Протоиерей Константин Сопельников,
настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове
«Исторический путь русской церковной школы»
Доклад на конференции «Православная педагогика и педагогика Православия»
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений
«1917-2017: уроки столетия»
(Москва, МПГУ, 24 января 2017 г.)
Место в общественной жизни и цели религиозного образования зависят от условий, в которых находится Церковь в российском государстве. Нынешнее положение церковной школы нельзя назвать благоприятным.
Декрет Советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» продолжает и поныне действовать на территории новой России.
Причины возникновения и принципы организации церковно-приходской школы в России
Исторически система образования в России имела ярко выраженный религиозный характер в силу главенствующего положения, занимаемого Церковью. Между тем, воскресные школы как таковые обязаны своим рождением как раз демократически настроенной интеллигенции. Первые воскресные школы появились в середине XIX века по инициативе Николая Ивановича Пирогова и Константина Дмитриевича Ушинского.
Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний в области словесности, арифметики, физики, биологии и в чреде прочего и религии была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования в столичных, губернских и уездных городах и в сёлах.
«…Только просвещенный религией и образованием человек,— писал Константин Дмитриевич Ушинский,— составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, её силу, спокойствие и богатство» (К.Д. Ушинский «Воскресные школы», «Журнал Министерства народного просвещения», 1861 г.).
Ещё в царствование Николая I в 1836 г. Синодом были приняты «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей», поощряющие приходское духовенство к заведению школ при храмах.Повсеместно сеть народных школ на средства Церкви и под её контролем начала создаваться в России только в 1882 – 84 гг.
До этого, в 60-х гг. ХIХ века в период расцвета народнического движения церковные школы с трудом сводили концы с концами, т.к. школы народные и земские были неподконтрольны духовенству и имели другие источники роста. Церковные средства не позволяли составить им весомую конкуренцию.
В начале 80-х гг. в царствование Александра III благодаря деятельности Константина Петровича Победоносцева вопрос о господдержке был решён положительно. Были сформулированы требования и к содержанию образования. При этом патриотически настроенные и болеющие за дело воспитания деятели считали сокращение уроков Закона Божия до двух в неделю как покушение на нравственность учащихся и устои государства (!).
«Классные книги для чтения, — писали «Церковные ведомости» в 1909 г. об этом периоде, — наполнялись пустыми рассказами и песнями, что вызывало справедливое неудовольствие народа, привыкшего считать дело обучения святым и серьёзным делом».
В 80-е гг. XIX столетия, так же как в бурные 90-е годы века двадцатого, церковно-приходские школы рассматривались в качестве противовеса распространению безверия и бездуховности, растлению молодого поколения, очутившегося на распутье истории.
Только если прежде государство и Церковь были солидарны в своих целях и не расходились в подходах, в наше время церковные школы лишь допущены — со скрипом и с непонятными перспективами — в общественную образовательную систему.
Автором и проводником педагогических идей в дореволюционной церковно-приходской школе являлся Сергей Александрович Рачинский, который в своём манифесте «Сельская школа» в нескольких статьях определил принципы обучения и воспитания. Он считал, что учительство – это не ремесло, а призвание, служащее базисом для подготовки хорошего священника, и миновать эту стадию категорически не советовал.
После императорского указа о Правилах ЦПШ 1884 г., подкреплённого Положением 1902 г., развитие церковно-приходских школ пошло чрезвычайно быстрыми темпами (в начале ХХ века в них получали образование треть всех учащихся).
Духовенство, таким образом, стало проявлять активность в организации школьного дела лишь после того, как пастырь Церкви перестал быть персоной, посторонней школе или наёмным преподавателем в ней, но стал лицом, несущим за школу полную ответственность перед своей совестью, перед Церковью, перед родителями учащихся.
Народное образование стало для духовенства одним из средств просвещения и религиозно-нравственного воспитания народа в соответствии с его пастырским призванием.
Основными чертами организации церковно-приходских школ являлись следующие:
1) Церковь получала на школьное дело средства из казны, которые она могла расходовать самостоятельно, в рамках контроля и отчётности, установленных в России для всех государственных учреждений.
2) Церковь получила возможность полностью определять содержание и дух образования в народных школах, утверждать курсы, программы и весь строй школьной жизни.
3) Церковный характер школы был обеспечен в административном плане путём включения школьного управления в общую систему церковного управления.
Церковная школа стала основной ареной борьбы за традиционные русские ценности, за отеческую веру и целостность государства, в противовес земской школе, как рассаднику либерализма. Так, в 1908 г. 22 тысячи учителей земских школ находились в ссылке в Сибири за антигосударственную деятельность!Земская школа была главным питомником полководцев революции.
Ещё в те времена люди отмечали дух уничижения и принижения всего русского, национального, дух неверия, отрицания семьи и всего святого, честного, благородного, великого, идеального, который царил в земской школе.
III Дума предпочла похоронить весь закон о всеобщем образовании, лишь бы не допустить, чтобы церковно-приходские школы сохранили своё независимое существование, как школы именно церковные.С началом русско-японской войны и последующих за ней нестроений и без того не слишком щедрый поток государственного финансирования ЦПШ и вовсе иссяк.
Всероссийский поместный собор 1917-18 гг. и его предложения в области школьного образования
Волна революционных потрясений не могла не затронуть и школу – ведь борьба за души молодого поколения всегда имела решающее значение. Собравшийся в разгар революции Поместный собор 1917-18 гг. уделил особое внимание церковным школам.
В церковно-приходских школах, кроме Закона Божия, богослужебного языка и церковного пения, предусматривалось изучение всех общеобразовательных предметов по программам не ниже министерских.
Церковно-приходские школы передавались в распоряжение прихода. Ведению приходского совета подлежали все вопросы, связанные с содержанием школ, избранием кандидатов в учителя, увольнением учителей.
Приходское собрание получило право вводить в приходские школы обучение ремёслам, полеводству, садоводству, пчеловодству, огородничеству и т. д., а также открывать профессиональные школы: сельскохозяйственные, ремесленные, рукодельные и другие.
Христианское просвещение народа приходы должны были осуществлять также с помощью открытия просветительных учреждений, таких как музеи, благовестнические братства, народные просветительные дома, библиотеки, читальни, курсы для подростков и взрослых (катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и так далее.
В церковных библиотеках предусматривался отдел из книг (в том числе и светских авторов) для прихожан. Предусматривалась и такая форма просвещения, как «летучие библиотеки» для снабжения сёл и деревень листками, брошюрами и книгами, содержащими ответы на злободневные и духовные запросы народа. Такие библиотечки из 30—40 книг должны были передаваться из деревни в деревню по мере прочтения и затем возвращаться к священнику, который должен заниматься подбором новых книг и брошюр.
Оценивая замыслы Собора, нельзя не видеть в них воплощения многолетних чаяний церковных людей о широком просвещении народа под водительством Церкви. Однако мероприятия в этом направлении, не предпринятые вовремя, уже запоздали. Чаяниям не суждено было воплотиться в жизнь. Последовательно проводимый большевиками в жизнь Декрет об отделении Церкви от государства не оставлял никаких надежд на сохранение Церковью хотя бы прежнего участия в деле народного образования.
Современное положение церковной школы в системе образования
После Октябрьского переворота церковная школа оказалась вне закона. Пришедшая ей на смену государственная школа стала штамповать «строителей коммунизма», причём функция воспитания не только сохранила первостепенное значение, но даже усилилась, за счёт того, что взялась за противодействие семейным традициям, чего раньше, конечно, не наблюдалось.
Христианское воспитание детей вернулось к забытым принципам, бытовавшим в Римской империи в период гонений – уйдя в подполье, укрывшись завесой конспирации, православные семьи объединялись не столько для катехизации своих членов, сколько для создания церковной среды, в которой могли бы общаться друг с другом дети из верующих семей. Совместные богослужения, тайные крещения, домашние праздники, общая тёплая семейная атмосфера – об этом могут поведать многие свидетели тех лет.
Возрождение школьного дела в 90-х гг. прошлого столетия было связано с возвращением Православной Церкви в лоно легального существования в новом российском государстве, провозгласившем отказ от идеологии в общественной жизни и от воспитательных функций в образовательном процессе. Плоды этого пагубного заблуждения мы пожинаем до сих пор.
Теперь, при наступлении желанной свободы, предстояло вернуть на круги своя общее попечение о просвещении детских душ, и делать это было некому, кроме Церкви и её неравнодушных прихожан, в свою очередь являющихся родителями и вовсе не желающих доверить государству воспитание из свои чад «общечеловеков».
Первые же церковные школы столкнулись с огромными проблемами, которые до поры до времени удавалось компенсировать горячим энтузиазмом всех вовлечённых в процесс участников.
Первая проблема состояла в том, что иного опыта, кроме описанного выше, у нас не было. В отличие от преимущественно сельской прежней России, современные церковные школы начали расти как грибы в крупных многонациональных мегаполисах, с их разветвлённой сетью образовательных и развлекательных учреждений. Причём в этой связи интересно отметить, что дореволюционные ЦПШ были рассчитаны не только на русское православное население, они рассматривались как важный элемент миссионерской политики в инородческих регионах.
Теперь ситуация кардинально изменилась, и большая часть населения переместилась в города. Вместо губернского административного деления Россия сохранила послереволюционное федеративное, с национально-государственными субъектами, имеющими собственную законодательную власть.
Вторая проблема – отсутствие современных учебников и программ по вероучительным дисциплинам, взамен устаревших репринтных изданий, которыми приходилось пользоваться не только школьным педагогам, но и преподавателям первых открытых церковных ВУЗов. До сих пор единые учебники отсутствуют, что чрезвычайно затрудняет переход к образовательным стандартам.
Остро стоит до сих пор также и кадровая проблема.
Огромное беспокойство вызывает материальное положение церковной школы! Притом, что государство формально поддерживает на словах церковное строительство во всех смыслах, но стоит с горечью признать, что живее всех живых в наши дни оказалось не столько учение Ленина, сколько наследие А. Керенского, заявившего в своё время от имени Временного правительства, что правительство отнюдь не препятствует Церкви иметь школы на свои средства, но лишь отказывает церковным школам в государственных субсидиях.
Нельзя признать нормальным положение, когда церковная общеобразовательная школа по существу является частным учебным заведением, существующим в рамках соответствующих статей законодательства. Родная православная школа оказывается не по карману верующей семье со средним достатком!
Государственный образовательный стандарт с ориентацией на ЕГЭ, обучение по которому финансирует бюджет, не включает дисциплины богословского цикла. В этих условиях привлечь высококвалифицированных преподавателей церковной школе иногда не под силу.
Что же касается первоначальной катехизации детей и взрослых, то она остаётся на долю воскресных школ, полностью содержащихся за счёт приходов, а возможности у них, как мы понимаем, сильно различаются по регионам.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это решение Священного Синода, направленное на создание системы воскресных школ, явилось прорывом в хаотичном процессе, набиравшем силу с 90-х гг.
Документами предусмотрено три ступени в развитии воскресных школ:
- воскресная учебно-воспитательная группа;
- воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
- центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Отдельного внимания заслуживает третий тип— центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования.
Центры отличаются от обычных воскресных школ тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, они получают право на государственное финансирование и признание рабочего стажа для педагогов. Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является наличие собственного помещения иего соответствующее материально-техническое обеспечение.
Одним из первых ярких примеров реорганизации воскресной школы в православный центр является школа, созданная в октябре 1991 года при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учреждён и юридически оформлен Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено.
Школа с самого начала складывалась как семейная, ведь в обучении и воцерковлении нуждались не только дети, но и их родители. Таким образом, сложившийся в период гонений семейный принцип обучения религии продолжает оставаться в основании церковных школ и в наше время, как одна из составляющих соборности.
Понимание Церкви как большой семьи, состоящей из множества семей, близко русскому сердцу. Именно на уровне соседских и дружеских семей в 90-х гг. сложилось межприходское взаимодействие двух крупнейших школ Юга Москвы, в каждой из которых занималось по 300-400 человек разного возраста. Воскресные школы храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Живоначальной Троицы в Борисове имели многолетний опыт организации просветительских проектов, в которых поучаствовали тысячи человек, выросло два поколения убеждённых защитников Православия.
Совершенствование учебных программ, широкий, объемлющий все регионы страны, обмен опытом между школами, налаживание межприходских связей упрочит положение наших учебных заведений и добавит оптимизма тем, кто не располагает пока техническими возможностями для полноценного преподавания.
Важно помнить, что вводимый стандарт не преследует цели унифицировать все школы, отвергнуть самобытные проявления творческого поиска талантливых педагогов там, где они уже приносят плоды. Так, например, без всяких стандартов, сохраняя традиционное название, воскресная школа Патриаршего подворья храма Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово в память 1000-летия Крещения Руси по существу является настоящим духовно-образовательным центром.
Наряду с катехизацией детям здесь предлагаются занятия в музыкально-хоровой школе и иконописных классах, можно изучать фольклор или английский язык – кому что ближе. И таких школ множество по стране, слава Богу.
Хочу также отметить замечательную Старосимоновскую воскресную школу, — одну из старейших школ Москвы, созданную в 1989 году, которая сейчас проходит лицензирование на получение статуса центра дополнительного образования.
Времена меняются, и каждый новый день приносит новые вызовы. Твёрдая вера и верность традиции не исключает определённой гибкости в манере обращения Церкви к человеку и методах воздействия на аудиторию, поисков компромисса с государством, особенно в свете последних кадровых решений Президента.
Есть шанс, что в Министерстве образования и науки появится больше специалистов, заинтересованных в том же, в чём заинтересована и Церковь.
А её приоритетом в школьном деле всегда остаётся воспитание здоровой, думающей, совестливой личности, способной брать на себя ответственность за свою судьбу и за благоденствие Державы.