилась русской литературой, и очень остро, ещё в 19 веке. И не мудрено, немалая часть революционно настроенной молодёжи вышла из духовных училищ и семинарий.
Почему их общение со своими наставниками, на поприще духовного образования, обернулось такими неожиданными последствиями?
Возможно, уроки русской литературы помогут нам понять и осмыслить совершённые ошибки и не допустить их сегодня.
Многие из русских писателей, и более всего Н. С. Лесков, отмечали недостаточность и косность религиозного просвещения, отсутствие того живого общения, в котором естественно разрешаются все сложные мысленные и нравственные вопросы. В своих записках герой его романа «Соборяне» – протоиерей С. Туберозов с горечью пишет об умном мальчике Алёше Лялине, чей пытливый ум, постоянно развращается учителем Варнавой Препотенским, заставляя его сомневаться в вечных истинах.
Алёша, подстрекаемый им, задаёт отцу Захарии, преподающему Закон Божий, каверзные вопросы, на которые у того нет ответа. Он, при всей чистоте души своей, не может найти для них верного разрешения.
Важность и необходимость знаний для постижения не только светских наук, но и на путях поиска духовных истин отмечал другой наш писатель А. П. Чехов. Он говорил об этом в повести «Степь» устами сельского батюшки простеца и молитвенника отца Христофора, предостерегающего Егорушку от безблагодатного, мёртвого, пустого знания и научающего его во всем, что он узнает видеть и открывать Бога.
«Надо воспринимать только то, что Бог благословил. Ты соображайся… Святые апостолы говорили на всех языках и ты учи языки, Василий Великий учил математику и философию и ты учи; святой Нестор писал историю и ты учи и пиши историю. Со святыми соображайся»1.
Однако ни блистательный ум, ни разнообразные и глубокие познания, не заменят выразительной и верной духовной интонации, диктуемой любовью и верою наставника. Она, и только она, способна разрешить любые сомнения и разрушить самые убедительные доводы, отрицающие бытие Бога и необходимость религии. Об этом выразительно и убеждённо писал в своей повести «Кадетский монастырь» Н. С. Лесков. «Слыша отзыв о религии, что она скучна и бесполезна, я всегда думал: «это вы говорите только от того, что на мастера не попали, который бы вас заинтересовал и раскрыл вам эту поэзию вечной правды и неумирающей жизни»2.
И в этой же повести он создаёт удивительный образ священника, просвещающего не только умы, но и души своих подопечных. Он так и остался в памяти юных кадетов человеком без имени – отцом архимандритом. Его служение, в их среде, было равно апостольскому. Оно не ограничивалось проповедью в церкви или уроками в классе. Где бы он не появлялся, его всегда окружали дети, они ловили каждое слово и всё равно никогда не могли его вволю наслушаться.
Дети делились с ним своими сомнениями, горестями, радостями. Горести, разделенные с добрым батюшкой, уменьшались, радости умножались, а сомнения благополучно разрешались.
В общении с кадетами он всегда был искренен и очень чуток. Его можно было спрашивать обо всём, не боясь высказать своё мнение. Отец архимандрит видел и понимал детское сердце. Их общение строилось на любви и полном доверии. Его слово было очень простым и тёплым, «всегда направленным к подъёму чувств в религиозном духе». И это приносило удивительные плоды: любовь к Богу и ближнему, служение Отечеству, хранение «святых уз товарищества», оставались для них теми определяющими началами, на которых строилась впоследствии вся их жизнь.
Конечно, для того, чтобы слово было услышано, оно должно идти из сердечной глубины и тогда совершенно не важно, при каких обстоятельствах или в какой ситуации оно было сказано, сокровенный его смысл благодатно откликнется в человеческой душе.
Мы можем хорошо и правильно говорить и в семье, и с учительской кафедры, и с экрана о любви, сострадании, милосердии. Но как часто, при этом, мы слышим о детской жестокости по отношению к животным, бездомным, к своим более слабым сверстникам. Не от того ли, что на грех, поданный в красивой упаковке, мы позволяем детям беспрепятственно смотреть и не без удовольствия делаем это сами, а от обезображенного страдания стыдливо, а то и брезгливо отворачиваемся, греша при этом ещё осуждением и самооправданием.
И вспоминается удивительный эпизод из «Лета господня» И. С. Шмелёва. В нём всё, казалось бы, обыденное, житейское: именины Ванечкиного отца, пьяный приказчик Василь Василич, подведённый к архиерею по его просьбе. Всё в этой сцене неприглядно: и косящий глаз пьяного и его взлохмаченные вихры и кабацкий дух, но за всем этим увидел мудрый пастырь чистое детское сердце и горячую любовь к хозяину и осознание своей греховной слабости и не осудил, а благословил: «Да воздастся ему по его рвению».
Не из этого ли сиюминутного общения вынес маленький Ванечка нравственный урок – не презирать никого из малых сиих, не осуждать, а любить и жалеть.
В наше время духовного оскудения, господства эгоцентризма о любви людям нужно напоминать как можно чаще. Да, любить то, что для нас неприглядно и непривлекательно, трудно даже в детях и особенно в детях. Они более чутки, чем взрослые и остро чувствуют фальшь в отношении к ним. Их надо любить такими, каковы они есть, и рано или поздно любовь растопит лёд в их сердце, и мы сможем услышать и понять друг друга.
В своих воспоминаниях митрополит Сурожский Антоний пишет о встрече духовно потрясшей его. В лагере для русских подростков, очень разных и очень непростых, он увидел священника, любившего глубоко и искренне всех детей, но одних он любил с болью, а других – с радостью, они же отвечали ему полным доверием и такой же безграничной любовью.
Трагедия нашего времени в том, что истинная любовь всё более оскудевает в наших сердцах, и дети, которых мы ждём, на которых возлагаем наши надежды оказываются часто нежизнеспособны, прежде всего, нравственно и духовно.
Не так давно увидела свет книга А. Н. Варламова «Рождение», в ней – отражение нас и нашего времени. «Несчастное семейство» – два человека, соединившиеся по случайной страсти и вскоре ставшие чужими друг другу. И вот в какой-то момент, после долгих лет бесполезных ожиданий, Бог посылает им дитя. Но и оно не сближает, не соединяет их друг с другом. В ребёнке и тот, и другой видят смысл и оправдание собственной жизни, но они по-прежнему не видят, не чувствуют, не понимают друг друга.
И лишь преждевременное рождение малыша и его тяжелая болезнь заставляют их повернуться к Богу всем своим существом – и происходит чудо выздоровления, их ребёнок остаётся жив.
Но может ли их любовь и нежность к нему преодолеть их собственное отчуждение. Смогут ли они научиться любить и понимать друг друга.
Счастье семейное возможно лишь там, где любовь соединяет всех и при разности возраста и характеров все её члены живут в «единочувствии и единомыслии».
Именно в таких семьях дети естественно научаются любить не только близких, но и окружающих их людей. Они искренне участвуют в их жизни, сочувствуя, сострадая, сорадуясь. И вспоминаются слова религиозного философа Н. О. Лосского о том, что чем полнее мы участвуем в жизни других людей, тем полнее мы участвуем в жизни Божией.
Примечания
1 Чехов А. П. Полное собр. соч. М., 1977. Т. 7. С. 98.
2 Лесков Н. С. Полное собр. соч. М., 1989. Т. 2. С. 71.