Шаталова Ольга Александровна,
директор ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова
«Профессиональная подготовка православных педагогов для Центрального федерального округа
на базе отделения «Православная педагогика» Педагогического колледжа г. Тамбова»
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 26 января 2017 г.)
В предыдущих докладах были обозначены подходы к построению системы работы по возрождению национальных духовно-нравственных ценностей традиций и культурно-исторического наследия как основы региональной политики.
В рамках реализации такой проектной идеи, как создание и развитие системы непрерывного педагогического образования в сфере духовно-нравственного просвещения, особое внимание руководство региона обратило на подготовку квалифицированных кадров. Подготовка педагога к духовно-нравственному воспитанию требует от педагогического образовательного учреждения построения такой образовательной системы, которая будет способствовать развитию компонентов профессионально-личностной позиции будущих учителей начальных классов.
Именно поэтому по инициативе Попечительского совета Центрального федерального округа по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» созданаинновационная структура: 1 сентября 2010 года в ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова» открыто отделение «Православная педагогика», студентами которого являются представители регионов ЦФО. Сейчас на отделении обучаютсяиз Воронежской, Рязанской, Саратовской, Московской, Пензенской областей и Приморского края.
Ключевым условием эффективной работы данного отделения стала организация сетевого и межведомственного взаимодействия. Социальное партнерство учреждений общего и профессионального образования, институтов Русской Православной Церкви, общественных организаций позволило создать рабочую группу, которая разработала нормативно-правовую и учебно-методическую базу профессиональной подготовки педагогических кадров для реализации духовно-нравственного образования и воспитания.
В соответствии с договором о совместной образовательной и научно-методической деятельности между Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и колледжем разработаны и согласованы учебные планы; учебно-методические комплексы по разделам дополнительного профессионального модуля. Планы и программы согласованы с управлением образования и науки Тамбовской области, Тамбовской епархией.
Благодаря четкому пониманию требований к уровню подготовки педагогов, осуществляющих духовно-нравственное развитие школьников, в 2010 г. была сформулирована матрица компетенций, необходимых педагогу общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, преподавателя воскресных школ для осуществления духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Отправной точкой для формирования портрета выпускника отделения стали Требования к результатам освоения дополнительной образовательной программы в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности, сформулированные в 2011 г.
Опыт, накопленный в ходе данной работы, позволил в 2015 году подготовить проект Регионального дополнения к профессиональному стандарту педагога в части требований, касающихся осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Лучшие образовательные организации являются базами практики для студентов колледжа. Освоение практических навыков, необходимых для реализации духовно-нравственного воспитания детей, осуществляется на базе воскресных школ и летнем православном молодежном центре.
Осуществляется совместная деятельность Храма Успения Пресвятой Богородицы и Педагогического колледжа по организации паломнических поездок по святым местам родного края и ближайших областей. Студенты посетили Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Иоаннно-Предтеченский Трегуляев монастырь, Свято-Никольскую Мамонтову Пустынь, храмы городов Елец, Задонск, Мичуринск, а также храм Христа Спасителя в Москве.
Партнеры колледжа принимают участие и в организации образовательного процесса в качестве лекторов, гостей клубов, дают мастер-классы, проводят беседы и т.д.
Главной целью создания отделения стало удовлетворение потребностей современной системы образования, образовательных учреждений, воскресных школ (как учреждений дополнительного образования детей) в преподавателях основ православной культуры. С этой целью в рамках вариативной части включен модуль «Подготовка педагога в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности», который предполагает изучение русской народной традиции в двух аспектах:
- Постижение духовных основ традиционной русской культуры. Решение проблемы духовно-нравственного развития личности осуществляется в соответствии с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.
Обучение по МДК «Основы православной культуры» (с изучением разделов «Библеистика», «История Церкви», «Литургика», «Иконоведение», «Православные основы воспитания», «Обиход» и т.д.) осуществляется с привлечением преподавателей Тамбовской Духовной Семинарии, профессорско-преподавательского состава Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специалистов в области православной педагогики Московского Патриархата.
- Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть национальной культуры, воплощающая преемственность поколений.
Изучение МДК «Народные художественные промыслы и монастырские ремёсла» (с изучением разделов «Бисероплетение», «Монастырское шитье», «Вязание», «Художественная вышивка», «Кружевоплетение», «Ковроткачество», «Резьба по дереву», «Батик», «Роспись по дереву» и т.д.) позволяет знакомить студентов с народными традициями, народной культуройкак одним из главных источников высокой нравственности и, следовательно, способствует воспитанию высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Студентам обеспечены современные условия обучения, открыт центр искусств и возрождения народных ремесел, обновлено общежитие.
Открытый Центр искусств и возрождения народных ремесел позволяет осваивать дополнительные профессиональные компетенции в области декоративно-прикладного искусства. В центре имеются мастерские декоративно-прикладного и изобразительного искусства, художественной обработки дерева и ткани, выставочный и конференц-зал.
Реализуется проект «Сохранение и возрождение народных ремёсел», который способствует возрождению народных ремёсел, выращиванию народных умельцев, обучению навыкам народной художественной культуры Тамбовского края и России.
В мастерских Центра искусств и возрождения народных ремёсел возможна работа по следующим направлениям:
- Мастерская художественной обработки ткани — вышивка, в т.ч. «Тамбовский крест», лоскутная мозаика, гобелен, ковроткачество, тряпичная кукла, вышивка бисером.
- Художественная обработка дерева — резьба по дереву, роспись по дереву, лозоплетение.
- Мастерская ДПИ — изделия из соломки, витраж, декоративная лепка.
- Мастерская живописи и рисунка – рисунок, живопись, нетрадиционная техника рисования, гравюра.
Особое внимание уделяется системе непрерывного педагогического образования. Формируя данную модель, колледж выстроил систему предпрофессиональной подготовки в школах региона на нескольких уровнях. Выпускники классов с православным компонентом – абитуриенты отделения «Православная педагогика». Более того, на базе Центра искусств реализуются программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы. Учащиеся средней школы получают предпрофессиональную подготовку в рамках технологического образования в мастерских Центра.
Педагогический колледж г. Тамбова также заключил соглашение с вузами о продолжении обучения по данному профилю выпускников отделения. В конечном счете, молодые учителя, получив образование в колледже и углубив его в выбранном направлениивпо программе бакалавриата050100 «Педагогика образования» по профилю подготовки «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе»ПСТГУ или ТГУ по направлению «Теология», становятся востребованными специалистами на рынке труда.
Еще одно из ключевых направлений деятельности отделения «Православная педагогика» — повышение квалификации педагогов области в сфере духовно-нравственного воспитания. Центр искусств является творческой площадкой для обмена опытом в рамках проведения фестивалей, конкурсов, мастер-классов, тематических представлений, оказывает методическую помощь в освоении новых видов деятельности. Православное отделение – стажировочная площадка для педагогов не только Тамбовского региона, опыт работы Центра представлен на Всероссийском уровне.
Конечно, при подготовке будущих учителей уделяется огромное внимание духовному росту наших студентов. Для этого предусмотрены такие виды деятельности, как заседания клубов общения «Духовный родник», «Социальный перекресток», посещение храмов, воскресных школ, практика в православном летнем лагере, паломнические поездки, участие в конкурсах на православную тематику, фестивалях, а также организация исследовательской работы. Студенты – постоянные участники областных Питиримовских чтений, конкурса «Истрия одного храма», фестиваля «Нерушима и священна Святорусская земля», Рождественских и Пасхальных фестивалей и многие другие.
Все вышесказанное позволило создать уникальную образовательную среду, сочетающую в себе традиционное педагогическое образование православное воспитание. Определение ценностных позиций будущих педагогов, в том числе самооценка будущими педагогами наличия у них необходимых компетенций для осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников показывает, что 100% выпускников считают необходимым осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников и будут применять принципы православной педагогикив будущей профессиональной деятельности. Все выпускников отделения трудоустроены по полученной специальности. Среди работодателей – не только общеобразовательные школы, но и православные гимназии г. Тамбова.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что созданная структура позволила сформировать систему подготовки специалистов, осуществляющих духовно-нравственное развитие и оздоровление обучающихся, обеспечивать регионы ЦФО кадрами учителей, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать.