Протоиерей Георгий Сморкалов,
руководитель епархиального отдела по работе с казачеством,
войсковой священник Всевеликого войска Донского,
кандидат богословия
ТРИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ, ТРИ ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ, ТРИ ВЕЛИКИЕ: СТРАТЕГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ МОЛОДЕЖИ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛИ КАЗАЧЕСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 г., ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ 1914 Г. И ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ 1945 г.
Кто уцелел — умрет, кто мертв — воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
— Где были вы? — Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: — На Дону!
Что делали? — Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.
(М. Цветаева. 17 марта 1918 года)
Сегодня справедливая гордость за подвиги предков, стремление к знанию их культуры, подробностей жизни и быта стали мощным стимулом к возрождению казачества. Представление о долге, справедливом, истинном долге перед Отечеством, поддерживало казаков в годы коммунистического лихолетья, когда храмы были закрыты; именно оно устремляло их в бой, на защиту Родины, той самой России, на страже интересов которой вот уже без малого 450-лет стоит казачество. Но богоборческая власть подвергла тотальному уничтожению не только пастырей народных, но и народных героев, народную традицию, истребив все, что могло противодействовать, противиться колоссальному, еще не до конца осмысленному социальному эксперименту над народами России. И только после смерти многочисленных героев на фронтах Великой войны, только через понятие о долге, о соработничестве, могут «задумчивые внуки» действительно вспомнить, какими были эти герои, почувствовать, в чем заключался их героизм, каков был строй их мысли, который привел к великому подвигу.
Сегодня мы живем в удивительное время, когда каждый миг, каждую минуту и день нашей жизни должно благодарить Господа за мирное небо над Россией, за то, что вот уже почти 75 лет наши станицы, села и города не жжет нечеловеческий враг, не собираются в небе гроздья моторов и не несут смерть на головы наших детей. Изучение, осознание целей, передача памяти о подвиге является главной, определяющей в наше непростое время. В отличие от героев предыдущих эпох, современный человек не понимает, что реальность в один момент может стать иной, если каждый миг нашей жизни мы ничего не делаем для созидания народной силы, если, созидая ее мы, не в Господе, то каждый миг этой нашей жизни мы катимся в пропасть беззакония и гибели, катимся в небытие. Каким же образом возможно сохранение памяти, привитие любви к Отечеству в среде казачьей молодежи через осмысление исторической роли казачества в истории России? Этот путь нам видится через реализацию четырех нижеизложенных стратегий.
Так, на наш взгляд, связь трех великих войн, Отечественной войны 1812 года, Великой войны 1914 г., которую сразу же стали называть Второй Отечественной (ведь еще не разразилась самая ужасная война 1941 года), и Великой Отечественной войны, завершившейся в 1945 году, не столь очевидна, но должна быть эксплицирована, выведена на поверхность в качестве первой стратегии сохранения исторической памяти и воспитания молодых казаков. Отечественная война 1812 года и война Великая Отечественная сопровождались западными освободительными походами, но и в Великую войну вопрос об освобождении, о спасении балканских народов, спасении миллиона армян, проживающих в Анатолии, освобождении от политики Германии и Австро-Венгрии, окатоличивших территорию славянских народов в Польше, спасение всего славянского мира в этой войне от действий Германии, решение задачи с Босфором и Дарданеллами, освобождение Царь-града были главными задачами. И здесь совершенно в ином смысле видим мы роль и значение русской цивилизации, цивилизационную миссию России, мы начинаем видеть Великую Победу как Великую Победу народа, не режима, не заградотрядов, мы видим и понимаем, что это борьба, это битва избранного для сохранения Православной веры народа, который противостоит злу. Эта духовная борьба до сих пор идет в наших сердцах, и славные примеры боевых операций казаков XX в., показавших силу традиции в новых военно-исторических реалиях, помогают и нам в духовной брани. Ведь сколь ни надеялись гитлеровцы на коллаборационизм в казачьей среде, он имел крайне малые и нежизнеспособные всходы на казачьей ниве. И в новых условиях по-прежнему вечны для современных носителей казачьей традиции апостольские наставления, передаваемые свт. Димитрием Ростовским и выполняемые казачеством вот уже почти 450 лет со дня их начала служения Государству Российскому – ««доброго дела желать».
Представители казачества явили мировому сообществу не только примеры желания доброго дела в XIX веке, мученичества в начале XX в., но и стойкости, веры в победу в условиях безбожного государства, пример действительного и действенного, эффективного превосходства национальной воинской традиции, порожденной задолго до революции скрепами отечественной, русской культуры над природой двух беспощадных в своей ненависти к человеку режимов. Вспомним полную героических подвигов жизнь донского казака Константина Недорубова, награжденного тремя Георгиевскими крестами за участие в войне 1914 года, прошедшего сталинские лагеря, но вопреки всему ставшего Героем Советского Союза, героем знаменитой Кущевской атаки донских и кубанских казаков. Вспомним уральского казака Дмитрия Карбышева, прошедшего все войны начала XX века – от японской до Великой Отечественной, имевшего массу наград, в 1945 году, за три месяца до Победы, облитого водой на морозе, замученного и сожженного фашистами в концлагере Маутхаузен.
Мы хорошо знаем о гитлеровском нашествии, о душегубках и концлагерях. Но нелишне напомнить, что и война 1812 г., сама наполеоновская армия, ее наступление были следствием французской революции, принесшей смерть и разрушение европейским народам, бывшей самой по себе кровавым злодеянием, кровавым нашествием, и во Франции еще до палачей из СС для своего народа французские революционеры «придумали» сумочки из человеческой кожи, предметы для сна из человеческих волос. И поход русской армии для французов действительно был избавлением.
Коль скоро при рассмотрении первой воспитательной стратегии – эскплицировании связи трех войн — мы показали, что события трех крупнейших геополитических событий минувших двух столетий являются не только не случайными, но и носят закономерный характер, особое значение принимает и вторая стратегия патриотического воспитания казачьей молодежи: молодым казакам важно показать не просто умение казаков умирать на войне, но силу и значение духа народного, основанного на благодати Духа святого и веры православной и являющегося особым состоянием жизни народа, следовавшего традиционным православным ценностям. Некоторое время назад в Примиусье членами поискового отряда «Миус-фронт» обнаружены останки бойца 339-й стрелковой дивизии с ликами святых на черепе. По всей видимости, этот молодой солдат, идя в бой, клал на лоб венчик – тканевую ленту с изображениями святых, полагаемую обычно на лоб умершего. То есть, он предполагал, что может умереть, но готов был сделать это, как делали до него его предки-казаки, в соответствии с духом народным и действием благодати Духа Святого не страшась «жизнь положить за други своя..».
Третьей стратегией должно стать описание жизни поколений, жизни казачьих родов. Когда молодой человек, разбираясь в генеалогии и истории своего рода, выяснит, например, что прадед его воевал на Балканах, воевал в Первую мировую, а затем был расстрелян, а дед его зарублен как атаман у своего собственного дома, тогда зримой для него станет трагедия, произошедшая с казачеством после 1918 года, когда осуществлялась целенаправленная политика геноцида казаков. Когда молодой человек будет знать, что его дед-казак погиб во время Кущевской атаки, Сталинградской битвы или битвы на Курской дуге для него зримой и осязаемой станет Великая Отечественная.
И тогда вполне логичной видится четвертая стратегия — привитие молодым казакам и казачатам особого отношения ко всем трем освободительным войнам последних столетий. И к войне 1812 года, и к Великой войне 1914, и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., не скрывшейся еще из нашей памяти в силу величайших жертв и лишений. Необходимо помнить и отмечать даты великих сражений, и не только юбилейные. Необходимо помнить имена героев всех войн, рассказывать об их подвигах, их жертве «за други своя», воспитывать молодое поколение на примерах этих героев, примерах верного и беззаветного служения своему Отечеству. И тогда станет видна и духовная битва, которую очень давно ведет Россия, и ее содержание, и осознаваемым для молодых людей станет тот факт, что ни у кого из нас нет морального права эту битву проиграть. В память о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной, кто погиб в Великую войну 1914 г., в Отечественную 1812 года, ибо подвиг, совершенный ими во времени и пространстве земной истории, имеет и еще одно измерение – того истинного неба, которого удостаиваются только святые, и оно над временем, и над границами. И от того, насколько мы будем помнить наших предков, их мир, их веру, их жизнь, их уклад, настолько мы узнаем себя, современных и теперешних, и будем готовы отстоять жизнь и веру для будущих поколений.
В заключении хочется подчеркнуть, что и при осмыслении роли казачества в истории России, и при выстраивании приведенных воспитательных стратегий крайне важно опираться на основу – воцерковление казачества и участие всех казаков в Таинствах Церкви, являющихся залогом того, что «сегодня» для каждого казака превратится в «завтра». Ведь именно Таинство Евхаристии, жизнь в состоянии действующего Богочеловеческого организма дарует нам благодать Духа Святого, действием которого объясняются все самые лучшие свойства нашей души: религиозность и вера в Бога, независимость и свобода духа, доброта и одаренность талантам, патриотизм и готовность отдать жизнь за ближнего и Отечество.