Тихонов Михаил Юрьевич,
первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Выступление на
III конференции учителей основ православной культуры
города Москвы и Московской области
(20 января 2015 года, Храм Христа Спасителя
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы, уважаемые коллеги.
В этом году наша страна отмечает 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси. И тема проходящих в этом году XXIII Международных Рождественских образовательных чтений звучит так: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Выбор православной веры святым князем Владимиром – это поистине цивилизационный выбор, на века предопределивший духовное единство народов России, общность их исторической судьбы, нравственные принципы совместного сосуществования людей разных национальностей и вероисповедания в едином, великом государстве.
Введение с 2012 года в российских школах модуля «Основы православной культуры», изучаемого в 4-х классах в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», позволило с учетом свободного выбора родителей обучающихся начать знакомить младших школьников с основами православной культуры, приобщать к ее ценностям, традициям, нравственным нормам.
Интерес к изучению православной культуры среди московских школьников с каждым годом растет. Сегодня модуль «Основы православной культуры» выбирает каждая третья московская семья. Вместе с тем не только младшие школьники, но и обучающиеся основной и старшей школы проявляют устойчивый интерес к изучению православной культуры, становятся активными участниками олимпиад, конкурсов, фестивалей, экскурсионных и праздничных мероприятий, посвященных истории и культуре Православия. Накапливается опыт и растет профессионализм учителей, ведущих основы православной культуры, повышается качество преподавания предмета. И это, безусловно, результат согласованной работы Департамента образования города Москвы, Московского отдела религиозного образования и катехизации и викариатств города Москвы Русской Православной Церкви, Московской Ассоциации учителей православной культуры.
Сегодня московским Городским методическим центром выстроена система непрерывного методического сопровождения преподавания модулей комплексного учебного курса «ОРКСЭ», и, в первую очередь, основ православной культуры. В каждом административном округе столицы есть методист территориальной группы Городского методического центра, отвечающий за сопровождение ведения модулей курса «ОРКСЭ». В его обязанности входит консультирование учителей в вопросах методики преподавания модулей курса, выбора учебно-методической литературы, организация окружных межрайонных мероприятий, открытых уроков, мастер-классов.
Методическое сопровождение преподавания модулей курса «ОРКСЭ», выстроенное по территориальному принципу, является важнейшим элементом системы межведомственного взаимодействия Департамента образования города Москвы с представителями традиционных религиозных конфессий и, в первую очередь, с Русской Православной Церковью. Именно через методистов по ОРКСЭ окружных территориальных групп осуществляется комплексное сотрудничество с викариатствами города Москвы и создаваемыми при московских храмах консультативными службами общественных методистов.
Общественные методисты по ОРКСЭ – это специалисты, имеющие высшее образование в области истории религий, религиозных культур, теологии, культурологии, готовые оказать профессиональную помощь учителям в вопросах содержания конфессионально ориентированных модулей курса «ОРКСЭ», помочь провести со школьниками уроки-экскурсии, организовать с обучающимися совместные мероприятия в рамках реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся федерального государственного образовательного стандарта.
Мы хорошо понимаем, что недостаток базовых знаний, профессиональных и личностных компетенций, приобретаемых учителями в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации по ОРКСЭ, требует дополнительной поддержки со стороны специалистов в вопросах религиозного содержания модулей курса. Поэтому сегодня в большинстве округов столицы Городским методическим центром организованы межрайонные открытые постоянно действующие семинары с участием общественных методистов от московских храмов, что является значительной поддержкой для учителей не только основ православной культуры, но и других модулей курса «ОРКСЭ». Такие семинары уже регулярно проводятся в Восточном, Западном, Зеленоградском, Северо-Восточном, Северо-Западном, Южном и Юго-Западном округах столицы.
Также, под кураторством методистов по ОРКСЭ окружных территориальных групп и при участии представителей викариатств города Москвы Русской Православной Церкви в столичных школах ведется комплексная реализация программ внеурочной деятельности, включающая организацию циклов экскурсий, праздников, семинаров, факультативов, культурно-просветительских бесед, тематических классных часов, семейных гостиных, выставок, патриотических, экологических, волонтерских акций и многое другое.
В качестве примера положительного опыта самостоятельного взаимодействия московской образовательной организации и представителей викариатства можно привести многолетний опыт сотрудничества храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино и педагогического коллектива Школы № 1238 Западного административного округа. При участии общественных методистов в школе на системной основе реализуется образовательная модель целостного развития личности. Все педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по основам православной культуры. Дружба и сотрудничество педагогического коллектива Школы № 1238 с настоятелем храма позволяют регулярно проводить на территории храма уроки-экскурсии для школьников и их родителей, организовывать совместные мероприятия духовно-нравственной и социокультурной направленности. Сегодня школа является базовой площадкой в Западном округе по духовно-нравственному воспитанию школьников, опорной школой по инновационной программе «Истоки» и стажировочной площадкой для учителей ОРКСЭ, что позволяет методистам выявлять и транслировать на другие образовательные организации лучшие педагогические практики системного подхода к вопросам духовно-нравственного воспитания.
Помимо этого, методистами по ОРКСЭ осуществляется ежегодная информационно-методическая и организационная поддержка участия московских педагогов и обучающихся в школьных олимпиадах, ученических конкурсах и конкурсах профессионального мастерства духовно-нравственной направленности. На сегодня их существует уже более десятка.
Это и международные конкурсы и фестивали детского творчества, всероссийские и межрегиональные олимпиады школьников, Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», а также московские городские конкурсы ученического творчества:
Всего в них принимают участие свыше 50 тысяч московских школьников разных возрастов, а также дети дошкольного возраста.
Информационная поддержка конкурсных мероприятий осуществляется через сайт Городского методического центра http://mosmetod.ru, в разделе «ОРКСЭ». В этом же разделе можно найти интересную подборку сценариев общешкольных мероприятий духовно-нравственной и культурно-исторической направленности, посвященных празднованию Пасхи, Рождества Христова, Татьяниного дня, Дня народного единства, Дня православной книги, Дня славянской письменности и культуры, а также другие методические разработки для учителей ОРКСЭ, подготовленные совместно с методистами и представителями Русской Православной Церкви.
Среди масштабных мероприятий, ежегодно проводимых Городским методическим центром в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, можно отметить (в этом году уже седьмую по счету) Межрегиональную научно-практическую конференцию «Моделирование социокультурного системного развития школы в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества», посвященную проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. Задачи, решаемые в рамках конференции, связаны с разработкой и совершенствованием региональных моделей взаимодействия государственных и церковных структур в сфере образования, типовых моделей социокультурного системного развития образовательной организации и моделей целостного развития личности современного школьника. В конференции традиционно принимают участие школьники, педагоги, студенты, представители науки, культуры, родительской общественности, духовенство. Интерес к конференции, география и число ее участников с каждым годом возрастает. В прошлом году в конференции приняли участие представители более 40 регионов Российской Федерации.
Ежегодно в феврале–марте городской методической службой при участии представителей викариатств города Москвы Русской Православной Церкви, других традиционных религиозных конфессий осуществляется информационная поддержка проведения в образовательных организациях города Москвы родительских собраний по свободному выбору модулей комплексного учебного курса «ОРКСЭ». На сайте каждой московской школы размещены разработанные Департаментом образования города Москвы документы, включающие регламент выбора модулей, книгу для родителей, ответы на наиболее распространенные вопросы. Минобрнауки России рекомендует другим регионам использовать эти документы в качестве примера региональных материалов по обеспечению свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля курса «ОРКСЭ».
В целом, выстроенная в Москве система методического сопровождения ведения в школах основ православной культуры, других модулей курса «ОРКСЭ» и реализации программ внеурочной деятельности представляет собой важнейшую составляющую комплексного, межведомственного подхода к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Организация курсов повышения квалификации для учителей ОРКСЭ в московской системе образования также является обязательной составляющей системы работы по обеспечению качества ведения модулей данного курса в школе и предусматривает подготовку учителей отдельно по каждому из модулей. Курсы организуются ежегодно кафедрой ЮНЕСКО Московского института открытого образования в рамках государственного задания на бюджетной основе (то есть, бесплатно). К участию в проведении курсов привлекаются специалисты ведущих московских государственных вузов, представители викариатств города Москвы Русской Православной Церкви, преподаватели православных духовных семинарий (в первую очередь, Николо-Угрешской и Николо-Перервинской), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. За последние два года только по модулю «Основы православной культуры» на курсах повышения квалификации прошли обучение 1800 московских учителей.
Проведенный в 2014 году мониторинг организации и обеспечения реализации предметной области «ОРКСЭ», в котором приняло участие 70 образовательных организаций города Москвы, показал, что обеспеченность московских школ педагогическими кадрами, имеющими удостоверение о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации, представляет собой следующую пропорцию: более 75% из них – это учителя начальных классов, и лишь 13% – педагоги-предметники. Эту пропорцию следует постепенно выравнивать и в перспективе стараться привлекать к обучению, в первую очередь, учителей-предметников – историков, филологов, учителей МХК. По данным проведенного мониторинга большинство общеобразовательных организаций – более 70% – указало на потребность в дальнейшей подготовке учителей по ОРКСЭ, что позволяют сделать вывод об актуальности планирования на ближайший период и государственной поддержки ведения курсов повышения квалификации для подготовки новых учителей по модулям курса «ОРКСЭ».
С первых дней введения в московских школах курса «ОРКСЭ» на сайте лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования, также как и на сайтах Департамента образования города Москвы и Городского методического центра, действует портал «ОРКСЭ. Открытое информационное пространство» (http://mioo.seminfo.ru), через который осуществляется как дистанционное сопровождение обучения слушателей курсов повышения квалификации, так и информационно-методическая поддержка учителей курса « ОРКСЭ».
При участии кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования коллективом авторов, в числе которых методист кафедры Васечко Юлия Сергеевна, написан учебник «Основы православной культуры» для 4 класса, выпущенный издательством «Русское слово» в 2014 году, который вошел в новый федеральный перечень учебников и уже успел полюбиться многим московским учителям, а также рабочая тетрадь к нему.
Московскими учителями и методистами были также разработаны:
– рабочая тетрадь к учебнику «Основы православной культуры» для 4 класса Андрея Кураева (автор – учитель московской школы № 572, лауреат межрегионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2014 года Комарова Татьяна Владимировна);
– рабочие тетради по светской этике и мировым религиозным культурам;
– книга для учителя по истории мировых религиозных культур;
– методические пособия для учителей по основам исламской и буддийской культуры.
Таким образом, Московский институт открытого образования, помимо основной задачи организации курсов повышения квалификации учителей, также встроен в единую систему сопровождения ведения модулей курса «ОРКСЭ» в московских школах.
Взаимодействие Департамента образования города Москвы с Московским епархиальным отделом религиозного образования и катехизации в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников тоже решается системно.
24 апреля 2012 года между Русской Православной Церковью и Департаментом образования города Москвы с целью объединения усилий в решении задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения было заключено Соглашение о сотрудничестве. Постепенно начало выстраиваться взаимодействие на уровне отдельных викариатств.
С момента учреждения Московского отдела религиозного образования и катехизации сотрудничество между Департаментом образования города Москвы и Русской Православной Церковью вышло на системный уровень. В течение 2013 года были заключены соглашения о сотрудничестве между всеми викариатствами города Москвы и окружными управлениями образования.
Совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы было разработано и принято за основу дальнейшего взаимодействия типовое Положение о методическом кабинете при викариатстве, в работе которого предполагается регулярное участие методиста окружной территориальной группы Городского методического центра.
Таким образом, Городским методическим центром совместно с Отделом религиозного образования и катехизации города Москвы было положено начало созданию межинституциональной методической службы по сопровождению ведения в московских школах модулей комплексного учебного курса «ОРКСЭ» и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся федерального государственного образовательного стандарта.
Сегодня с Московским отделом религиозного образования и катехизации тесно взаимодействуют разные структуры, подведомственные Департаменту образования города Москвы: Городской методический центр, Московский институт открытого образования, Московский городской дом учителя, а также общественные структуры: Московская ассоциация учителей православной культуры, Общественный совет при Департаменте образования города Москвы.
Реализуются совместные проекты в области воспитания школьников, такие как организация взаимодействия государственных и воскресных школ, ежемесячный лекторий для учителей и классных руководителей при Московском городском доме учителя и многие другие.
Слаженность в работе структурных подразделений Департамента образования города Москвы, общественных советов, Московского епархиального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви является залогом успеха долгосрочной стратегии развития воспитания детей и молодежи в столичном регионе.
В наступившем 2015 году Департамент образования города Москвы и Московский отдел религиозного образования и катехизации планируют выступить с совместной инициативой – дать старт сетевому межрегиональному образовательному проекту «Истоки. Служение Отечеству», направленному на преобразование современной школы в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будут иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны. Основу проекта может составить модель социокультурного системного развития образовательной организации, разработанная совместно со специалистами Института семьи и воспитания Российской академии образования и успешно апробированная в течение нескольких последних лет в ряде московских школ.
***
В заключение выступления хотелось бы от лица Департамента образования города Москвы поблагодарить всех, кто принимал и принимает участие в нашей общей работе – воспитании Человека и Гражданина. Прежде всего, учителей, на чьи плечи пал столь нелегкий труд – духовно-нравственное воспитание современных школьников; методистов, работающих над созданием эффективной системы методической поддержки; общественных методистов, чье служение сегодня является столь востребованным и своевременным; а также всех тех, кто радел и продолжает радеть за дело воспитания нравственного, духовного начала в человеке.
Благодарю за внимание!