В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений 20 января 2015 года в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Профессиональный стандарт педагога и духовно-нравственное воспитание: задачи и методология».
На круглом столе обсуждались важнейшие вопросы стандартизации профессиональной деятельности педагога:
– духовно-нравственное развитие и воспитание как важнейшие сферы профессиональной деятельности педагога.
– профессиональный стандарт «Педагог»,
– Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проблемы и противоречия в духовно-нравственной сфере и общественной жизни (к вопросу о применении Профессионального стандарта «Педагог» в управлении образовательными организациями) и др.
Работу Круглого стола возглавили митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, член Общественной палаты и Семенов Алексей Львович, ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАН и РАО.
По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия курировала работу Круглого стола координатор научно-методической работы Отдела, к. филос. н. Светлана Шестакова.
В обсуждении проблем приняли участие Ямбург Евгений Александрович, директор Центра образования № 109 Москвы, председатель Общественного Совета Минобрнауки России, академик РАО, руководитель рабочей группы по разработке Профессионального стандарта «Педагог»; Ермакова Светлана Даниловна, начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России; Молев Антон Ильич, председатель комитета по образованию Мосгордумы; Забродин Юрий Михайлович, профессор, д. псх.н., проректор МГППУ.
В ходе обсуждения был представлен региональный опыт разработки профессиональных компетенций педагога в духовно-нравственной сфере. Своими наработками поделились представители Тамбовской епархии. Аверина Ирина Валентиновна, проректор по инновационной деятельности ТОИПКРО, к. псх.н, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации рассказала о системе работы в сфере духовно-нравственного развития и воспитания органов управления образованием, ведущих вузов и Тамбовской епархии, в частности, о разработке требований к дополнительным профессиональным компетенциям педагогических работников в области духовно-нравственного воспитания. Шевченко Людмила Леонидовна, д. пед. н, профессор Московского государственного областного университета подчеркнула в своем выступлении, что для разработки профессиональных компетенций в области духовно-нравственного воспитания на федеральном уровне необходимо изучить опыт регионов, в том числе и Московской области, где выстроена система духовно-нравственного образования и воспитания от дошкольного образования до высшей школы: разработаны программы, учебно-методические комплекты, профессиональные компетенции педагогов и др.
О важности сохранения традиции в педагогической деятельности, в воспитании, исторической преемственности поколений высказалась Захарченко Марина Владимировна, д. филос. н., профессор, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Интересные предложения были высказаны и Миляевой Светланой Юрьевной, заместителем директора по УВР ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка №1238», к. филос. н., Заслуженным учителем Российской Федерации.
В заключении выступила Зайчикова Елена Николаевна, главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Елена Николаевна подчеркнула, что образование – это общественное благо. Именно так говорится об образовании в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а значит и подходы к стандартизации этой сферы должны быть сообразны ее сущности.
В целом работа Круглого стола прошла в конструктивном, доброжелательном взаимодействии всех его участников, были затронуты самые проблемные вопросы обсуждаемой темы. Особое внимание было уделено личности педагога, отечественным традициям воспитания. По итогам заседания была принята резолюция.
Интернет-трансляция круглого стола «Профстандарт педагога» в ОП РФ.