Доклад А.И. Нотина на «военной» секции XXV Международных Рождественских образовательных чтений
Тема, вынесенная в название моего выступления, звучит для многих непривычно и необычно. Тем не менее, она представляется очень важной. Мы, миряне, несем серьезную долю ответственности за все происходящее в нашем обществе, в нашем государстве, в наших семьях и в нашей Церкви. Время сейчас такое, что духовность становится фактором геополитики. В этой связи приведу один пример. Несколько лет назад мне довелось побывать в Китае в гостях у нашего посла, моего однокашника по МГИМО, правда, я арабист, а он китаист – Сергея Сергеевича Разина. Я его спросил, насколько велика и серьезна опасность, исходящая от Китая, будучи поражен размахом строительства и той мощью, которая сегодня там стремительно набирается, и соответственно, на наших, юго-восточных границах. Он ответил, что в китайском Политбюро на самом высоком уровне на полном серьезе рассматривается вопрос о том, что нападать на Россию нельзя, потому что Россия находится под покровом «какой-то» Божией Матери, которая каждый раз встает на защиту России. Русские всегда не готовы к нападениям, но в конечном итоге они, благодаря Ей, на плечах агрессора въезжают в его столицу. Отталкиваясь от этого момента, хотелось бы обратить ваше внимание, что война сегодня по сути стала перманентной, и все более и более приобретает свойство духовной войны. Ее по-разному называют – информационной, гибридной и т.д. Мне же кажется, что все более и более заметным, даже определяющим содержанием проявлений конфликтности в современном мире становится борьба вселенского православия с нарастающим сатанизмом и нигилизмом. Именно в плоскости этой борьбы нам и приходится рассматривать сегодня все реалии современного мира. Иначе не разобраться. Приведу на этот счет несколько внешних моментов.
Первый момент – Россия исторически одинока. Это давно известно, она обречена на историческое одиночество. У нее есть два друга – армия и флот, это тоже прекрасно известно, и, конечно, православный народ, который сегодня находится в очень непростом переходном состоянии. Рухнул железный занавес, и через него на просторы поверженного СССР хлынула «мерзость запустения». Сегодня мы наблюдаем удивительную картину: с одной стороны, наша Церковь стремительно растет и укрепляется, завоевывая истиной Христовой все новые и новые сердца, тысячи новообращенных приходят в храмы. С другой стороны, определенная, и притом немалая часть общества находится в силках сатано-нигилизма. К великому сожалению, значительная часть государственных и общественных структур, по-прежнему остаются под сильнейшим воздействием анти- и лжехристианских идей, привносимых с Запада. Прежде всего, речь идет о средствах массовой информации, системе воспитания и образования, культуры, науки, госуправления. Отсюда следует, что наш противник все еще силен и с этим надо считаться.
Второй момент – Запад нас не отпустит. Запад будет давить на Россию, несмотря на то, что «красной империи» уже нет. Вспомним выступление Бжезинского, который прямо сказал, что после краха Советского Союза «наш главный противник – это Русская Православная Церковь». И мы это видим, это и есть физическое проявление сатано-нигилизма.
Теперь к самому вопросу – воспитанию духа воина. В своей духовно-просветительской работе – «Переправе» (культурно-просветительское общество — прим. ред.) в этом году исполняется десять лет – нам доводилось часто общаться с молодежными аудиториями в разных уголках страны. В том числе с военно-патриотическими клубами, которых в России, по некоторым прикидкам, более 50-ти тысяч. В основном это «дикое поле». Клубы по-разному организованы, стихийны, каждый выживает, как может. В их среде ощущается сильное и возрастающее влияние неоязычества. Невольно встает вопрос – как найти подходы к этим неокрепшим душам, которым сегодня по 10–15 лет, а завтра они вступят в ряды Вооруженных сил. Кто, какой по духу воин окажется внутри «железа», пусть и самого современного, технологичного? Мы с вами прекрасно понимаем на примере Сирии, что окончательная победа в любом конфликте, любой войне, достигается на земле. Поэтому от психофизического состояния воина решительно зависит все. Сегодня, когда коммунистическая идеология рухнула и ушла на задний план, образовался некий вакуум. Я не специалист по воспитательной работе в Вооруженных силах, но мне представляется, что настало время эту пустоту заполнить. Иначе его заполнят другие. Например, неолиберальные, неоязыческие или неоатеистические учения с их распутством, мистикой и прочими сорняками. Эти ядовитые растения на наших глазах широко высаживаются в больное наше общество, в расстроенное наше государство. А вслед за ними – идеи национализма, сепаратизма, религиозного экстремизма и фанатизма. Всему этому нужно срочно ставить заслон. Потеряем еще одно молодое поколение – поставим страну на грань гибели!
Уверен, что настал момент, когда церковный народ должен обоснованно и аргументировано поставить перед руководством Вооруженных сил вопрос о формировании принципиально новой, духовно-светской программы воинского воспитания для ВС РФ. Некоторые мысли и предложения на этот счет изложены в моей книге «Воспитание духа воина». У нашей молодежи есть насущные запросы. Нынешнее неистовое, или как говорили святые отцы, льстивое лукавое время ставит во весь рост перед современным молодым человеком «сердитые» вопросы, многие из которых раньше перед молодежью не стояли. Во многих аудиториях, в том числе, и студенческих, разговор начинался с вопроса — страшно вам жить?! Почему его надо ставить в лоб? Потому что молодым людям, вступающим в жизнь, действительно на порядок страшнее, чем их отцам. Нет гарантий трудоустройства, безопасности, получения жилья для молодой семьи, нормального воспитания детей, надежной социальной перспективы. Страшно жить и выживать в этих новых либеральных джунглях, где человек человеку волк.
В Православии есть все необходимое, чтобы объяснить этому молодому человеку, что Господь попустив эту непростую ситуацию в нашем обществе, одновременно вооружил Свой Третий Рим и его народ щитом веры и мечом Слова Божьего для выполнения исторической миссии «удерживающего» мировое зло. России предстоит на новых началах построить общество высшей справедливости и согласия, а равно и принять у себя тысячи западных христиан и просто честных людей, теснимых сатано-нигилизмом.
Рассматривая этот вопрос, огромное значение имеет сегодня православная аскетика. На это указывают и святые отцы. Эту тему надо развивать.
Современному молодому человеку предстоит многое объяснить в свете правды Христовой. Например, где взять силы для выживания? Мы прекрасно понимаем, и история России многократно подтверждает, что сила – в Боге, она везде, мы пронизаны ею, сотканы из нее. Но с ней еще надо установить отношения, войти в религию, означающую буквально связь с Творцом. Молодому человеку очень важно понять, что эта сила не где-то за «морями и горами», а прямо внутри него. Спаситель так и говорит: «Царство Божье внутрь вас есть». Нигде этой силы больше нет, и никак иначе ее не получить. Но если мы, опираясь на апостолов, называем душу человеком, только внутреннем, то дальше мы должны объяснить новобранцу или даже офицеру, что душе, как человеку, необходим полноценный и правильный уход – только тогда она сможет раскрыть всю полноту всех своих способностей и дарований, наделить силой и соединить с Богом. Все это в православной традиции называется аскетикой, то есть упражнениями для души. Их и предстоит ввести в воспитательный процесс для формирования полноценной личности воина, способного принять и отразить любой вызов любого врага. Ибо, как говорил великий А. В. Суворов: «Бог с нами, победа будет за нами!».
Человек это телесно-душевная личность, образ и подобие Божие. Он состоит из тела, души и духа. Сам по себе дух, следуя учению святителя Феофана Затворника, тоже многомерен. Он включает в себя такие понятия, как страх Божий, совесть и неодолимое любовь и тяга к Богу. Через эту, духовную призму гораздо легче рассматривать такие вещи, как смерть. Тогда понятно, что происходит не исчезновение навсегда, а временное разлучение души и тела. Укрепляясь в вере, человек преодолевает животный страх смерти, а за ним и тысячи производных больших и мелких страхов, подтачивающих его жизненные силы. Он становится воином в полном смысле этого слова. Молодежь заинтересованно слушает эти объяснения, и готова применять их на практике. Это и понятно: она доверяет традициям и вере своих отцов и дедов, здесь ищет источник укрепления, инстинктивно отвергает лукавые «обманки» века сего. Она готова познавать православную «науку из наук» и заниматься «прикладной аскетикой», применимой ко всем областям человеческой жизни.
Для будущего воина такая наука важна втройне. Только через предметную работу с «внутренним человеком» ему можно объяснить, как концентрироваться в сложных ситуациях, принимать верные решения, испрашивая их у Господа, выходить из самых сложных положений, духовно отличать «своего» от «чужого», выдерживать предельные нагрузки, выполнять свой долг перед Богом, народом и командирами.
В своем время Суворов говорил, что «неверующего солдата учить – что пережжённое железо точить». Здесь, в стенах Академии, мы сообща должны задуматься и ответить, наконец, на вопрос: где та «наука побеждать», состоящая из воинского умения и духовной зрелости, которой в совершенстве владели наши доблестные предки. Почему мы это растеряли, и как это вернуть? Нам нужно срочно возвращать эти знания, потому что в них залог будущих побед и спасения нашей Родины от неисчислимых врагов.
Пора говорить открыто об этом! Пора воссоединить церковную традицию с конкретным процессом военного обучения, здесь корень нашей силы, нашего выживания. Мы обязаны использовать все резервы, которые у нас есть. Самый главный резерв, который Господь нам приберег на час испытаний, – наше величайшее духовное наследие Церкви. Развивая это направление, мы сможем достойно встретить те вызовы и угрозы, которые сегодня нависают над Россией.