Шешерина Галина Александровна,
кандидат педагогических наук, ректор ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», региональный координатор введения и реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Тамбовской области
«Система подготовки педагогических работников к реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики»
и «Духовно-нравственная культура народов России» в Тамбовской области»
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 26 января 2017 г.)
Воплощение в светской школе идеи воспитания, основанного на обращении к нравственным ценностям религиозной культуры, безусловно, требует подготовленных кадров. Как было сказано в выступлении Н.Г.Астафьевой, эта задача была и остается одним из приоритетов региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания.
В нашем понимании профессиональная компетентность педагога в данной сфере складывается из нескольких составляющих, среди которых можно выделить четыре компонента:
- знания об истории, культуре, ценностных основаниях и нравственном смысле традиционных для России религий, уверенная ориентация в этих вопросах;
- умение учитывать особенности психологии современных детей и подростков в педагогической практике;
- владение современными формами и методами духовно-нравственного воспитания, в том числе интерактивными;
- наличие внутренней убежденности педагога в необходимости воспитания, основанного на традиционных нравственных ценностях, на обращении к родному культурно-историческому наследию.
К настоящему времени в области выстроена многоуровневая система подготовки кадров в сфере духовно-нравственного воспитания, направленная на развитие всех четырех указанных выше составляющих профессиональной компетентности педагога. Но сформировалась она далеко не сразу.
За период, прошедший с появления в школах области первых курсов духовно-нравственной направленности до сегодняшнего дня, система подготовки педагогов по данному направлению прошла собственный путь развития. Логика этого развития определялась спецификой профессиональных проблем, которые оказывались в центре внимания на каждом новом этапе развития региональной системы духовно-нравственного образования и воспитания. Соответственно этим вызовам трансформировалась система работы.
Первые шаги по развитию духовно-нравственного просвещения и воспитания на основе православной традиции в Тамбовской области были сделаны в начале 2000-х годов. Именно тогда в отдельных, очень немногих, школах появились курсы религиозно-культуроведческой направленности. С 2005 года началась работа по формированию регионального пакета программ дополнительного образования, методических пособий и учебных материалов, направленных на осмысление исторического и культурного наследия православия. Три года спустя в части школ начали преподавать курс «Духовное краеведение».
По мере расширения числа образовательных учреждений, стремившихся удовлетворить потребность в приобщении детей к наследию православия, становилась очевидной необходимость в организации повышения квалификации педагогов, уже преподающих или готовящихся преподавать подобные курсы. Надо учитывать, что личное и профессиональное становление этих педагогов происходило в советское время. Между тем решать задачи, связанные с интеграцией православной культуры в школьное образовательное пространство, может лишь педагог, понимающий ее сущностные духовно-нравственные основы. Проблема нехватки соответствующих знаний на первых порах стояла очень остро. В этой ситуации в 2005 году институтом повышения квалификации работников образования совместно с Епархией впервые были открыты курсы по основам православной культуры для педагогов. В дальнейшем были организованы и другие курсы, в частности – для преподавателей регионального курса «Духовное краеведение». Началась проработка идеи открытия на базе Педагогического колледжа отделения православной педагогики, которое готовило бы учителей начальных классов, обладающих дополнительной квалификацией для реализации программ духовно-нравственной направленности.
Следующий важный этап развития региональной системы подготовки кадров тесно связан с участием Тамбовской области в апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2010 г. Тамбовская область одной из первых включилась в апробацию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», что было вполне осознанным решением. При этом в 2010 году 83%, а в 2011 г. уже 91% родителей выбрали для освоения детьми модуль «Основы православной культуры» данного курса.
Как и в других субъектах Российской Федерации, апробация курса ОРКСЭ потребовала от нас проведения в предельно сжатые сроки массовых курсов повышения квалификации. В марте 2010 г. было обучено 667 педагогов. Эта задача была успешно выполнена педагогами-тьюторами, прошедшими предварительное обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Процесс курсовой подготовки осуществлялся в тесном взаимодействии с Тамбовской епархией РПЦ и при использовании учебно-методических материалов, подготовленных на региональном уровне. Во многом это было вызвано стремлением максимально полно удовлетворить потребности педагогов, обусловленные спецификой выбора модулей курса.
Апробация и введение курса ОРКСЭ сопровождались мониторингом уровня профессиональной компетентности, личностно-профессиональных установок и профессиональных затруднений педагогов, которым было доверено преподавание курса. Данные мониторинга в сочетании с рефлексией процесса курсовой подготовки дали нам важную информацию для последующего проектирования системы повышения квалификации педагогов.
Первый вывод заключался в ясном осознании того факта, что профессиональная компетентность педагога, реализующего курсы по основам православной культуры, требует знакомства с основами теологии. Краткосрочных курсов объемом 72 или 144 часа для этого недостаточно. Вместе с тем в реальной практике курсы повышения квалификации являются наиболее доступной формой систематизации знаний, получаемых педагогом по вопросам религиозной культуры. Исходя из этого, в последующие годы мы постарались выстроить системы курсовой подготовки, поэтапно углубляющей представления педагогов об основах православия за счет регулярного обучения по обновляемым программам.
Другой вывод касается значимости аксиологической составляющей подготовки педагога. Известно, что передать ученикам можно лишь то, чем владеешь сам. Поэтому повышение квалификации педагогов мы рассматриваем не только с позиций получения знаний, но и с позиций содействия духовно-нравственному развитию педагога, его самоопределению по отношению к ценностям религиозной культуры.
Решение данной задачи не может ограничиваться временем прохождения курсов: необходимо создание специально организованной профессионально-развивающей среды. Такое пространство у нас в регионе действительно сформировано. Его компонентами являются работа предметной секции областного учебно-методического объединения педагогов, ежегодные Питиримовские духовно-образовательные чтения, целая система конкурсов для педагогов и учащихся.
На наш взгляд, для полноценной подготовки педагогических кадров к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе ценностей религиозной культуры должны быть разработаны и нормативно закреплены требования к педагогу в данной сфере.
К сожалению, принятый в конце 2013 года вариант профессионального стандарта педагога практически не конкретизирует требования к его профессиональной деятельности и подготовке в такой важной и тонкой сфере, как духовно-нравственное воспитание.
В связи с этим еще в 2014 г. мы задумались о целесообразности разработки регионального дополнения к профессиональному стандарту педагога в части осуществления духовно-нравственного воспитания. Разработка документа проходила при участии отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, органов управления образованием, представителей педагогического колледжа, научно-образовательного сообщества. Проект регионального дополнения был одобрен региональным Научно-методическим советом, а позднее вызвал интерес и на заседании Общественной палаты Российской Федерации.
Ключевыми принципами, положенными в основу регионального дополнения к профстандарту, стали:
во-первых, представление о невозможности духовно-нравственного воспитания без обращения к традиционным ценностям религиозной культуры;
во-вторых, понимание необходимости сохранения и укрепления межконфессионального согласия, уважения прав всех граждан многонационального российского общества.
Требования данного документа предназначены в первую очередь для использования в целях разработки основных и дополнительных профессиональных образовательных программ (мы имеем в виду обучение будущих педагогов в педагогическом колледже и повышение квалификации работающих педагогов). Конкретизированный перечень трудовых действий учителя в части осуществления духовно-нравственного воспитания применяется также при формировании должностных инструкций и определении подходов к оценке эффективности работы педагогов.
Приводить полный список требований, вошедших в региональное дополнение к профстандарту, наверное, излишне. Но на некоторые имеет смысл обратить внимание. Осуществляя деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания, педагог должен быть готов:
разрабатывать программы просвещения и воспитания обучающихся, учебные материалы, основанные на обращении к нравственным принципам и культурно-историческому наследию традиционных для России религий;
обеспечивать приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям через различные формы духовно-просветительской работы;
формировать навыки и социальный опыт милосердной заботы о людях;
участвовать в формировании духовно-развивающей среды образовательной организации.
Третий этап развития системы подготовки кадров разворачивается в течение последних 3-4 лет, когда на региональном уровне активно выстраивается непрерывная система духовно-нравственного образования и воспитания, охватывающая все ступени обучения. В эти годы введены новые курсы и программы внеурочной деятельности в начальной и основной школе; элементы духовно-нравственного просвещения интегрируются в дошкольное и профессиональное образование. Осенью 2016 года в Тамбове открылась православная гимназия.
С учетом данных тенденций, в ближайшие несколько лет прогнозируется значительный рост кадровых потребностей региона в педагогах, обладающих профессиональной компетентностью для решения задач духовно-нравственного воспитания на основе обращения к православной культурной традиции.
В настоящее время учебные курсы и внеурочные программы духовно-нравственной направленности ведут в основном педагоги, чья специальная подготовка ограничивается курсами повышения квалификации. Однако этой подготовки зачастую недостаточно для решения усложняющихся задач. С учетом требований, обусловленных задачами формирования в Тамбовской области непрерывной системы духовно-нравственного воспитания, был принят региональный проект создания многоуровневой системы подготовки кадров в сфере духовно-нравственного воспитания, рассчитанный на 2015-2020 гг.
Участниками проекта выступают Институт повышения квалификации работников образования, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Педагогический колледж г. Тамбова, Тамбовская митрополия Русской Православной Церкви при координирующей роли Управления образования и науки области.
Целью проекта является удовлетворение потребности образовательных организаций в педагогах, обладающих квалификацией для качественного осуществления духовно-нравственного воспитания с учетом специфики конкретных условий образовательной деятельности.
В рамках первого этапа проекта:
уточнены потребности системы образования области в педагогических кадрах, обладающих дополнительными компетенциями в сфере духовно-нравственного воспитания (с учетом специфики образовательных организаций);
открыто обучение по направлению «Теология» на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина;
разработаны образовательные программы, ориентированные на подготовку выпускников по направлению «Теология» к профессиональной деятельности в системе образования, в том числе — в качестве педагогов-тьюторов или заместителей руководителей по духовно-нравственному воспитанию;
определены организационно-правовые и финансовые условия обучения педагогов по данному направлению;
продолжается обучение студентов на отделении «Православная педагогика» Педагогического колледжа г. Тамбова, открытом в 2010г. Наряду с общепедагогической подготовкой, оно обеспечивает подготовку студентов к преподаванию учебных курсов и программ дополнительного образования духовно-нравственной направленности;
модернизировано содержание дополнительных профессиональных программ по направлению «Духовно-нравственное воспитание» с учетом адресных потребностей различных целевых категорий слушателей. На базе Института повышения квалификации работников образования во взаимодействии с Тамбовской епархией выстроена целая система таких программ, повышение квалификации по которым ежегодно проходят более 200 педагогов и руководителей.
Ожидается, что в результате реализации проекта:
- Будет обеспечено наличие в каждой общеобразовательной организации – городской или базовой сельской школе — педагога-тьютора (или заместителя директора по духовно-нравственному воспитанию), обладающего базовой подготовкой в предметной области «Основы духовно-нравственных основ культуры России». Данный специалист должен быть готов к преподаванию курсов духовно-нравственной направленности в разных возрастных параллелях, к осуществлению координации и методической поддержки всей работы образовательной организации в сфере духовно-нравственного воспитания, консультированию других педагогов.
- Во всех филиалах образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, появятся учителя, освоившие программу профессиональной переподготовки и готовые обеспечить качественную реализацию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной и старшей школе.
- Пройдут повышение квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания более 700 педагогов – учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.