Ваше преосвященство, дорогой Владыка Савватий, дорогие отцы, братья и сестры!
Я рад присутствовать на этой секции рад вас всех видеть после долгого перерыва. Несмотря на то, что наша деятельность с вами не останавливалась, просто не было возможности так собраться и поговорить, тем более замечательно, что мы, несмотря на все трудности, сегодня вместе и продолжаем говорить о том, что мы с вами вместе делаем, продолжаем рассуждать о сути воинского служения, о необходимости осмыслить присутствие священнослужителей в рядах Вооруженных сил. Я совершенно согласен с владыкой, что священник в армии должен обращать в свою веру не только на воинов, но и на их семьи. Это очень важный посыл, потому что мы в разных местах совершай свое служение, и где-то есть такие воинские подразделения где больше срочников, где-то их меньше, и всегда мы говорим о том, что не только солдаты срочной службы, но и офицерский состав, контрактники — все воины является нашей паствой. Действительно у нас сегодня больше воинов контрактников и, как правило, это люди женатые, и за каждым из них стоит та самая Малая Церковь — мы к ним должны быть обращены. Это говорит о том, что священник в армии прежде всего должен быть пастырем. Это очень важный принцип, и, когда я вижу, что этот принцип нарушается — священник в армии пытается быть не только по слову Апостола Павла, для всех быть «своим», а старается влиться в то самое воинство и становится больше военнослужащим, чем священнослужителем. Начинается сразу какой-то крен, начинаются перекосы, на мой взгляд, проблемы и сложности.
Своё выступление я хотел бы посвятить проблемы того мира, в котором мы с вами живём, в котором появилась новая реальность, которую мы называем цифровой реальностью. Об этом очень важно поговорить, и порассуждать, и найти какой-то другой подход к тому с чем мы сегодня сталкиваемся. Я сказал о проблеме мироощущения священника в армии. Я иногда вижу, когда священнослужитель говорит о внешних угрозах, и, в частности, если мы говорим о цифровом мире, в котором мы живем, об интернете и о том, что человек в него погружен. Очень часто можно услышать рассуждение на тему, что что одна из форм войны, которая обращена против человека, против русского человека, против русского воина и это такая линия фронта, которому мы должны каким-то образом противостоять. Я не говорю о том, что это не так. На мой взгляд очень важно нам с вами, когда мы рассуждаем о войне в разных её видах помнить, что главная брань, которую человек ведёт случается в его сердце. С чем бы вы с вами не сталкивались своем служении, память о том, что главное брань в сердце, и все эти технологии, в которые мы погружены, цифровые технологии, влияют, в первую очередь, на духовное состояние человека. Об этом не надо забывать. Я не вижу смысла рассуждать кому это выгодно, кто и для чего всё это делает, кто всё это создавал и таким образом пытается влиять на умы и сердца наших людей через все эти цифровые технологии. От того, что мы ответим на этот вопрос, нам легче не станет. Второй момент, рассуждать о том, что всё это зло, тоже бессмысленно. Почему? Потому, что мы не в состоянии жить вне этого мира. Этот мир он рядом с нами существует. Каждый из нас в разной степени в этот мир погружён. Здесь очень важно употребить принцип, который некогда сформулировал Апостол Павел, говоря о том на все времена, обращаясь ко всем возможным человеческим изобретением и технологиям. Апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Этот принцип очень важен в нашем взаимодействии с цифровым миром. Ещё раз говорю, избежать мы его не можем, но как мы с ним взаимодействуем — это вопрос который мы должны себе задавать.
Интересный момент, он очень характерный, касается, например, военнослужащих-срочников, которые подают в места служения. Они ограничены в потреблении цифровой информации, они не имеют такого доступа в интернет, как они привыкли на гражданке, и мы начинаем с вами замечать, что они становятся другими. Вчерашние и позавчерашние студенты и школьники, с которыми не так было просто разговаривать, когда они оказываются в армии с ними разговаривать легче. Не только потому, что они в каких-то особенных условиях, вырванных из контекста своей жизни, в том числе потому, что они вырваны из цифрового мира. Тоже самое мы с вами наблюдали, те, кто имеет опыт прохождения командировки на авиабазе Хмеймим, — наши военнослужащие, офицеры, контрактники они отрезаны от цифрового пространства по определённым естественным причинам, и они совершенно по-другому воспринимают то что мы говорим. А чем это говорит? Это говорит о том что что цифровой мир, этот поток информации, который постоянно изливается на человека, он влияет на наше внутреннее состояние. Влияет, прежде всего, тем, что пропадает некая санитарии ума. Мы с вами все выросли в совершенно ином мире, в мире, в котором получить информацию считалось благом, и мы боролись за то, чтобы у нас была это информация. Теперь мы с вами живем в совершенно иной реальности, когда человек в информации тонет. Информация оставляет след в сердце человека, информация может изменить сознание человека, и мы пока не выработали навык, в чтобы противостоять информационному насилию. Но у нас с вами есть навык, прежде всего, духовный, и те примеры, которые я привел говорят от том, что элементарный контроль над временем, которое ты проводишь вглядываясь в экран телефона, уже меняет твоё сознание. Это время становится частью духовной жизни. Я обращаюсь не только к воинам, но и к прихожанам период Великого поста. Я говорю о том, что у современного человека одним из подвигов может стать отказ от пользования телефоном на определённое время, например, после 18:00 просто его не брать в руки без нужды, если кто-то не позвонит. О том же самом мы можем и должны говорить нашим военнослужащим. Недооценивать, тот след, который любая информация оставляет в нашем сердце нельзя. Причём, вы знаете, даже когда мы открываем с вами какую-то информацию, это не значит, что мы там прочитаем обязательно что-то плохое, но мы почему-то считаем, что мы всё –равно, обязательно, должны это прочитать. Мы даже можем с этим внутренний не согласиться, но всё равно мы читаем, и это также оставляет определённый след. К сожалению, у нашего поколения понижен уровень критического отношения к информации. Мы все сами выросли на том, что написано в газете — то правда. Это была обстановка, которую мы впитали, и когда мы смотрим какой-то ролик о какой-то проблеме, ищем какую-то информацию в интернете, у нас этот порог критичности понижен. К сожалению. Поэтому, на мой взгляд всегда знать, кто является автором или экспертом, который о чем-то говорит, кто эти люди и почему мы им должны доверять. Не надо делать из своей души и своего сознания проходной двор, потому что информация, о которой я говорил, она безобидной не бывает, она всё равно оставляет след в нашем сердце, и когда мы её поглощаем то, что в ней содержится и посыл, который в ней содержится, влияют на нас. Когда мы всё подряд потребляем, как с едой — здоровым ты не будешь. Каждый раз, когда вы что-то в кушаете, вы задумываетесь, как правило над тем, каково качество пищи, и кто её приготовил. Это тоже очень важный для нас момент — так и должно быть с той информацией, которую мы читаем и видим, а уж тем более передаем другим людям. Об этом, наверное, стоит говорить, в том числе и с нашими военнослужащими. На священнослужителе лежит некая ответственность: если какую-то информацию получили от священника, то к ней будут всегда относиться с большим доверием. Священник, в данном случае, является некой гарантией того, что та информация, которая от него перешла, является качественной и правдивой, а так бывает не всегда. Тоже самое и с военнослужащими. Военнослужащие тоже смотрят по-другому. Психологически так устроено: нам кажется, что наши воины, они больше знают, они больше понимают, им больше известно, больше открыто. Эту информацию, которую мы получаем от наших военнослужащих в разном виде, мы к ней по-другому относимся. И это тоже сфера ответственности. Поэтому я вас призываю к духовной мудрости и рассуждению. Как нам заповедали святые отцы, и мы с вами в вступили в такое время, когда рассуждение всегда определялась, как одно из главнейших добродетелей. Сегодня это особенно важно, но рассуждения должны быть качественные, потому, что иногда опять же человек прочитав некое сообщение или просматривая какой-то ролик, считает, что он тоже рассуждает. Вот на видео, например, какие-то люди рассуждают о том, как через вакцину в человека можно внедрить какой-то микрочип и прочее и человек всё это воспринимает и начинает, вроде бы, рассуждать. Но духовное рассуждение оно другого рода. Есть такая замечательная притча, в которую вложены три замечательных принципа. Встретились два брата, и один брат говорит другому
— Я тебе хочу что-то рассказать о на нашем третьем брате.
— Подожди, сначала пропусти это через три сита. То, что ты мне хочешь рассказать правда? Ты уверен в этом?
— Нет я узнал от другого.
— То, что ты скажешь, мне это понравится?
— Скорее всего, нет.
— То, что ты скажешь мне полезно? Если я этого не буду знать, я что-то потеряю?
— Нет, может быть и не потеряешь.
— Тогда зачем ты мне будешь говорить то, в чём не уверен, то что не принесет мне никакой пользы, и что является злом.
Эта притча «Трёх сит» мне кажется очень важной в духовной жизни.
Когда мы получаем какую-то информацию в разном виде и пытаемся её распространить, мы должны всегда с вами думать об этой ответственности. Я ещё и ещё раз, дорогие отцы, вас призываю к такому духовному суждению. Мы живём в такое время, когда качество отношение к авторитетам изменилось, в том числе и в духовной среде. К сожалению, в среде духовенства, признайтесь в этом, для нас священноначалие не всегда является авторитетом. Мы часто живем своим умом. Это не упрек, отцы, это просто мы рассуждаем с вами. Мы сами себе выбираем авторитетов, но опять только до тех пор, пока они говорят то, что нам нравится, когда перестаёт нам нравится то, что они говорят, они перестают быть для нас авторитетами. И это в нашей священнической среде, которая основана на авторитетах! И в этом контексте, конечно, ответственность священника, тем более, священнослужителей, которые совершают свое служение среди воинов – огромная. Она повышается, поэтому давайте общаться. У меня всегда есть один принцип, которым я пользуюсь и всем советую: если я в чём-то хоть немного сомневаюсь, а я стараюсь всегда сомневаться, тем более в информации, которую получаю, я спрашиваю. Могу спросить у разных людей, пытаюсь найти каких-то реальных экспертов, которые разбираются и спросить их, если я таких людей не нахожу, я просто поделюсь своими мыслями с какими-то людьми и попытаюсь порассуждать вместе с ними. И вот в этой соборности, то что и является смыслом Церкви, мы пытаемся найти зерно здравого смысла. Поэтому я хочу призвать вас к соборности. Мне кажется у воинского духовенства есть особая корпоративная общность. Вы друг друга больше знаете, вы друг с другом больше общаетесь, возможно даже больше, чем с отцами в своих епархиях. Возможно, вы друг другу даже больше доверяете. Мне, кажется, чем больше вопросов будет обсуждаться на таких встречах, самых разных, причём откровенно обсуждаться не с позиции, что тебя ругают, потому, что перед вами стоят не ваши правящие архиереи, и вы можете спросить о чём угодно, не боясь переживаний как вы будете выглядеть в глазах архиерея. Поэтому давайте общаться, давайте спрашивать, давайте делиться своими мнениями. Аминь!