Профессиональный стандарт педагога разрабатывался Министерством образования и науки Российской Федерации в течение 2013 года. Общественное обсуждение было достаточно плодотворным, однако многие существенные и конструктивные замечания не были учтены при дальнейшей разработке документа.
18 октября 2013 года был принят Приказ Минтруда России № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (Воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистр. № 30550). Стандарт вступил в силу с 1 января 2015 года.
На сегодняшний день можно констатировать, что применение Профессионального стандарта «Педагог» создаст большие трудности в управлении образовательными организациями, поскольку он не согласован с Федеральными государственными образовательными стандартами, особенно в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также с такими документами, как Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена Заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец 28 мая 2014 г. № 3241п-П8 (рассчитана до 2020 года) и другими документами Правительства РФ, сроки которых установлены до 2018-2020 гг.
Кроме того, в Профессиональном стандарте «Педагог» практически не раскрыт раздел «Другие характеристики»: «Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики». В отечественной педагогической традиции всегда уделялось большое внимание духовным и нравственным качествам педагога, от которых напрямую зависят результаты его профессиональной деятельности, будущее детей и всего общества. Педагог – это и призвание, и служение, и дар Божий, требующий от учителя постоянного духовного и нравственного труда, личного подвига, четкой мировоззренческой позиции, твердых убеждений и последовательности в своих профессиональных действиях и решениях. Личность учителя, педагога – это сердцевина его профессиональной педагогической деятельности.
В связи с этим участники круглого стола со ссылкой на распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р, которым утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, принимают следующие решения:
- Обратиться в Правительство Российской Федерации с ходатайством о перенесении сроков обязательного применения Профессионального стандарта «Педагог» до 1 января 2018 года в связи несогласованностью данного документа с другими документами Правительства Российской Федерации (февраль — март 2015 года).
- Создать межведомственную рабочую группу по разработке профессиональных компетенций педагога в сфере духовно-нравственного воспитания при участии Русской Православной Церкви (Синодального отдела религиозного образования и катехизации).
- Понимая инструментальный характер документа Профессиональный стандарт «Педагог», инициировать разработку документа на уровне Правительства Российской Федерации, в котором изложить требования к личности педагога, учителя, или внести предложения в проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в части требований к личности педагога, воспитателя (февраль-март 2015 года).
- Организовать обсуждение проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года в марте 2015 г. в рамках Комиссии по образованию Общественной палаты Российской Федерации.