«Христианско-антропологическая модель образования: онтологические основания»
Доклад на секции «Православная педагогика в контексте христианско-антропологической модели образования»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
23 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
В настоящее время главной проблемой образования, в том числе управления образованием, практически на всех уровнях, продолжает оставаться отсутствие стратегического взгляда на развитие образования, которое выражается в недопонимании важнейших универсальных и актуальных во все времена приоритетов образования как такового независимо от конкретно-исторических условий и задач, что объясняется недопониманием ценностно-целевой, смыслообразующей сущности человека, его роли и предназначения в мире. Эти сущность и роль ставят нас перед лицом онтологических оснований образования.
Как отмечают Е.Н.Соболева, И.Д.Фрумин и др., до сих пор важные стратегические документы пишутся на основании интересов, определяемых конкретно-историческими задачами экономического, социального или политического характера [4, с.7]. Эти временные задачи, принимающиеся за стратегические приоритеты,определяют основные направления модернизации образования и отвлекают на себя колоссальные ресурсы, но, не обеспечивают главного – «онтологического статуса «образования вообще» и, соответственно, фундаментальных смыслов современного отечественного образования» [5; 6; 8]. Ускользает самое главное – человек, его сущность и его онтологическое предназначение. Таким образом, вопросы антропологии,понимание смысла бытия человека, его сущности и природы, являются базовыми вопросами с точки зрения выработки образовательной стратегии на разных уровнях.
Обратим внимание на то, что такое стратегия и чем она характеризуется. Стратегией как таковой является неизменяемый вектор развития, устремленный к достижению идеала, выражающегося в миссии, опирающийся на принципиальные (ценностно-смысловые) и неизменные (онтологические) установки, ориентированный в процессе планирования основных направлений деятельности на достижение стратегической цели.
Таким образом, стратегия определяет направленность и методологию развития. Эта направленность не меняется со временем и ей не задаются временные рамки(иначе она перестанет быть стратегией). Указание срока действия стратегии («до такого-то года») неуместно, некорректно и неграмотно. Стратегия нацелена на движение к идеалу, по пути к которому предполагается осуществление конкретных достижений, но само это движение не имеет конца, т.к. идеал в абсолюте недостижим и совершенству нет предела.Поскольку стратегия ориентирована на движение к идеалу, то и результаты, и условия ее реализации прописываются с точки зрения идеала (идеальные). Практическая реализация стратегии осуществляется посредством выполнения соответствующих программ, которые разрабатываются с точки зрения конкретных, реально достижимых и измеримых результатов. Программы разрабатываются последовательно одна за другой и имеют свои временные рамки, определяющиеся установленными периодами развития (периодами движения в направлении, указанном стратегией). Каждая последующая программа опирается на систему результатов, достигнутых в ходе реализации предыдущей программы. Таким образом достигается совершенствование результатов деятельности и ее условий. И так до бесконечности в устремлении к идеалу.
Сообразность сущности и предназначению человека актуализирует проблему содержания образования. Две фундаментальные, но разные категории «содержание образования» и «содержание обучения», как правило, воспринимаются профессиональным сознанием как одна. Поэтому, по словам Виктора Ивановича Слободчикова, педагогические вузы нацелены в лучшем случае на подготовку «умельцев преподавания предмета и практически не умеют вырастить педагога – подлинного водителя детей в пространстве культуры и истории» [5, с.130].
В содержании Федеральных государственных образовательных стандартовобщего образования [11; 12; 13] совершается попытка введения наряду с категорией обучения, таких категорий, как развитие и воспитание личности обучающихся, рассматриваемых в качестве важнейших и взаимосвязанных между собой типологических направленностей образовательного процесса. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации ФГОС, отмечается: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации» [2, с.17].
Однако, во-первых, большинство, как педагогов, так и управленцев в сфере образования пока под «стандартами образования» подразумевают «стандарты обучения», а заявленная идея взаимопроникающего единства развития, воспитания и обучения при условии приоритетности развития и воспитания ожидает своего осмысления и проникновения в практику.
Во-вторых, категория «развитие», как правило, осмысливается через вопросы – «развитие чего?» и«развитие как?», но главный вопрос – «развитие откуда, куда и зачем?» того, что уже произошло и стало, еще никем всерьез не рассматривался» [7, с.128].
В-третьих, ориентиры аксиологических оснований для разработки требуемых программ духовно-нравственного развития и воспитания в документах ФГОС верны, но даются как будто в первом приближении, очень осторожно и нуждаются в конкретизации. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации ФГОС, богатое имплицитное содержание обобщенно представленных базовых национальных ценностей[2, с.21-23] оказалось не достаточно раскрыто, тогда как именно оно является наиболее ценным, фундаментальным и по-настоящему базовым для достижения национального воспитательного идеала, сформулированного в Концепции [2, с.12-17].
С целью раскрытия подлинного соотношения категорий «содержание образования» и «содержание обучения» В.И. Слободчиков вводит новую категорию педагогической теории –антропология образования[5, с.130-131].Обозначая основные параметры инновационной образовательной системы, которую он именует «Школой антропологической практики»[5, с.8],В.И.Слободчиков утверждает, что «принципиально необходима гармонизация христианской антропологии как учения о происхождении и назначении человека, психологической антропологии как учения о закономерностях развития человека в интервале его индивидуальной жизни и педагогической антропологии как учения о становлении базовых способностей, сущностных сил человека в образовании» [5, с.262].
Такой же позиции придерживается и другой выдающийся современный педагог и ученый Борис Сергеевич Братусь [1].
Соглашаясь с данной точкой зрения, попытаемся лаконично в качестве системы выводов и утверждений представить онтологические основания и принципы образовательной деятельности,а также основу для формулирования модели выпускника, миссии и цели образовательной деятельности с точки зрения христианско-антропологической модели образования,понимание которых дает основу для полноценного раскрытия имплицитного содержания базовых национальных ценностей, указанных в документах ФГОС.
1.Онтологические основания образовательной деятельности раскрываются в трех своих взаимосвязанных сущностях (ипостасях): антропологической, аксиологической и экклесиологической. Антропологическая сущность заключается в Богом данной триединой природе человека (дух, душа, плоть), в том, что человек есть образ и подобие Божии, а также в призвании человека стать Человеком «с большой буквы», т.е. уподобиться воскресшему Иисусу Христу, являющему Собой норму человеческой природы, что в равной степени означает призвание уподобиться Богу (обожиться).Аксиологическая сущность заключается в христианской, евангельской системе ценностей. Экклесиологическая сущность заключается в том, что именно Церковь располагает необходимыми средствами для реализации призвания человека через его приобщение к жизни Церкви посредством веры, духовного подвига, участия в таинствах, т.е. для обожения – уподобления Богу через развитие образа Божьего. Процесс обожения и есть то, что именуется процессом образования личности, т.е. формирования и развития дарованного Богом образа.
Исходя из этого мы можем дать следующее определение понятию «образование». Образование – это процесс развития (раскрытия) образа Божьего, дарованного человеку свыше от рождения, до индивидуально доступной, но не имеющей предела в своем совершенствовании степени подобия Божьего посредством адекватных и целесообразных средств и методов обучения и воспитания.
Ясно прослеживается прямая, закономерная и универсальная зависимость между, во-первых, трехсоставностью человеческой природы как системы, формируемой гармоничным и иерархическим взаимодействием трех сотворенных сущностей: духом-личностью (образ Божий), душей-психикой и плотью-материей, во-вторых, троичностью спектра восприятия и оценки человеком мироздания во всех его проявлениях: духовного (личностного, разумно-онтологического,мистического), душевного (психологического, чувственно-эмоционального, символического) иплотского (материалистического, буквально-исторического)и, в-третьих, возможностью сведения всего спектра образовательных моделей в их модификациях к трем основным типам (согласно классификации, предложенной Александром Владимировичем Шуваловым): рационалистически-технократический тип (цель – помочь человеку приспособиться к окружающим условиям и рационально использовать их для своей пользы), ориентирующийся на ценности «мира сего», т.е. земного, материального мира; гуманистический тип (цель – помочь человеку раскрыть свои таланты и максимально их реализовать), ориентирующийся начеловеческую индивидуальность как на главную ценность, и антропосообразный тип, который представляет собой христианско-антропологическая модель, (цель – помочь человеку стать Человеком «с большой буквы»), ориентирующаяся на личность Иисуса Христа – Бога, ставшего Человеком для того, чтобы дать возможность человеку стать богом (обожиться) [14, с.94-108].
Трехсоставная природа человека
| Дух
| Душа | Плоть |
Личность
| Психика | Физиология | |
Троичный спектр восприятия явлений мира человеком
| Разумно-онтологический
| Чувственно-эмоциональный | Материалистический |
Мистический | Символический | Буквально-исторический
| |
Троичность спектра образовательных моделей
| Антропосообразные модели (христианско-антропологическая модель)
| Гуманистические модели | Рационалистически-технократические модели |
Причем, христианско-антропологическая модель вбирает в себя обе другие при условии соблюдения установленной Богом иерархии: приспособление к условиям окружающего мира и раскрытие личностных качеств должны быть направлены на достижение главной цели – стать Человеком «с большой буквы».
В документах ФГОС отмечено, что традиционные религиозные организации наряду с семьей и школой являются одним из основных субъектов социализации обучающихся [2, с.24]. Православная Церковь как носитель указанных онтологических оснований является важным субъектом образовательной деятельности и необходимым условием успешного осуществления образовательного процесса. Таким образом, в основу модели образовательного пространства естественно укладываетсяформула «Церковь – семья – школа».
- Представленные онтологические основания обосновывают систему принципов образовательной деятельности.
Основополагающими принципами являются:
— Принцип христоцентричности. Христос «есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14, 6): 1) Христос — цель педагогического процесса, поскольку обожение (достижение единениясо Христом) – цель жизни человека; 2) Христос – идеал Учителя, пример для подражания учителя земного Учителю Небесному; 3) Христос – Глава Церкви. Воцерковление – путь и процесс соединения со Христом.
— Принцип педагогичности. «Педагог» (греч.) – «детоводитель», т.е. тот, кто ведет детей тем путем, которым идет сам. Не педагогичным является указание пути ребенку и не следование самому этим путем. Жизнь педагога, проводимая в стремлении ко Христу, влечет к Нему и детей, ведомых педагогом.
— Принцип следования Любви. Апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 8). Любовькак цель педагогики (обожение), Любовь каксредствопедагогики(влечение к Богу-Любви) и Любовь как метод педагогики(возлюбленность учеников учителем научает их любви, узнаванию Бога).
Основываясь на трех основопологающих принципах образовательной деятельности формулируются ее производные принципы. Производные принципы взаимосвязаны между собой и выстраиваются в следующей логике: от сущности человека (1) к универсальной иерархии ценностей (2), через нее к идеесистемности (3), от идеи системности к субъектам образовательной деятельности (участникам образовательного процесса, субъектам социокультурного пространства) как элементам системы (4).
Производные принципы образовательной деятельности:
| |
— Принцип отношения к личности как к образу Божию в человеке; — Принцип гармоничной иерархии ценностей в соответствии с природным устроением человека; — Принцип гармоничной иерархии моделей образования; — Принцип системности; — Принцип соборности; — Принцип сотрудничества Церкви и государства; — Принцип преемственности поколений; — Принцип положительного примера; | — Принцип служения (миссионерства); — Принцип связи с реальной жизнью; — Принцип коллективной деятельности; — Принцип разумной деятельности; — Принцип сообразности возрасту и внутреннему устроению; — Принцип диалогичности; — Принцип стимулирования самовоспитания; — Принцип рефлексивности. |
Данные производные принципы раскрываются следующим образом:
— Принцип отношения к личности как к образу Божию в человеке. Раскрытие свойств личности способствует постижению ее божественного начала (начатков божественных свойств, запечатленных в ней от рождения), а выявление и осмысление свойств Божиих, в том числе отображенных в Священном Писании, способствует осознанию перспективы возможностей развития личности от образа Божия к индивидуально достижимой степени подобия Божия;
— Принцип гармоничной иерархии ценностей в соответствии с природным устроением человека.Основан на иерархическом соподчинении духовного, душевного и плотского в человеке. Человек трехсоставен и в составе своем иерархичен. Плоть служебна по отношению к душе и духу, а душа служебна по отношению к духу. Поскольку человек все воспринимает, все измеряет и оценивает исходя исключительно из этих трех составляющих своей природы, то данный принцип универсален и ложится в основание любой иерархической системы.
Духовные ценности превалируют, но не отрицают потребностей души и плоти, которые удовлетворяются в необходимой степени исходя из их функционального назначения с точки зрения цели педагогического процесса – спасения человека[1].
— Принцип гармоничной иерархии моделей образования.Основан на принципе гармоничной иерархии ценностей в соответствии с природным устроением человека. Христианско-антропологическая модель образования[2] не отрицает, но вбирает в себя параметры и характеристики рационально-технократической и гуманистической моделей, подчиняя их принципу христианской иерархии ценностей [69, с.102-106]. Умение человека приспособиться к окружающим условиям и рационально их использовать, обладая необходимыми компетенциями (рационально-технократическая модель), стремление человека раскрыть свои таланты и реализовать их (гуманистическая модель) воспринимаются положительно, но при условии, что эти умение и стремление не становятся самоцелью, а являются средством для реализации возможности человеку быть Человеком (антропологическая модель). В христианском понимании быть Человеком значит уподобиться вочеловечившемуся Богу – Иисусу Христу.
— Принцип системности. Действия всех участников педагогического процесса и большинства субъектов социокультурного пространства (среды) должны быть согласованы и подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый работник образования, преподаватель должен понимать, что его долг состоит в том, чтобы создать условия для согласованного взаимодействия обучающихся, воспитанников, студентов, слушателей друг с другом, вовлечения родителей (законных представителей) в общий педагогический процесс.
— Принцип соборности. Единение всех во Христе – единение не только внешнее, но прежде всего внутреннее, как в живом организме объединены между собою все члены, составляя одно тело. Идея единства во множестве во имя Христа, т.е. единство множества личностей (индивидуальностей), объединенных стремлением к обожению, выражающая суть бытия Церкви: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20);
— Принцип сотрудничества Церкви и государства.Основан на принципах системности и соборности. Принцип системности ставит задачу системного взаимодействия важнейших организующих и направляющих сил страны, общества. Принцип соборности задает единую ценностную основу системного взаимодействия;
— Принцип преемственности поколений. Выражается в со-бытийности и традиционализме ценностей, т.е. совместном проживании наставником и наставляемым опыта, передаваемого из поколения в поколение в рамках традиции (традиционной ценностной ориентации);
— Принцип положительного примера. Важна личность наставника как примера наставляемому, ориентированная на пример Христа и святых;
— Принцип служения (миссионерства). Только личность, ориентированная на служение, способна, прилагая волю, идти по пути спасения, увлекая за собой многих. Этот принцип полагается также в основание деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной, национальной системы образования;
— Принцип связи с реальной жизнью.Дела, организуемые и проводимые в образовательном учреждении, должны соотноситься с реальными делами образовательного учреждения, прихода, города, благочиния, района, епархии, региона, края, Церкви, страны. Участники образовательного процесса должны чувствовать себя членами Церкви, гражданами страны, частью народа, ответственными за сохранение и преумножение культурно-исторических традиций, действовать на благо Отечества;
— Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовывать свои действия с другими членами коллектива, субъектами образовательной деятельности. Правильно организованная коллективная деятельность способствует наиболее яркому проявлению индивидуальности каждого члена коллектива, а также достижению идеала «социально активная личность (миссионер)»;
— Принцип разумной требовательности. Можно все, что не противоречит принципам христианской нравственности, закону, внутренним правилам образовательного учреждения, не вредит здоровью, не унижает достоинство окружающих;
— Принцип сообразности возрасту и внутреннему устроению. Обучающиеся (воспитанники) позитивно отзываются только на те формы и методы воздействия, которые адекватны их возрастному периоду развития и внутреннему устроению;
— Принцип диалогичности. Следование этому принципу позволяет достичь доверительных отношений между наставником и наставляемыми. Педагогу необходимо не только учить, но и самому учиться у ребенка, («…будьте как дети…» (Мф.18, 3), исходить из детской сущности в построении учебно–воспитательного процесса;
— Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый обучающийся должен научиться познавать себя, критически рассматривать свои поступки, свои мысли и чувства, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача наставников создать такие условия, в которых наставляемый приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности;
— Принцип рефлексивности. В соответствии с этим принципом, наставники должны стремиться к получению объективных данных о результатах образовательного (развивающего, воспитательного и обучающего) воздействия на наставляемых. Результаты обратной связи необходимо учитывать при выстраивании дальнейшей стратегии образовательной деятельности.
3.
Представленные онтологические основания и принципы образовательной деятельности позволяют верно идентифицировать, наиболее полно, грамотно раскрыть и конкретизировать содержание современного национального воспитательного идеала, формулировка которого в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Россиипредставлена следующим образом: «… это (в первую очередь) высоконравственный (христианско-антропологическая модель), (во вторую очередь) творческий (гуманистическая модель), (и только в третью очередь) компетентный (технократическая модель) гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[2, с.14].
Заметим, что данная формулировка воспитательного идеала находится в той же закономерной и универсальной онтологической зависимости, диктуемой трехсоставностью человеческой природы:
Трехсоставная природа человека
| Дух
| Душа | Плоть |
Личность
| Психика | Физиология | |
Троичность критериев воспитательного идеала ФГОС | Высокая нравственность | Творчество | Компетентность |
Троичность типологии результатов образовательной деятельности согласно ФГОС | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Таким образом, мы видим, что методология ФГОС антропосообразна, а поэтому задает в примерных ООП и рабочих программах по предметам ту же троичную и грамотно иерархически выстроенную типологию результатов образовательной деятельности: во-первых, личностные, во-вторых, метапредметные и только, в-третьих, предметные результаты.
Итак, формулировка национального воспитательного идеала, задаваемая ФГОС, рассматриваемаяв свете представленных онтологических оснований и принципов,может быть принята в качестве модели выпускника образовательной организации и положена в основу формул миссии и стратегической цели образовательной деятельности.
Например, модель выпускника может формулироваться следующим образом:«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурныхтрадициях многонационального народа Российской Федерации», а миссия образования может формулироваться так: «Через формирование и развитие уклада жизни на основе базовых национальных ценностей к становлению личности выпускника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России…»и далее по тексту. Тогда стратегической цельюобразования будет являться «Повышение доли выпускников, стремящихся быть высоконравственными, творческими, компетентными гражданами России…» и далее по тексту.
Далее необходима выработка в том же контексте критериевсформированности личности выпускника, которые выступят также и в роли критериев эффективности образовательной деятельности, показателей этих критериев и их уровней, а также условий, обеспечивающих достижение национального воспитательного идеала и способствующих таким образом повышению эффективности образовательной деятельности.
Например:
Критерии сформированности личности выпускника
| Показатели критериев сформированности личности выпускника |
Высоконравственный
| Присвоение базовых нравственных ценностей |
Стремление жить в соответствии с традиционными нормами морали, основанными на базовых нравственных ценностях | |
Укорененность в духовных и культурных традициях русского (своего) народа | |
Творческий
| Образованность и ориентированность на самосовершенствование, саморазвитие через самообразование |
Мотивированность на совершение социально-полезного труда как служения ближнему и своему народу | |
Отношение к окружающему миру и его явлениям, как чуду и великому дару. Стремление хранить и деятельно совершенствовать мир в добре. | |
Компетентный
| Обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми для служения Отечеству, и стремление их совершенствовать. |
Знание истории Отечества и ее роли в истории мировой цивилизации. | |
Осознание связи поколений через историческое предание; Переживание себя как неотъемлемой части своего народа;Приобщенность к отечественному культурно-историческому наследию. |
Вполне понятно, что эти формулировки, сделанные на основе воспитательного идеала ФГОС, требуют дальнейшего раскрытия своего имплицитного (внутреннего) содержания. Но в том то и дело, что, есть что раскрывать и доводить до совершенства, т.к. формулировкиФГОС задают верный вектор. Именно в направлении этого вектора, только на несколько шагов вперед, движутся конфессиональные образовательные организации, в сообществе которых,насколько это возможно, полно и откровенно формулируется и объявляется то, о чем только помышляют или что только генетически чувствуют и интуитивно переживают в муниципальных и государственных организациях.
В качестве примера приведем формулы, зафиксированные в локальных нормативных документах Православной гимназии г.Калининграда[3, с.14-19].
Миссия выражается в следующем девизе: «Через становление и развитие единого образовательного пространства «Церковь-семья-школа» к формированию основ личности выпускника как православного христианина, заботливого семьянина, ответственного и образованного гражданина»;
Стратегической целью, вытекающей из данного определения миссии, является повышение доли качественно образованных выпускников, членов Церкви Христовой, способных к дальнейшему самосовершенствованию, к самоотверженному труду в различных сферах общественной и государственной жизнедеятельности Отечества сообразно Богом данным талантам, к созданию крепких традиционно (христиански) ориентированных семей, проявляющих активную жизненную позицию, основанную на православном мировоззрении.
Представленные формулы не только гармонируют с современным национальным воспитательным идеалом, представленным в документах ФГОС общего образования, но и раскрывают, конкретизируют его содержание.
Модель выпускника формулируется следующим образом:«Личность, идентифицируемая и идентифицирующаяся (ориентированная в собственной идентификации) на основе идеалов «Православный христианин», «Заботливый семьянин» и «Ответственный и образованный гражданин», укорененная в православной вере и традициях национальной культуры, являющаяся членом Церкви Христовой, образованная, способная к дальнейшему самосовершенствованию, к самоотверженному труду в различных сферах общественной и государственной жизнедеятельности Отечества сообразно Богом данным талантам, к созданию крепкой традиционно (христиански) ориентированной семьи, проявляющая активную жизненную позицию, основанную на православном мировоззрении, способная к жертвенному служению и миссионерской деятельности».
Эта модель на каждом уровне общего образования корректируется в зависимости от специфики возрастных особенностей.
Понятия «Православный христианин», «Заботливый семьянин» и «Ответственный и образованный гражданин», являющиеся основой модели выпускника и идеалами его идентификации (в том числе самоидентификации), выступают в роли критериев сформированности его личности, а, следовательно, и в роли критериев эффективности образовательной деятельностиПравославной гимназии г.Калининграда.
Показателями данных критериев являются:
Критерии сформированности личности выпускника
| Показатели критериев сформированности личности выпускника |
Православный христианин
| Вера в Бога |
Устремленность в Царство Небесное | |
Церковность | |
Заботливый семьянин
| Почитание родителей, личная ориентированность на отцовство или материнство |
Мотивированность на создание крепкой семьи как малой церкви | |
Отношение к человеку (ближнему) как к образу Божиему | |
Ответственный и образованный гражданин
| Приобщенность к отечественному культурно-историческому наследию православной цивилизации |
Мотивированность на социально-полезный труд как служение | |
Образованность и ориентированность на ее совершенствование (в том числе самосовершенствование как самообразование) |
К каждому критерию разработаны и представлены уровни (степени) выраженности показателей. Но этот вопрос требует особого внимания и времени.
Важнейшим условием достижения стратегической цели является системность построения образовательной деятельности, основанная, во-первых, на единстве ценностной ориентации (христианская система ценностей) основных участников образовательного процессаи единстве основы их диалога о понимании целей, задач, средств и методов образовательного процесса, во-вторых, на ориентации всех направлений и видов деятельности на достижение стратегической цели – формировании личности обучающегося в соответствии с моделью выпускника и, в-третьих, наединстве ценностной ориентации (базовые национальные ценности[2, с.21-23] значимых субъектов окружающей социальной среды, влияющих на характер и качество социализации обучающихся [2, с.24].
Показателем системности деятельности любой образовательной организации является сформированность особого уклада ее жизни, создающего условия реализации миссии и достижения стратегической целина основе определяемых ценностей.
Безусловно, что для конфессионального (православного) образования такую систему ценностей в четкой их иерархии задает Библия и, прежде всего, Евангелие.
Для государственных и муниципальных образовательных организаций основы ценностной системы задают такие важнейшие государственные правовые документы, какСтратегия национальной безопасности Российской Федерации(Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683)[9].иСтратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р)[10], которые наряду с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009)[2]нормируют базовые национальные ценности, т.е. перечисляют их и вводят в нормативный оборот.
При этом «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являетсяне правовым,а методологическимдокументом, а «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», являются правовыми документами.
Таким образом, обозначена важнейшая тенденция, которая должна найти свое системное развитие в нормативно-правовой, научно-методологической и практической сферах. Начат процесс определения базовых национальных ценностей как в качестве методологической нормы, так и в качестве правовой нормы. Пока мы наблюдаем терминологические несовпадения, но уже видим практическое сочетание и взаимное дополнение представленных понятий по их сути:
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
| «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»
| «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»
|
Патриотизм
| Служение Отечеству. Историческое единство народов России. Преемственность истории нашей Родины.
|
Стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством |
Гражданственность | Права и свободы человека.
| |
Семья | Семья.
| |
Социальная солидарность | Взаимопомощь. Коллективизм. Справедливость.
| Справедливость. |
Традиционные российские религии | Приоритет духовного над материальным. Нормы морали и нравственности. Милосердие.
|
Вера в добро. Совесть. Воля. Честь.
|
Труд и творчество
| Созидательный труд.
| |
Литература и искусство
| ||
Наука
| ||
Природа
| ||
Человечество
| Человеческая жизнь. Гуманизм.
| Человеколюбие. Личное достоинство. |
Обратим вниманиена уникальный опыт городского округа «Город Калининград» по нормированию базовых национальных ценностей. Речь идет о нормативно-правовом документе, принятом на уровне муниципального образования,«Концепция духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа «Город Калининград»(Решение Городского совета депутатов Калининграда от 16.12.2015 № 408), который воспринимает, осмысливает и доводит до логического конца идею трех вышеуказанных федеральных документов.
В нем базовые национальные ценности не только фиксируются, но и подробно и более полно, чем в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, раскрываются:
Концепция духовно-нравственного развития и просвещения населения городского округа «Город Калининград»(Решение Городского совета депутатов Калининграда от 16.12.2015 № 408)
| |
Патриотизм | Любовь к России, народу России, своему краю, своей семье; образы малой родины; связь с предками; историческое мышление; героические события Отечественной истории; герои Отечества; уважение к защитникам Родины; родная культура, ее истоки и основы; укорененность в отечественных культурно-исторических и духовно-нравственных традициях; культурная идентичность и культурная самоидентификация; уважение к русскому языку как языку великой русской культуры, государственному языку, языку межнационального общения; любовь к русской культуре как культуре, играющей объединяющую роль в историческом сознании многонационального народа России; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.
|
Социальная солидарность | Представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; взаимопомощь; взаимоуважение; милосердие; терпение; благотворительность; справедливость; честь; уважение достоинства человека; ответственность и чувство долга; мораль, взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; коллективизм и взаимовыручка; соборность.
|
Гражданственность | Служение Отечеству; ответственность за судьбу Отечества; гражданская позиция; гражданское общество; правовое государство; обязанности гражданина; уважение к правам и свободам человека; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; представления о политическом устройстве Российского государства, о его важнейших законах; доверие к институтам государства и гражданского общества; понимание значения государственных символов и уважение к ним – Флагу и Гербу России, флагу и гербу Калининградской области и города Калининграда; интерес к общественным явлениям; участие в общественном управлении; приобщенность к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области и города.
|
Семья | Традиционные представления о семье как добровольном союзе мужчины и женщины (мужа и жены), основанном на любви, стремлении к рождению детей и их достойному воспитанию; ответственное отцовство и материнство; многодетность; семейное воспитание и семейные традиции; почитание родителей и старших; взаимопомощь и забота о младших; связь поколений, семейное предание, родословие; семья как основа общества.
|
Труд и творчество | Творчество и созидание; труд как служение (труд на благо ближнего, общества и государства); ценностное отношение к профессии как виду творческой деятельности; самосовершенствование, раскрытие и творческое развитие талантов; труд как способ духовного совершенствования; духовный труд; трудолюбие и уважение к труду; труд как возможность самообеспечения и помощи нуждающемуся.
|
Наука | Стремление человека к познанию мира и истины; единство законов природы и духовного развития человека; научные гипотезы и теории; наука и религия как два пути познания мира и человека (специфика научных и религиозных методов); научная и религиозная картина мира; роль христианства в становлении и развитии современной науки; роль науки и современного производства в жизни человека и общества.
|
Традиционные российские религии | Вера и духовность; духовный мир человека; культурообразующая религия и духовная культура; исключительная роль традиционных российских религий (православие, ислам, иудаизм и буддизм) в формировании национально-культурного самосознания народов России; православие как основа великой русской культуры, скрепляющей многонациональный российский народ; свобода совести и вероисповедания; религиозные традиции; веротерпимость; межконфессиональный мир и согласие. |
Литература и искусство | Классическая русская литература; русский язык; родная (национальная) литература; национальный язык; интерес к чтению; красота; гармония; церковное искусство; ценностное отношение к прекрасному; красота человека – духовная, душевная и физическая; трансляция высоких этических идеалов; эстетические идеалы; чувство прекрасного; развитие, самовыражение в творчестве и искусстве; произведения искусства; художественное творчество.
|
Природа | Родная земля; мир вокруг нас; планета Земля – наш общий дом; заповедная природа; интерес к природе, природным явлениям и формам жизни; целесообразность, закономерность и гармония в природе; предназначение человека по отношению к природе и его активная роль в ней; экологическое сознание; бережное отношение к живому; ценностное отношение к природе, формам жизни; природоохранительная деятельность человека.
|
Человечество | Единый источник происхождения людей; общечеловеческие ценности в разнообразии их цивилизационных интерпретаций (мировые цивилизации и их культуры); сохранение культурных и цивилизационных особенностей (культурное лицо цивилизации, нации, народа); малые народы и их культуры; взаимоуважение к культурам и традициям других народов на основе любви к родной культуре и укоренения в ее традициях; дружба между народами на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
|
Причем внутреннее содержание каждой из ценностей было раскрыто не кем-то в кабинете от собственного ума, а в процессе серии семинаров, проведенных Калининградским областным институтом развития образования с директорами, их заместителями и педагогами школ Калининградской области в течение 2015 года.
Но самым важным является то, что в этом документе представлена методология управления муниципальным образованием на основе базовых национальных ценностей, т.е., методология высокого уровня управления, методология реализации самой эффективной модели управления посредством ценностей и единой стратегической цели, применение которой обеспечит недостающее межотраслевое, межведомственное взаимодействие и соработничество со многими организациями в рамках государственно-общественного управления. В идеале, а такая задача ставится, реализация концепции должна привести муниципальное сообщество к его развитию через формирование единого уклада жизни, формируемого на основе базовых национальных ценностей. А это именно то, что необходимо с точки зрения формирования единой социально-воспитательной среды как важнейшего условия достижения стратегической цели образования.
Современная наука об управлении предлагает следующие характеристики уровней эффективности управления системами:
Характеристика уровней эффективности управления системами
| ||||
№ | Категории уровней | Модель управления | Условия реализации модели | Тип руководителя |
1 | Низкий уровень | Управление по поручениям. Исполнение указаний. «Ручное управление».
| Умеренная сложность задач. Стандартизированная деятельность. Невысокий уровень профессионализма. | Распорядитель. Распределитель поручений. |
2 | Средний уровень | Управление посредством целей. «Управление по результатам».
| Развитие проектной деятельности, нацеленной на конкретный результат. Делегирование полномочий. Управление персоналом специалистов.
| Распределитель ресурсов. |
3 | Высокий уровень
| Управление посредством ценностей и устремления всех к единой стратегической цели.
| Единомышление. Соработничество. Высокий профессиональный уровень команды. Осознание важности стратегической цели.
| Трансформационный тип лидерства. Лидер-вдохновитель команды. Генератор идей. Разработчик ценностей.
|
В современном госуправленииотсутствует эффективная система взаимодействия между органами власти, необходимая для достижения результатов при решении сложных комплексных задач.В идеале система взаимодействия строится на единомышлении, обеспечиваемом единством ценностей, и на соработничестве, обеспечиваемом устремленностью к единой стратегической цели.
В данном случае очень важна ценностная система самого руководства, которая задается комплексом и иерархией его ценностей:
№ | Ценности (приоритеты) руководителя
| Организационные приоритеты | Приоритеты технологии управления |
1 | Духовные | Реализация полноты жизни, творческое развитие личности, красота, истина, добро
|
Сотрудничество
Конкуренция |
2 | Социальные | Ответственность, общее благо, справедливость, хорошее социальное самочувствие, поддержка
| |
3 | Технологические | Новые технологии, инновационное лидерство, интеллектуальное развитие личности, наука, профессионализм
| |
4 | Политические | Власть, влияние, политическое лидерство, объемы, манипулирование
| |
5 | Экономические | Богатство, прибыль, рост капитала, финансовые показатели, доминирование
|
Данные этой таблицы ясно свидетельствуют о том, что система взаимодействия как между разными структурами внутри одной организации, так и между разными организациями формируется тогда, когда их руководство имеет и определяет для себя и для всей организации приоритет духовных и социальных ценностей над экономическими и политическими. Технологии – это, прежде всего, средство.
На основе вышеизложенногоприходим к следующим выводам:
- Муниципальные и государственные образовательные организации в условиях современной нормативно-правовой базы, постепенно совершенствующейся на основе отечественных культурных традиций, в том числе в условияхреализации ФГОС общего образования,имеют достаточный потенциал собственного развития в русле христианско-антропологической модели образования. Проблема заключается лишь в том, насколько те, кто реализует ФГОС и управляет системой образования на всех уровнях, понимают его онтологическую суть и важность, жизненную необходимость воплощения Стратегии национальной безопасности и подобных ей документов, а также насколько они сами укоренены в духовных и культурных традициях своего народа;
- В условиях реализации ФГОС общего образования именно конфессиональные (православные) общеобразовательные организации, стремящиеся развиваться в русле христианско-антропологической модели образования, являются тем национальным ресурсом, который имеет реальную возможность осуществить прорыв в реализации государственных стандартов именно так, как это предусматривается методологической основой ФГОС;
- Учитывая условия, отраженные в первом и втором выводах, необходимо признать важнейшей функциейконфессиональных (православных) образовательных организацийих активную включенность в совершение церковной миссии в социокультурной, цивилизационной сфере черезгармоничную встроенность в государственную систему образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, что позволяет взаимно обогащаться, и православной организации плодотворно влиять на всю систему.
Список использованных источников
- Братусь Б.С. Проблема человека в истории отечественной психологии // Живая вода: научный альманах. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Коротких С.Н. Концепция основ стратегического управления Негосударственным образовательным учреждением общеобразовательного типа «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» — Калининград: Калининградский областной институт развития образования, 2016.
- Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. – М.: АПКиППРО, 2007.
- Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
- Слободчиков В.И. Антропологический императив современного отечественного образования // Живая вода: научный альманах. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – Вып.1.
- Слободчиков В.И. Категориальный строй христиански ориентированной психологии человека // Живая вода: научный альманах. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – Вып. II.
- Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации(Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413). [Электронный ресурс]. URL :http://fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm.
- Шувалов А.В. Образование в поиске симфонии // Живая вода: научный альманах. – Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – Вып.1.
[1] Спасение человека – избавление человека от состояния смерти и обретение им состояния жизни. Жизнь и смерть – противоположные друг другу образ и качество бытия: жизнь – бытие бесконечное и счастливое, возможное с Богом (рай); смерть – бытие бесконечное и несчастное, возможное вне Бога (ад).
[2] Христианско-антропологическая модель образования – антропологическая модель образования (модель образования, базирующаяся на определенных представлениях о человеке, его сущности и смысле его бытия), наполненная христианским содержанием.