Захарова Марина Борисовна,
Министр образования Московской области
Приветственное слово
на III конференции учителей ОПК города Москвы и Московской области
XXIII Международные Рождественские образовательные чтения
20 января 2015 г., Храм Христа Спасителя
Ваше Преосвященство, дорогой владыка Константин!
Уважаемые участники и гости Двадцать третьих Международных образовательных Рождественских чтений!
Разрешите искренне поблагодарить организаторов Чтений за предоставленную возможность выступить на столь авторитетном форуме и представить опыт работы Московской области в сфере духовно-нравственного воспитания.
Ежегодные Рождественские встречи – это общение единомышленников, людей, которых искренне волнует настоящее и будущее, которых ведёт по жизни любовь к детям, любовь и к своей малой Родине, и нашей большой России.
В 2014 году мы отмечали великий праздник – 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Празднование этого события стало в Московской области посвящением нравственному подвигу российского народа, не раз доказавшего верность своим духовным корням. О том, что именно духовность служила и служит одним из источников той силы, которая помогала нашей стране, нашему народу противостоять суровым испытаниям, выпадавшим на его долю, говорили и педагоги, и священнослужители на встречах, организованных в праздничные дни по всей Московской области. Так, оживляя историю, возвеличивая духовный подвиг русского подвижника, являющего собой живой пример нравственной силы, стойкости, любви к своей Родине, духовные учителя наполняли сердца и души детей верой в то, что Россия — великая страна удивительных свершений, способная к новым победам. В образовательных учреждениях Московской области совместно со священнослужителями были проведены обучающие мероприятия для детей, их родителей, педагогов:
— классные часы, посвященные Святым Русской и Московской земли;
— конкурс сочинений учащихся «Моя встреча с Библией»;
— детские утренники «Рождество Христово»;
— общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В 2015 году двадцать третьи Международные Рождественские образовательные Чтения посвящены духовному подвигу Святого равноапостольного великого князя Владимира, подвигу, определившему цивилизационный выбор Руси.
Князем Владимиром была реализована «удивительная государственная программа, которую нельзя претворить в жизнь, пока каждый гражданин не претворит ее на себе, по примеру самого Владимира!». Это важный для осознания аспект духовного становления личности человека: гражданина и патриота, осуществить который можно лишь при условии прочных партнёрских взаимоотношений Церкви, власти и общества.
Руководством к действию для системы образования Московской области является закрепленное в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», положение, отраженное и в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, о том, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Как когда-то великий князь Владимир сделал свой непростой, но такой судьбоносный выбор, выбор личный и выбор государственный, так и наши сегодняшние школьники должны быть готовы к определению самих себя, своих духовных ориентиров, своих жизненных принципов, своей жизненной позиции.
Сегодня Московская область выходит на новый этап работы по развитию системы духовно-нравственного воспитания и образования. В течение 13 лет Министерство образования Московской области во взаимодействии с Московской епархией Русской Православной Церкви выстраивало эту систему: в 2001 году был заключен Договор о сотрудничестве и начал свою работу Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви, были созданы и работают координационные советы по взаимодействию с благочиниями в каждом муниципальном образовании.
В эту работу вовлечены педагоги, директора школ, заведующие детскими садами, родители, благочинные. Ежегодно, начиная с 2004 года, во всех муниципальных образованиях Московской области проводятся родительские собрания «Подмосковная весна. Дорога к Храму». Речь на них идет о значении духовного единения семьи, о значении Православной веры и благочестия в жизни человека, об отечественном культурном достоянии и патриотизме. В областном открытом уроке «Духовные родники Подмосковья» участвуют ежегодно около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен еще в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры.
Общественно значимыми стали и другие совместные с Московской Епархией областные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников:
областные Рождественские чтения (в 2014 году прошли двенадцатые Чтения),
собрания педагогического актива,
встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями учреждений образования,
олимпиада по учебному предмету «Духовное краеведение Подмосковья», участниками которой становятся свыше 1 000 школьников.
Таким образом, можно говорить, что партнерство Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной Церкви стало в Подмосковье общественно значимым явлением, определяющим направление духовно-нравственного воспитания и образования молодежи.
Как достижение можно отметить и то, что в Московской области выстроена эффективная модель церковно-школьного взаимодействия на уровне четырех звеньев системы образования: дошкольного, школьного, профессионального, последипломного.
Сегодня более 52 учебных пособий и учебно – методических комплектов составляют целостное образовательное поле, обеспечивая системность и преемственность духовно-нравственного просвещения от дошкольного до вузовского звена.
для дошкольников – это «Добрый мир. Православная культура для малышей» (используется в дошкольных образовательных учреждениях Московской области),
для 1-11 классов «Духовно-нравственная культура. Православная культура», в него входит и наш региональный учебник «Духовное краеведение Подмосковья», и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, который является частью программы «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса в 2014 году вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в учебном процессе.
Для внеклассной работы изданы Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», «Маршруты духовного краеведения для малышей».
Автором этой системы учебников является доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России, профессор кафедры общей педагогики, директор духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета Людмила Леонидовна Шевченко. В 2014 году Людмила Леонидовна стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Центральном Федеральном округе.
Наше время – время консолидации и ответственных решений, которые можно выработать и реализовать только коллективными усилиями. И важнейшей формой общественно — профессионального общения педагогов становятся учительские Ассоциации. В Московской области уже сделаны первые шаги по созданию «Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры».
В рамках ассоциации, в ходе профессионального обсуждения учителей при взаимодействии с благочинными будут решаться вопросы, связанные с духовно-нравственным образованием и воспитанием, разработкой содержания учебных пособий и учебников по духовно-нравственной (православной культуре).
Очень важным направлением работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию в Московской области является разработка проекта «Духовные маяки Подмосковья», начатого по решению Координационного совета в 2013 году, ведущим направлением которого является организация деятельности по приобщению школьников к духовно-культурному наследию, сохранение святынь малой Родины, а также подготовка учителей к ведению данной работы. Целью этого проекта является создание единой образовательной среды духовно-нравственного воспитания на территории Московской области. В 2014 году созданы уже шесть зональных центров из 12 запланированных.
Хочется отметить, что основными предметами, которые изучаются в школах Московской области в рамках духовно-нравственной культуры, являются «Духовное краеведение Подмосковья» и «Православная культура».
Наиболее активно преподаются эти предметы в 8-ых классах (28,6% от общего количества классов, в которых изучаются предметы духовно-нравственной культуры ), в 9-ых — 21%, и в 7-ых — 19,3%. А ведь именно в этом возрасте формируются основы характера и мировоззрения человека.
В основной школе предметы духовно-нравственной культуры изучают более 79 тысяч человек (25% от общего числа школьников 5-9 классов).
В старшей школе — 4100 человек (или 6,9 % от общего числа школьников 10-11 классов).
Важной составляющей духовного просвещения обучающихся является курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В этом учебном году образовательный модуль «Основы православной культуры» выбрали более 24 тысяч обучающихся (33,9% от общего количества четвероклассников, это на 1,7% больше, чем в прошлом году).
Актуальной тенденцией современного духовно-нравственного воспитания можно считать формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. В более чем в восьмистах дошкольных образовательных учреждениях Московской области (или 44,1% детских садов от общего количества учреждений) для 42 тысяч дошколят, что составляет 16,5% от общего количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений, идет путешествие маршрутами духовного краеведения в «Добрый мир» православной культуры.
Ведутся занятия по предметам культурологического цикла и в учреждениях дополнительного образования (предметы духовно-нравственной культуры включены в программы 115 учреждений дополнительного образования, что составляет 39,4% от общего их количества). Более 29 тысяч воспитанников (или 12,3%) охвачены духовно-нравственным воспитанием через систему дополнительного образования.
Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров.
За последние 5 лет на курсах повышения квалификации обучено более 4 500 педагогов. Стало доброй традицией Московской области к областным Рождественским Чтениям выпускать сборник статей педагогов Подмосковья, посвященных описанию уроков с духовно-нравственным компонентом и опыту организации образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Учителя Подмосковья размышляют о том, что «Практика духовного образования всегда была основана на православной культуре». Отмечают, что «в русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание», убеждены, что «именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе». Эти мысли педагогов очень созвучны теме сегодняшнего разговора.
Наступил 2015 год. Этот год – объявлен Президентом Российской Федерации годом Литературы. Русская литература известна во всём мире как источник уникального духовно-нравственного опыта, не имеющего себе равных в мире.
2015 год — это и год 70-летия Великой Победы над фашизмом.
Поэтому в рамках духовно – нравственного воспитания важно говорить с обучающимися на исторические, общественно значимые темы, привлекать опыт, отраженный в художественной, исторической, духовной литературе. А чтобы история и нашего большого Отечества, и личной малой родины зажила, задышала для детей, стала не одним только школьным предметом, но явлением необходимым, особо требуются объединенные усилия образовательного сообщества и духовного наставничества. И опыт празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского показал, что потенциал такой работы у нас есть.
Мы с вами верим в торжество добра, любви, уважения к нашим историческим и культурным ценностям.
От всего сердца желаю всем участникам Международных Рождественских Чтений воспитывать наше поколение в добре и любви, формируя достойного гражданина нашего Отечества.
Здоровья вам и всяческих благопожеланий!