Злыгостева Наталья Ильинична, ведущий специалист Кировской ордена Почета государственной универсальной областной библиотеки им. А.И. Герцена, к. филос. н., преподаватель литературы |
«“Перед памятью время бессильно”
(христианские мотивы в литературе о Великой Отечественной войне)»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Воспитательное значение литературы и Великая Отечественная война»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Великая Отечественная война – память о ней не только дань нашему прошлому, она – наше настоящее и будущее. В жизни каждого народа есть события, определяющие его историческую судьбу. Великая война и Великая Победа и сегодня та духовная точка опоры, без которой невозможно самостояние нас как великой нации. Не удивительно поэтому стремление определённых кругов как извне, так и внутри нашей страны, стереть в сознании людей, прежде всего молодёжи, память о прошлом или представить его в негативном свете, разрушив чувство любви к Родине, подорвав у молодых чувство реальной исторической перспективы, лишив их веры в лучшее будущее своего народа. И как актуально звучат сегодня слова патриота, религиозного философа Л. А. Тихомирова: «Мы переживаем тяжкое, болезненное время, когда чувство любви к Отечеству подрывается множеством деморализующих влияний. Мучительно это время бесконечных бедствий, нас охвативших… Но можно сказать, что ничто не потеряно у людей, если они сберегут чувство любви к Отечеству. Всё можно исправить и воскресить, если у нас сохраняется любовь к Отечеству. Но всё погибло, если мы допустим ей рухнуть в сердце нашем»1. Поэтому сейчас так важно, чтобы молодые не только знали и помнили о минувшей Великой войне, но и могли бы внутренне, нравственно пережить её трагедию и её Победу. И это вряд ли возможно без обращения к художественной литературе о ней.
Писатели, прошедшие войну, внесли в написанное ими не только представление о её событийной стороне, но и внутреннее, трагическое проживание испытанного, точно и образно отражённое в слове.
Война была не только их настоящим, она определила будущее, дала возможность через призму пережитого осознать, что обусловило нашу Победу, и какие нравственные уроки вынес из войны народ. И в этом осознании ярко прочитываются присущие нашей военной прозе и поэзии христианские мотивы.
Да, слово «Бог» звучит там редко, но по сути своей, всё в лучших их образцах, пронизано духом христианства. И это неудивительно, в нашем народе вопреки всем гонениям на веру и церковь продолжали жить живые евангельские чувства, жестоко подавляемые, но не уничтоженные. Война высвободила их из-под спуда, породила то духовное единение, без которого победа над мощным, прекрасно вооружённым и хорошо организованным врагом была бы невозможна.
Это понимало и тогдашнее высшее политическое руководство страны, сознавая, что война не будет победоносной, если она не станет священной и народной, если в борьбе с врагом соединятся не товарищи и не граждане, а братья и сёстры. Народ объединился на борьбу с врагом, несшим на его землю страшное, разрушительное зло, и он в ней защищал не только своё земное, но и духовное Отечество, соединившиеся в единое и неразрывное целое. Он отстаивал свои попранные святыни, определявшие его внутреннее, потаённое, часто им самим не осознаваемое бытие.
Именно об этом писал в повести «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасов, видевший в своих героях «скрытую теплоту патриотизма». Один из них – рядовой Валега, юный сибирский паренёк, простой, не особо образованный, что такое Родина, пожалуй, и объяснить-то не может, но он будет биться за неё до конца. Именно в этой жертвенной любви русского человека к своему Отечеству, к тому исконному, вечному и необъяснимому, что его для него оно определяет, видел писатель истоки грядущей победы, а не во внешних призывах и лозунгах, звучащих на поле боя.
Об этом чуде, дающем веру в неизбежность победы, ведут диалог два героя некрасовской повести – пожилой инженер Георгий Акимович и молодой лейтенант Керженцев. Первому из них почти не верится в то, что мы можем одолеть эту страшную вражескую силу с её организованностью и мощью. И лишь надежда на невозможное, на чудо столь явно присущая его юному оппоненту, даёт ему возможность с ним согласиться. В нём и самом живёт внутреннее убеждение, неподвластное разуму, что людей, отстаивающих свои святыни, победить нельзя. И с этим глубоко созвучна мысль русского философа И. А. Ильина, что будущее есть лишь у того народа, у которого есть не только для чего жить, но есть то, ради чего он может умереть. Именно это вселяло веру в неизбежность победы в самых тяжёлых, трудных, безысходных ситуациях. И это выразительно и точно отразилось в строках А. А. Ахматовой:
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!2
В них и вера в силу народного духа и ответственность перед прошлым и будущим своего Отечества. О том, что именно вера в силу народного духа помогает выстоять, выдержать в самые страшные минуты писали многие писатели военного поколения.
Есть удивительное слово «подвиг» в нашем языке. Оно соединено для нас с духовным подвижничеством. Из житий святых мы знаем, как невероятно трудно подвизаться на этом пути, постоянно борясь с собственной греховной природой, преодолевая её. Подвиг на войне во многом сродни духовному. Он тоже в преодолении себя. Это понимает простой паренёк Сашка из одноимённой повести В. Л. Кондратьева. Война и для него, и для любого солдата – это каждый день нечеловеческого преодоления. Воевать можно, лишь превозмогая себя, «заколачивая страх и жажду жить внутрь себя на самое донышко души, чтобы не мешали делать то, что надо». Поэтому каждый день на войне – это подвиг.
Наши повести о войне, в отличие от западных, не событийны. Они о сохранении человеческого в человеке в нечеловеческих условиях. Да, невыносимо трудно преодолевать чувство ужаса перед ползущим на тебя танком, бороться с постоянным голодом и мучительной жаждой, с заедающими тебя вшами.
Но всё же самое сложное, вопреки всему этому, не ожесточиться, не превратиться в страшного и беспощадного зверя. Сохранить в себе великое христианское чувство сострадания и милосердия, более того, не к ближнему, а к врагу. Главный герой повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» старшина Федот Васков понимает, как страшно переступить через закон «не убий» даже взрослому мужчине, а каково это молоденьким девчонкам: «мужики и те страдали, когда их совесть наново перекраивалась. В женщине самой природой ненависть к насилию заложена»2. И они, совсем ещё юные глубоко чувствуют эту правду, осознавая, что и воевать надо без злобы, «а то остервенеем. Как немцы остервенели». Милосердие, оно проявлялось порою, казалось бы, в мелочах бытовых, житейских, но открывающих душу добрую, чистую, способную искренне сострадать. В повести Ю. В. Бондарева «Горячий снег» разведчики, плохо одетые, замёрзшие выполнили приказ, взяли языка, а вот тёплую шинель с него не сняли.
Наверное, нигде сущность человека не раскрывается так глубоко и полно, как во время тяжёлых испытаний, ставящих каждый день человека перед лицом смерти. Именно в эти мгновения проявляется в нём всё худшее и всё лучшее. Многие из них в этом жертвенном служении Отечеству и ближнему открывали, обретали себя. Один из героев повести Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня» бесшабашный, беспутный в мирной жизни Жорка, не раздумывая, бросается спасать почти незнакомого ему Скляра. В этом естественном душевном порыве желание уберечь, защитить другого даже ценою собственной жизни. И в этой же повести есть эпизод, дающий понять и почувствовать, что нет смерти там, где есть любовь. Ничего не осталось от юного лейтенанта Прошина, сметённого взрывом и, казалось бы, такой короткой была его боевая жизнь. Но с какой щемящей нежностью и болью говорит о нём годящийся ему в отцы, наводчик. Он для него и убитый по-прежнему живой. Для них, простых солдат, бывших старше его, он мальчик, школьник, очень добрый, делившийся с ними своим пайком, любивший и жалевший их, оставшийся в их памяти вечно живым.
Русская литература о войне увидела и открыла правду бескорыстного жертвования в своих простых и великих героях: в солдате, закрывшем собою капитана Ермакова (Ю. В. Бондарев «Батальоны просят огня»), старика Филатова, не отошедшего от пулемёта, когда на него шёл танк и спасший этим остальных. Они стояли на смерть, движимые великой силой любви, идущей от сердца, спасающие ею не только остающихся в живых, но и самих себя. Они над этим не задумывались, об этом не размышляли, но «райские двери были для них открыты». Это чувствовала, об этом писала А. А. Ахматова:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь отдавших за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,
Внуки, братики, сыновья!3
Все они – убитые и живые, прошедшие путём великих мук и страданий, соединились судьбой, кровью, душой. И душа тех, кто остался в живых, не знала покоя от чувства вины перед теми, кто не вернулся, перед их родными. Вина – постоянно тревожащая совесть. Это подлинно христианское чувство, заставляющее человека нравственно страдать и через страдание очищать свою душу. Она стала едва ли не главным лейтмотивом в прозе и поэзии о войне.
Раненый рядовой Сашка (В. Л. Кондратьев «Сашка») уходит в госпиталь с чувством стыда за то, что там, на передовой остаются ребята – в холоде, голоде, сырости и не знают, будут ли живы. У лейтенанта Володьки, героя этой же повести, непреходящая боль за то, что он людей на смерть гнал, и, кажется, что она никогда не даст ему покоя: «Ничто не спишется. Всю жизнь буду помнить, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал… Всю жизнь…»4
От тяжелейшей покаянной вины мучается немолодой боец Чибисов (Ю. В. Бондарев «Батальоны просят огня»), растерявшийся, не сумевший преодолеть страха во время боя, убеждённый в том, что за то, что не совладал с собою убить его мало.
В нашей литературе о войне живёт живая боль, и потому то, о чём она говорит не подвластно времени. Она в лучших своих произведениях несёт отзвук Вечного, а поэтому всегда будет находить отклик в сердцах. В нашей способности помнить о прошлом личной духовной памятью – залог нашего бытия как великого народа, нашего будущего.
Святые нового времени предвосхитили явление, родившееся в народных глубинах – появление Бессмертного полка. Они утверждали, что возрождение России начнётся тогда, когда мёртвые пойдут вместе с живыми. Но об этом же ещё в начале войны пророчески писала А. А. Ахматова:
А вы друзья мои последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! Захлопываю святцы;
И на колени все! Багровый хлынул свет,
Рядами стройными проходят ленинградцы,
Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет5.
Художественная литература в большей мере, нежели научная, даёт нам возможность осознать, что Родина – это духовная реальность. Могут меняться режимы, власти, государственные устройства, но она всегда будет неизменной – доказательство тому Великая война и Великая Победа.
Она и сегодня объединяет нас, соединяя воедино прошлое, настоящее и будущее. О духовно-исторической значимости минувшей войны для нашего народа прекрасно сказала Н. А. Нарочницкая: «Отечественная война, востребовав национальное чувство, порушенное классовым подходом, восстановила чувство исторической преемственности, острое переживание не только и не столько к конкретной эпохе или режиму в жизни своего народа, но и ко всей его многовековой истории, его будущему за пределами собственного жизненного пути»6.
И это один из главных уроков из неё вынесенных, осознать который нам помогала и помогает наша литература.
Примечания
1 Тихомиров Л. А. Апология веры и монархии. Москва, 1999. С. 42. (Пути русского имперского сознания).
2 Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Автобиографическая проза. Москва : Слово, 2000. С. 32. (Пушкинская б-ка).
3 Там же. С. 39.
4 Военная проза / Ин-т «Открытое общество» ; сост. Л. И. Лазарев. Москва : Слово, 1999. Т. 3. С. 351. (Пушкинская б-ка).
5 Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Автобиографическая проза. Москва : Слово, 2000. С. 40. (Пушкинская б-ка).
6 Нарочницкая Н. А. Русский код развития. 2-е изд., доп. Москва : Книжный мир, 2015. С. 322. (Служить России).