Протоиерей Антоний Сенченко, заместитель директора по УВР ЧОУ «Городенская православная гимназия» с. Городня, Конаковского района Тверской области
|
«Опыт работы по духовно-нравственному развитию старшеклассников»
Доклад на совещании с директорами, духовниками и педагогами ПОО , а также с руководителями ЕОРОиК
«Миссия православной школы в культурно-образовательном пространстве»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
26 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Если обратиться к анализу учебной литературы для православного образования, то станет ясно, что её основной массив составляет литература для начальной и основной школы. Этот факт свидетельствует о том, что православному образованию учащихся старшей ступени сегодня уделяется значительно меньшее внимание. В то время как подростковый возраст является не менее значимым в духовном становлении человека.
Человек по определению существо общественное. В подростковом возрасте ребенок активно социализируется. При этом влияние семьи в его жизни снижается. Он постепенно обретает самостоятельность, самоопределяясь в социальной жизни. Именно в самоопределении проявляется его общественная сущность. Самоопределение для подростка не есть абсолютно свободный выбор. Он выбирает из уже имеющихся альтернатив жизненных ориентиров, ценностей и нравственных принципов. Эти альтернативы представляют человеку семья, школа, приходская община. Но не только они. Свои альтернативы жизни перед подростками открывают сообщества сверстников, через так называемые подростковые субкультуры, индустрия развлечений через современное искусство, рекламу и интернет сообщества. И если православное воспитание основано на принципе свободного самоопределения личности, то современная массовая культура, напротив, действует весьма агрессивно, используя широкий спектр средств манипуляции сознанием. Современные подростки находятся в таких социально-культурных условиях, которые часто оказываются прямо противоположны тем условиям, которые создаем мы в своей воспитательной работе. И это создает угрозу нивелирования результатов нашей деятельности,что необходимо учитывать,иначе она окажется напрасной.
Переходный возраст является очень важным периодом в духовном становлении учащихся. Все то, что ранее ребенок воспринимал некритически, доверяя авторитету педагогов, в подростковом возрасте подвергается переоценке. К основам православного мировоззрения вырабатывается осознанное, личностное отношение. И это может быть как активное принятие, так и безразличное отношение. Именно в этом возрасте по преимуществу формируется личностное отношение к основам веры и православному Преданию. Нужно отметить, что это формирование по сути есть самоформирование, в котором человек проявляет свою свободу, выбирая цели, ценности и смыслы, которые для него важнее всего.
Духовно-нравственное развитие учащихся старших классов имеет свою специфику, требует особого подхода. Если этого не учитывать, то может случиться так, что всё заложенное в ребенка на начальной и средней ступени будет утрачено или просто отброшено в результате юношеского кризиса веры. Эта проблема характерна не только для нашего времени. О подобном писали в своих биографиях такие религиозные философы «серебряного века» как Владимир Соловье, протоиерей Сергий Булгаков.
Работа по духовно-нравственному развитию старшеклассников традиционно подразделяется на учебную и воспитательную. В этом докладе я постараюсь кратко изложить опыт данной работы нашей гимназии именно в учебной сфере.
Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, является одним из важнейших условий духовно-нравственного развития учащихся. Однако нужно подчеркнуть, что она является лишь условием. Благодаря ей, перед учащимися открываются базовые истины православного мировоззрения. Но усвоение этих истин в опыте нравственной и духовной жизни относится к сфере воспитания, в которой и происходит личностное самоопределение подростка.Оно должно быть главным предметом образовательной деятельности. Это воспитательное направление – приоритетное, а учебная деятельность является по отношения к нему – средством. Но, тем не менее, от этого средства зависит насколько осознанным, глубоким и системным будет усвоенное мировоззрение.
Для православной педагогики – это общее место. И оно приведено для того, чтобы подчеркнуть: отвечающее современным требованиям обучение православным дисциплинам – необходимое, но недостаточное условие духовно-нравственного развития учащихся.
Общие требования к содержанию православных предметов в старших классах даны в стандарте православного компонента среднего общего образования. Но каким конкретным содержанием его наполнить, так чтобы эти предметы содействовали духовно-нравственному становлению, а не просто изучались бы для общего развития?Опыт работы по духовно-нравственному развитию старшеклассников нашей гимназии является одним из вариантов ответа на этот вопрос.
К тому, чтобы сформулировать эту проблему, мы пришли не сразу. До принятия стандарта православного компонента Синодальным ОРОиК (2011г.) в качестве конфессионального компонента 10-11 классов нашей гимназии преподавалась только история РПЦ (по одному часу в неделю). Этот курс включал в себя и обзор истории древней Церкви, поскольку большинство учащихся утрачивали знания по этой тематике, почерпнутые из основ православной культуры и истории древнего мира. Помимо этого отсутствовало и ясное осознание преемственности истории РПЦ с историей Древней Церкви. На тот момент отсутствовали адаптированные для школы учебные пособия, поэтому их приходилось разрабатывать самостоятельно. Старшеклассникам с трудом давался этот курс. У этого были объективные основания. Во-первых, повторение истории отечества начиналось только в 11 классе. Во-вторых, учащиеся с трудом запоминали даже центральные персоналии и важнейшие события церковной истории, ведь о них не упоминалось в общеобразовательном курсе и они знакомились с ними впервые. В-третьих, само содержание истории РПЦ для учеников, которые не имели интереса к истории, не было актуальным и востребованным.
Эта проблема активно обсуждалась в рамках работы методического объединения старших классов. Из общения с учащимися выяснилось, что из Православия их интересуют те вопросы, которые им задают их невоцерковленные сверстники из обычных школ. Причем эти вопросы, как выяснилось, чаще носили провокативный характер. В этом общении учащиеся оказывались перед необходимостью свидетельствовать об истинах своей веры и аргументировано доказывать обоснованность своего религиозного мировоззрения. Эти обстоятельства стали поводом для замены в учебном плане истории РПЦ на апологетику, что вполне согласовывалось со стандартом православного компонента среднего образования. Данный предмет преподается в нашей гимназии второй год. И из опыта преподавания можно утверждать, что это было правильное решение.
Теперь более подробно об опыте преподавания данной дисциплины. Это итоговая и обобщающая дисциплина, углубляющая ранее полученные знания. В этом – её первая функция. Задачей апологетики является не столько преподавание основ православной веры, так как их базовое содержание к старшим классам уже усваивается, сколько их систематизация. И эта задача реализуется в следующих разделах предмета. Первый из них –раздел религиозной апологетики. В старшем возрасте учащиеся уже способны воспринять основы догматики, сравнительного богословия и сектоведения. В его изложении очень важен сравнительный подход, так как знакомясь с учениями западного христианства или современных религиозных течений, учащиеся яснее осознают истины Православия. Это служит укреплению их религиозной идентичности. С этим содержанием неразрывно связан раздел православной антропологии, в рамках которого обобщаются вероучительные истины непосредственно связанные с человеческой жизнью: соотношении души и тела, жизнь после смерти, всеобщее Воскресение. В рамках закона Божия, в начальном и среднем звене, на мой взгляд, эти вопросы усваиваются отвлеченно от собственной жизни большинством учащихся. Подросток воспринимает их по-другому. Еще одним разделом, в котором реализуется функция обобщения – историческая апологетика. В его содержание входит рассмотрение исторических свидетельств, подтверждающих истинность Священного Писания. Это способствует формированию личностного и глубокого отношения к Библии, как к Божественному Откровению.
Помимо этого, у апологетики существует другая, на мой взгляд более важная задача. В настоящее время синодальный ОРОиК ориентирует православные школы на внедрение православного компонента в общеобразовательные дисциплины. Безусловно, это необходимая и важная работа. Её цель – расширение арсенала средств и способов обучения основам православной веры. Известный факт, что разные общеобразовательные дисциплины обладают разным потенциалом для реализации конфессионального компонента. Ясно, что на уроках математики или физкультуры его не ввести. Мы склонны делить общеобразовательные предметы на те, посредством которых можно реализовывать православный компонент и нейтральные дисциплины, которые для этого малопригодны. Однако, из этой классификации выпадают те предметы, которые обладают противоположным потенциалом. Это дисциплины естественнонаучного цикла. Из их содержания могут быть выведены (и выводятся) утверждения, противоречащие истинам веры, что в свою очередь может привести к формированию сомнений, безразличного отношения к вере или к её отвержению. Поэтому в задачи православного образования обязательно должно входить разрешение возможных противоречий между содержанием естественнонаучных дисциплин и содержанием Православной веры. До введения апологетики в нашей гимназии эта задача возлагалась на учителей биологии и физики. Но у педагогов не хватало богословский компетенции для согласования научных истин и истин Священного Писания. Помимо этого учебное время полностью уходило на реализацию собственных программ. Поэтому стало очевидным, что эффективно эта задача может быть решена только в рамках самостоятельной дисциплины, т.е. в рамках апологетики. И именно её решению посвящена большая часть курса.
Почему необходимо говорить с подростками о соотношении науки и религии? Во-первых, наши дети живут не в вакууме, а в информационном обществе. Наука в современной жизни играет очень большую роль (с социологической точки зрения, большую чем любая религия). Достижения современной науки популяризируются с большим энтузиазмом. Сегодня в нашей стране имеется масса сообществ, которые занимаются этой деятельностью, используя широкие информационные возможности сети «интернет». В целом, эту деятельность, направленную на просвещение, с моей точки зрения, следует оценить позитивно. Однако, на её полях нередко можно встретить идеи противопоставления религии и науки, веры и разума, причем весьма поверхностные. И если у наших учеников можно выработать реакцию игнорирования подобных идей, они все равно скорее всего столкнутся с ними общаясь со своими сверстниками. Поэтому, с моей точки зрения, в рамках апологетики эти противопоставления должны получить свое разрешение.
Во-вторых, существует еще более глубокая и неочевидная проблема. Одной из задач общего образования является формирование у учащихся научного мировоззрения. Это общее место и во ФГОС ООО, и в УМК естественнонаучных дисциплин. В то же время уставы православных школ декларируют еще одну цель – формирование православного, т.е. религиозного, мировоззрения. Это не тождественные мировоззрения. В некоторых аспектах они противоречат друг другу. Конечно, это противоречие не абсолютно. Совмещение и религиозного и научного мировоззрения возможно, о чем свидетельствует пример верующих ученых. Но тем не менее следует признать, что в православном образовании существует опасность воспроизведения в сознании детей конфликта между научным и религиозным мировоззрениями. И эту опасность следует устранять, в чем и состоит первоочередная задача апологетики. Необходимо это и для формирования правильной формы веры, здоровой религиозности. Один из западных психологов XX века сказал, что фанатизм – это подавленное сомнение.
Данный круг вопросов рассматривается в разделе «религия и наука». Он носит методологический характер. В рамках его реализации ставится задача определить и разграничить область мировоззрения (религиозного или научного) и область научного знания, т.е. знания доказанного. При рассмотрении вопросов что есть наука и что есть религия, до учеников требуется донести, что у каждой из этих сфер своя роль в жизни общества и человека.И конфликт между ними возможен лишь тогда, когда представители науки выходят за пределы своей компетенции в область мировоззренческую, противопоставляя свои уже ненаучные гипотезы Священному Писанию и православному вероучению. Само же по себе научное знание имеет границы и условия, в которых оно сохраняет свою достоверность. И в рамках апологетики необходимо знакомить детей с научной методологией (это, кстати, требуется и в естественнонаучных предметах), дабы они ясно осознавали: до какого момента следует доверять науке, а когда начинаются псевдонаучные спекуляции.
Апологетика в нашей гимназии преподается в течении одного года в 10 классе одни раз в неделю (34 часа). В 11 классе в таком же объеме им преподается другой курс – «Основы православной этики и аскетики». Он также направлен на обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний, но уже не веро-, а нравоучительных. Что является не менее важной задачей. Ведь если обращаться к святоотеческому учению, а особенно к аскетической письменности, то очевидно, что учение о нравственной жизни в их изложении имеет глубокую внутреннюю логику и последовательность. Слова ап. Павла о том, что «любовь … есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14) говорят об этом же. Но из опыта педагогической работы в нашей гимназии приходится сделать вывод, что в сознании детей совокупность заученных заповедей не слагаются сами собой в любовь, как образ христианского совершенства. Чаще и проще всего детьми усваиваются заповеди, связанные с запретами и ограничениями, то в чем они каются на исповеди. А заповеди деятельного и активного служения Богу и ближнему часто остаются заученными, но не воспринятыми.
В этом курсе акцентируется нравственное содержание Священного Писания. Оно сопоставляется с этическим содержанием мировых религий и классических философских учений, с целью подчеркнуть его высоту, совершенство и особенность. Помимо этого излагаются основы духовной жизни с целью донести до учащихся, что следование нравственному закону возможно лишь при изменении через покаяние и борьбу со страстями. Аскетическое учение об этой борьбе также входит в содержание предмета. Его центральной частью является учение об обожении, учение о том, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго.
Помимо этих теоретических предметов в старших классах введен практикоориентированный предмет «Нравственные основы семейной жизни», на основе УМК прот. Димитрия Моисеева. Его содержание вызывает живой интерес у учащихся. Знакомства с ним жизненно необходимо подросткам, т.к. их представления о семейной жизни и браке в лучшем случае просты и наивны, а в худшем – основаны на образцах из произведений современной массовой культуры, далеких от христианства. Это глубоко проработанный курс, адаптированный к возрасту учащихся. Поэтому его реализация не вызывает трудностей.
Что касается внедрения православного компонента в общеобразовательные дисциплины, то в гимназии эта работа ведется по литературе. В наших условиях, когда у филологов большая педагогическая нагрузка и нет достаточной богословской и научной компетенции, возложить на них эту работу оказалось невозможным. Эта трудоемкая методическая работа была возложена на отдельного педагога, с выделением отдельной ставки методиста. Данный специалист, кандидат филологических наук, в течении уже более двух лет готовит методические разработки уроков, интегрированных в общеобразовательную программу по литературе и помогает учителям филологам реализовывать их в учебной деятельности.
В 9 классе, для того чтобы в учебном плане православных предметов было не меньше двух часов в неделю, был введен предмет «Основы христианского искусства». Как оказалось он тоже играет немалую роль в обобщении вероучительных знаний и их интеграции с содержанием общеобразовательных предметов. История искусства – межпредметная область, в рамках которой выявляются связи между гражданской историей и историей литературы, архитектуры и живописи. Благодаря этому у учащихся формируется «объемное» представление о христианском мироощущении различных исторических эпох.
В заключение, можно назвать и основное затруднение, на которое наталкивается эта работа. Таковым является отсутствие учебных пособий, для данной возрастной категории учащихся. В большинстве случаев для реализации православных предметов в старших классах приходится создавать собственные авторские курсы. Хотя такая работа требует коллективного подхода. И это, на мой взгляд, должно стать одним из перспективных направлений деятельности.
Подводя итог опыта работы по духовно-нравственному развитию старшеклассников, следует еще раз подчеркнуть основные задачи, на которые оно должно быть направлено. 1) Важно обобщить и систематизировать полученные на предыдущих ступенях знания, в первую очередь в сфере вероучения и нравоучения. 2) Преподаваемые дисциплины должны активно способствовать формированию христианского мировоззрения. Эти знания должны стать не мертвым грузом, а знанием для жизни. Они должны быть практикоориентированными, но не в узко прагматическом смысле, а в широком, духовно-нравственном.