Протоиерей Александр Ранне, кандидат богословских наук, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, председатель отдела по религиозному образованию и просвещению Новгородской епархии |
«О змееборчестве»
Доклад в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Воспитательное значение литературы и Великая Отечественная война»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Тема змееборчества – одна из центральных в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов. III глава книги Бытие начинается со слова «Змей»: «Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных Господом Богом» (Быт. 3:1). Святой Иоанн Златоуст утверждал, что змей был выбран диаволом в качестве наиболее удобного орудия для достижения своей цели. А святой Иоанн Дамаскин рассуждал, что в образе говорящего животного нет ничего особенного, так как взаимопонимание между миром и человеком до грехопадения было глубоким и непосредственным. Можно представить себе, что не существовало не только письменности, но и языка общения. Вернее, языком общения могла быть прямая интуиция, когда знание является непосредственным фактором взаимообщения и основным соблазном быть «как боги, знающие всё» (Быт. 3:5). Соблазн этот является неизбывной реальностью существования человека в истории и есть форма соприсутствия в нём зависти и гордыни. Причём само стремление знать благословлено Богом в образе ознакомления человека с окружающим его живым миром, чтобы он мог возделывать и беречь тот прекрасный сад, что для него и был сотворён. Только осознать человек себя должен был не хозяином, а домоуправителем… Однако дьявольская мысль, что полнота знания о мире, который есть некоторая данность не зависящая от человека, позволяет ему считать себя хозяином жизни, делает человека богоборцем и атеистом.
Победа над этой духовной, враждебной Богу реальностью описывается в 12 главе последней Библейской книги Апокалипсис: «И был сброшен великий дракон, древний Змей, по прозванию Дьявол и Сатана (т.е. клеветник, обвинитель, внушавший: если человек дурное существо и, одновременно, высшее творение Бога – то Бога нет – А.Р.), вводящий в заблуждение всю вселенную, – сброшен на землю, а вместе с ним были сброшены и его ангелы. И услышал я громкий голос в небе, говоривший:
«Вот и настало спасение и сила,
И Царство Бога нашего,
И власть Его Помазанника,
Потому что сброшен обвинитель наших братьев,
Обвиняющий их перед Богом нашим днём и ночью.
Они победили его кровью Агнца
И словом свидетельства своего.
Жизнь свою они не настолько любили,
Чтобы смерти бояться» (Откр. 12:9-11).
Таким образом, жертвенная любовь Слова и мученическое свидетельство «братьев во Христе» становится оружием победы над «древнем Змием».
Нужно сказать, что тема змееборчества изначально формируется вне библейской литературы. Змея как символ плодородия и мудрости присутствует как в Древнем Египте, так и у Шумеров. На головном уборе египетских фараонов змея именно от богини Исиды, которая была матерью Гора, первого представителя первой династии фараонов. Змей можно увидеть и на голове шумерской богини Инанны и древней богини-матери возлюбленной бога-пастуха. В Дельфах храм Аполлону был построен в ознаменование победы малоазийского бога над змеем Пифоном, который символизировал воспроизводящую силу земли.
Моисеей в книге Исход ведёт борьбу с фараоном, который в данном случае представляет враждебную Богу силу, препятствующую замыслу Яхве об освобождении избранного народа из рабства.
Обречённый ползать на чреве и питаться прахом земным, змей становится по тексту Библии, врагом женщины, но будущий сын её «сотрёт главу змея».
Склонность древнего человека к художественному олицетворению собственной внутренней реальности, заставляет нас признать возможность передачи древним человеком драматизма духовной реальности через образы внешнего мира. Но, с другой стороны, внутренний мир человека с необходимостью приобретает внешние исторические формы превращаясь в действительную ожесточённую борьбу людей и идей за власть и материальные блага. Таким образом, теснейшее переплетение этих факторов человеческой действительности делает, казалось бы, на первый взгляд мало правдоподобные библейские образы и вообще мифологию древнего мира вполне добросовестным средством передачи не только глубинных смыслов, но и исторических фактов.
В этом отношении чрезвычайно интересным представляется житие святого Георгия Победоносца. Имя Георгий в переводе означает земледелец или возделыватель земли, которая будучи проклятой (т.е. оставленной) Богом, производит «тернии и волчцы», коих должен по необходимости преодолевать человек. Возделывать – значит культивировать, создавать культуру. Собственно в этом и есть предназначение человека, как его определяет Сам Творец. Но богооставленная материя земли обречена на хаотизацию, остывание, угасание. Без зиждущего дыхания Творца теряются смыслы существования, и культура, наполненная смыслами, превращается в цивилизацию. Удобное проживание (или прожигание жизни), лишённое смысла.
Обожествление силы, которая вызывает плодородие, было всегда огромным соблазном для человека. Этой завораживающей силе приносили человеческие жертвы, и об этом собственно рассказ из жития святого Георгия Победоносца. Он убивает обожествлённую жителями города змею, которой хотели принести в жертву молодую девицу, и проповедует Христа – победителя древнего змия, того, кто наводил и наводит смятение во внутреннюю жизнь человека. Победа над языческими суевериями и проповедь истинного Бога во Христе явленного, таким образом, является основным смыслом жития святого Георгия Победоносца, претерпевшего мученичество при императоре Диоклетиане в 305 году. Храмы в честь великомученика Георгия появляются повсеместно как на Западе, так и на Востоке уже с четвёртого века.
Русские князья, распространявшие христианство на нашей земле, кроме политических и религиозных целей с помощью епископов, священников и монахов стремились и к преодолению языческих суеверий. Не случайно имя Георгий так часто встречается как имя крещальное в среде русских князей. И прежде всего, конечно, стоит упомянуть Ярослава Мудрого, который не только строит георгиевские храмы в Новгороде, Киеве, Старой Ладоге, но и целый город называет этим именем – Юрьев. Правда, христианизация языческих эстских племён была не совсем удачной по многим причинам.
Георгий – возделыватель земли русской по Христу. И основатель Москвы Юрий Долгорукий – тоже Георгий. Потому и гербом Москвы становится Георгий Победоносец, преодолевающий древнего змия. Красный фон, белый конь и серебряные доспехи, голубой развивающийся плащ, возможно, стали одним из факторов определивших символику русского флага. В имперскую эпоху русской истории появляется орден Святого Георгия и боевые медали – георгиевские кресты, которыми так гордились русские воины, понимавшие свой ратный подвиг как жертвенное служение на стороне правды.
Замечательный русский поэт серебряного века Николай Гумилёв в одном из своих последних стихотворений «Память», в котором он, предвидя свою трагическую кончину, вспоминал прожитую жизнь, писал:
Знал он муки голода и жажды
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь…
Он был расстрелян по делу Таганцева, сфабрикованному, как теперь стало известно, большевиками. Однако осмыслив своё либеральное прошлое, в конце жизни он уже не скрывал своих монархических убеждений и демонстративно, сняв фуражку, крестился на каждый храм. Русский поэт первой волны эмиграции Г. Иванов, который уплыл в 1922 году на пароходе, наполненном несообразной духу большевизма интеллигенцией, вспоминал, что был в десятке руководимой Гумилёвым. Поэтому, конечно, не случайно К. Симонов перед смертью был категорически против реабилитации поэта.
Другой же русский поэт и белый офицер Василий Александрович Сумбатов в эмиграции откликнулся на гибель Н. Гумилёва такими пронзительными стихами:
Менестрель без страха и упрёка,
Знавший славу песен и мечей, –
Пал от рук презренных палачей,
Завладевших властью волей рока.
И святой Георгий снова тронул
Пулями пронизанную грудь, –
Рыцарю указывая путь
В вышину – к Божественному трону.
Н. Гумилёв умирал со словами надежды на устах о будущем России:
…Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны…
Великая Отечественная война заставила советское руководство забыть на время о классовой борьбе. В 1943 году происходит официальный роспуск коминтерна. Война шла за национальные границы, за равные права славянских народов, и политически целесообразные реверансы Сталина в сторону Православия позволили в последствии размышлять о не случайности имени победителя в войне Георгия Жукова, близости победы к весеннему празднованию святого Георгия Победоносца 6 мая, о георгиевской ленточке как напоминании о великом жертвенном подвиге русского народа. Образ маршала-победителя с именем Георгий, на белом коне во время парада Победы на Красной площади, безусловно, вызывал в каждом русском человеке ассоциацию со святым Георгием Победоносцем. Пусть для многих уже только на уровне подсознания.
Для Николая Гумилёва встреча со Христом, который ему по-настоящему ещё не ведом, в конце его жизни становится главной надеждой. Правда, для этого нужно позаботиться о своей душе. Об этом и размышляет поэт в конце своего стихотворения «Память»:
Предо мной предстанет мне не ведом,
Путник, скрыв лицо; но всё пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.