Обозный Константин Петрович, к. ист. н., декан исторического факультета Свято-Филаретовского Православно-христианского института.
|
«Христианское воспитание и образование в церковных школах оккупированного Пскова 1941-44 гг.: проекция в современность»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Пленарное заседание конференции «Чтобы не было войны:
воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
В начале 1941 года в городе Пскове не было ни одного действующего православного храма, большинство клириков было репрессировано, немногие уцелевшие не имели возможности продолжать священное служение. Ни о каком духовном образовании не могло быть и речи, поскольку советская власть последовательно проводила в жизнь декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Результаты этой политики были сокрушительными не только на Псковщине, но и на всей территории СССР. Казалось бы еще год-два и церковная жизнь на советской территории исчезнет полностью и навсегда. Однако начавшаяся война вместе с массовой гибелью военных и мирных граждан, разрушениями и потерями принесла на оккупированные территории возможность возрождения церковной жизни, проповеди Евангелия, миссии, катехизации, духовного просвещения и христианского воспитания детей и молодежи.
В августе 1941 года по благословению экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) была образована Псковская Православная Миссия, главной задачей которой было восстановление практически полностью разрушенной большевиками перед войной церковно-приходской структуры на оккупированных территориях Северо-Запада России в границах Ленинградской епархии. Митрополит Сергий напутствуя священников-миссионеров, которые отправлялись в Псков, напомнил о том, что они направляются в такой край, где уже без малого четверть века религия и церковь находились под гнетом безбожной власти, целое поколение выросло в условиях антихристианской пропаганды и насилия. Многие молодые люди и подростки ни разу в жизни не были на богослужении, не слышали Слово Божие, были лишены общения с людьми христианского духа. Эта реальность требовала самое серьезное внимание уделить духовному просвещению и воспитанию, которые также становились важными составляющими частями миссионерского служения священников и мирян, прибывших в оккупированный Псков 18 августа 1941 года.
Практически с самого начала деятельности Псковской Миссии на приходах начали организовывать внебогослужебные собеседования на духовные темы, создавать воскресные школы и кружки, в школах возвращалось преподавание Закона Божьего, а в городах были образованы церковные школы, в которых вместе с предметами церковного характера учащиеся изучали обшеобразовательные дисциплины. Благодаря воспоминаниям членов Псковской Миссии и их учеников, а также отчетам миссионеров, которые хранятся в архивных фондах, можно восстановить историю церковных школ оккупированного Пскова.
Первая такая школа была создана при храме преп.Варлаама Хутынского в конце 1941 года. Возрождал этот приход и организовал церковную школу священник Константин Шаховской. Он приехал в Псков из Печор, где некоторое время служил в храме св. Сорока мучеников Севастийских. Отец Константин родился в дворянской семье в Холмском уезде Псковской губернии. В период гражданской войны, когда Белая армия Юденича покидала Псков, семейство Шаховских также эвакуировалось на территорию Эстонии, опасаясь расправы большевиков. В 1920-30 гг. Константин активно участвовал в работе Русского Студенческого Христианского Движения, затем учился в Печерской Духовной семинарии и Варшавском университете. В 1937 году он был рукоположен в священный сан, но дружба с печорской молодежью из Движения не прекращалась. Когда отец Константин открывал в 1941 году церковную школу в Пскове, его верным помощников в преподавании стал Василий Васильевич Миротворский, отликнувшийся на приглашение друга и приехавший из Печор. Василий Васильевич пользовался огромным авторитетом у питомцев Варлаамовской школы. Он был молод, умен и весел и одновременно с этим по-настоящему верующим человеком. Так вспоминала о своем учителе через много лет Мира Яковлева: “Василий Васильевич стал для нас всем: учителем, мамой, бабушкой, нянькой в одном лице. И это у него замечательно получалось. Не прошло и месяца, как мы уже шагу не могли ступить без нашего учителя. Где бы мы ни находились во внеурочное время, наши головы все равно были повернуты в сторону церковной сторожки: мы знали, что почти всегда там могли найти своего учителя”.[1]
Учебный год закончился летом 1942 года. За несколько месяцев обучения ученики узнали много нового. Это касалось не только общеобразовательных дисципин, но и открытий в области православной культуры, богослужения и христианской веры. При этом на уроках по церковным дисциплинам не было никакого принуждения – “…уроки Закона Божия открывали нам неведомый доселе мир, в которы мы входили с чистой дущой”.[2]
Наградой для учеников церковной школы стало паломничество в Свято-Успенский монастырь в Печоры под руководством любимого учителя В.В.Миротворского. Паломники пришли в монастырь в праздник Успения Пресвятой Богородицы и стали свидетелями великого торжества и духовной радости. В Печорах псковские подростки на ночлег остановились в доме-общежитии, который был построен в 1935 году членами печорского кружка РСХД и поддерживался в порядке в годы немецкой оккупации. Здесь произошла интересная встреча молодых печорских “движенцев” (из этого круга был и Василий Миротворский) с подопечными Варлаамовской школы. “Друзья Василия Васильевича …окружили нас необыкновенным вниманием. Правда, к этому вниманию примешивалось и любопытство: ведь мы для них были советскими детьми. Но столько в их общении с нами было сердечной теплоты, доброжелательности, что она растопила нашу скованность. Мы почувствовали себя как дома. Хотелось побыть с нашими новыми друзьями подольше…”[3].
Осенью 1942 года новый учебный год в школе при Варлаамовском храме не начался. Отца Константина перевели для служения в пос.Струги Красные, а Василий Васильевич уехал учиться в Вильно, где открывались Богословские курсы для подготовки священников-миссионеров. Этот недостаток был восполнен благодаря церковной школе при храме св.вмч.Димитрия Мироточивого, настоятелем которого был священник Георгий Бенигсен. Он родился в семье русского офицера, вынужденного покинуть родину в 1924 году и переселиться в Латвию. Детство и юность Юры Бенигсена проходило в гор.Двинске, где активную христианскую работу проводил кружок Русского Студенческого Православного Единения (филиал РСХД в Латвии). С самого юного возраста Юра был вовлечен в наполненную радостью и евангельским вдохновением жизнь. Он был воспитанником дружины “Витязей” (скаутская форма педагогической работы Единения), позже стал руководителем дружины, а за несколько дней до начала войны – в июне 1941 г. был рукоположен в священника. Этот выбор был сделан благодаря участию в миссионерской и духовно-просветительской работе христианского кружка. Неслучайно отец Георгий оказался в первой группе псковских миссионеров в августе 1941 года. Экзарх Сергий (Воскресенский) лично участвовал в отборе кандидатов для миссионерской поездки в Псков для возрождения церковной жизни и хорошо был осведомлен о талантах и духовном опыте своих послушников.
В период, когда настоятелем Дмитриевского храма в Пскове был священник Георгий Бенигсен, здесь сложился настоящий центр христианского воспитания и образования для детей и молодежи. Дмитриевская церковная школа была нацелена на обучение для тех учащихся, кто уже получил начальную ступень образования. В оккупированном Пскове действовали три государственные начальные школы, находившиеся в ведении отдела образования городского управления. Для подростков единственной возможностью продолжить образование на уровне гимназии была учеба в церковной школе, организованной отцом Георгием. В связи с этим число учащихся в этой школе в 1942-1943 гг. составило около 150 человек. Помимо школы на приходе был создан приют для беспризорников и детей потерявших своих родителей в ходе эвакуации. Для самых маленьких при храме регулярно действовал детский сад. Большую помощь в организации приюта, школы и детского сада оказывал приходской актив. Прихожане жертвовали посуду, постельное белье, необходимую утварь, мебель и продукты. Однако главным зачинщиком этого благородного дела был отец Георгий Бенигсен. Еще в годы юности в Прибалтике до ее советизации в 1940 году, члены латвийских кружков Единения регулярно приезжали в гости к “движенцам” в Таллин, Тарту, Нарву и Печоры. Особые теплые отношения и крепкая дружба связала отца Георгия с Печорским кружком РСХД. Эта дружба имела свое продолжение и в годы военных испытаний. Ближайшими помощниками в организации и деятельности приюта, детского сада и школы при Дмитриевской церкви стали молодые “движенцы” из Печор и Нарвы: Надежда и Зинаида Одиноковы, Зинаида Соловская, Раиса Матвеева. Преподавал в церковной школе близкий друг отца Георгия из Двинска Константин Кравченок, а в начале 1943 года в педагогический коллектив Дмитриевского прихода вошел Ростислав Владимирович Полчанинов. Он стал членом Псковской Миссии и преподавал в школе только один год, однако сразу полюбился воспитанникам. Полчанинов сын белого офицера, который оставил родные края после поражения Белого движения и поселился в Королевстве сербов, хорватов и словенцев в Сараево. Ростислав вырос в среде таких же детей русских беженцев, с малых лет был скаутом (ОРЮР), а позже стал скаут-мастером. В предвоенные годы он вступил в Народно-Трудовой союз Нового Поколения, который объединил русскую молодежь в эмиграции, готовую послужить освобождению России от большевизма и безбожия. В этом цели политического движения НТС совпадали с призванием РСХД – служение России и русскому народу. Так получилось, что в трудные времена немецкой оккупации возможность приехать на русскую землю и помочь русскому народу вернуться в Церковь Христову получила молодежь из Прибалтики и Югославии.
Примечательно, что на время “осиротевшие” воспитанницы Варлаамовской школы с осени 1942 года начинают посещать занятия в Дмитриевской школе, а также активно участвовать в общей христианской жизни под началом отца Георгия и его помощников. Мира Яковлева оставила такие воспоминания об этом пастыре: “По своей натуре это был человек деятельный, жизнерадостный, иногда ироничный и всегда доброжелательный. Представал он перед нами серьезным, даже строгим во время богослужений, озабоченным, когда ему приходилось решать непростые вопросы содержания приюта в военное время, но мы знали, что закончится в церкви служба, решит отец Георгий хозяйственные дела, подойдет к нам, расскажет веселую историю, приободрит нас, если мы загрустим, и все будет хорошо”[4].
Заботился священник-миссионер о воцерковлении своих подопечных, не ограничиваясь лишь учебными занятиями. Некоторых подростков из приюта отец Георгий готовил к таинству крещения, проводя с ними катехизические беседы. Он привлекал учеников к участию в богослужении. Чтобы это происходило со смыслом, в школе проводились уроки с изучением устава, богослужебного круга, церковного чтения и пения. Отец Георгий на псковском радио проводил христианские беседы просветительского характера. Некоторые передачи были им записаны при помощи учеников – вместе с выступлением детского хора Дмитриевской церкви.
Наивысший пик развития Дмитриевского центра приходится на апрель 1943 года, когда в Псков на светлой пасхальной седмице приехал экзарх Сергий (Воскресенский). Митрополит провел совещание в Управлении Православной Миссии, совершил литургию в кафедральном соборе и рукоположил несколько священников для пастырско-миссионерских трудов. Также глава Прибалтийского экзархата отслужил праздничную литургию в храме св. вмч. Димитрия Мироточивого. После литургии воспитанники церковной школы и приюта поздравили митрополита Сергия – был праздничный пасхальный концерт, представлена сценка, подготовлена христианская стенгазета. Такой прием и дружная церковная жизнь на Дмитриевском приходе произвела на высокопоставленного гостя наилучшее впечатление. Настоятель и основатель церковной школы священник Георгий Бенигсен был удостоен архиерейского благословения и назначен на должность начальника стола по распространению христианской культуры среди молодежи, который начал действовать при Управлении Псковской Миссии.
В праздник св.вмч.Георгия при Дмитриевском храме прошел детский праздник, который был приурочен дню ангела всеми любимого отца Георгия Бенигсена. Кроме того этот день 6 мая в русском зарубежье был особым ежегодным памятным событием для скаутов, т.к. св.вмч. Георгий – небесный покровитель организации российских разведчиков. В этот день на церковном дворе состоялось общее собрание всех учителей, учеников, питомцев приюта и сотрудников прихода во главе с настоятелем. Завершалось торжество церемонией поднятия русского флага, который немыслимо было увидеть на псковских улицах и домах в советское время.
Ростислав Владимирович Полчанинов кроме проведения уроков в церковной школе, занимался со старшими подростками по специальной скаутской программе для подготовки руководителей. После этих курсов ребята могли самостоятельно собирать звенья и проводить скаутские сборы. Такие курсы Полчанинов проводил нелегально, поскольку оккупационные власти строго следили, чтобы в церковных школах учителя не увлекались патриотическими темами. Несколько ранее учитель Дмитриевской школы К.И.Кравченок по настоянию оккупационной администрации был отстранен от проведения уроков истории, так как довольно много рассказывал своим ученикам о Дмитрии Донском, Александре Невском и Александре Суворове.
В мае 1943 года оккупационные власти ужесточили закон о трудообязанности. С этого момента мирное население с 12-летнего возраста должно было регистрироваться на бирже труда, после чего и взрослые, и подростки привлекались на общественные работы в обязательном порядке. Учебный год осенью 1943 года начинался в Дмитриевской школе со значительно поредевшими числом учеников. Отец Георгий Бенигсен, как руководитель стола по распространению христианской культуры среди молодежи, чтобы восполнить значительный пробел в образовании и воспитании подростков старше 12 лет, основной центр служения переносит из школьных классов в пространство кружковых встреч в вечернее время.
Центром кружковой работы кроме Дмитриевской школы становится уютная горница на втором этаже колокольни при Свято-Троицком кафедральном соборе. Кружки проводились регулярно для всех возрастов – от младшего школьного до юношей и девушек 16-18 лет. Это были исторические, евангельские, философские, литературные, богослужебные кружки. Помимо отца Георгия и его помощников по Дмитриевской школе, в проведении кружковых встреч участвовали священники Алексей Ионов и Николай Жунда, а также начальник Управления Псковской Миссии протопресвитер Кирилл Зайц. Последний общий сбор псковских подростков и молодежи на колокольне прошел в январе 1944 года. На святки была подготовлена особая праздничная программа, в этом активно потрудились и воспитанники, и наставники. Это была прощальная встреча. После разрушительного налета советской авиации 18 февраля 1944 года военный комендант Пскова объявил тотальную эвакуацию всех гражданских организаций и мирных жителей в Прибалтику. В связи с приказом оккупационных властей Псковская Православная Миссия завершила свою работу. На следующий день (19.02.1944.) отец Георгий Бенигсен выехал из Пскова в Ригу. Вместе с ним в Прибалтику эвакуировались 13 воспитанников церковного приюта. Незадолго до отъезда в Латвию Р.В.Полчанинов провел со своими питомцами прощальный сбор и на прощание оставил адрес своего старого друга-скаута, через которого можно было поддерживать почтовую связь. Действительно с некоторыми девочками-псковитянками, рассеянными по территории Прибалтики и Европы, Полчанинов поддерживал переписку в 1944-45 гг. В частности скаут-мастер рассылал своим подопечным рукописный скаутский журнал “Перезвоны”.
Казалось бы на этом можно поставить точку. Действительно после освобождения Пскова от немецких войск, когда жизнь вошла в мирное русло и возобновились богослужения в некоторых храмах, в первую очередь в кафедральном соборе и в Дмитриевской церкви, никаких церковных школ, христианских кружков, детских садов и приютов на приходах организовать было невозможно. Не только потому, что большая часть учителей и наставников, членов Псковской Миссии либо эвакуировались на Запад (о.Георгий Бенигсен, Р.В.Полчанинов), либо погибли при бомбардировки советской авиации (Василий Миротворский), либо были арестованы сотрудниками НКГБ и по сфабрикованным обвинениям преданы суровому незаслуженному наказанию (Раиса Матвеева, Константин Кравченок, Игорь Булгак, о. Константин Шаховской – все они в 1955-56 году были амнистированы и освобождены из лагерей в связи с отсутствием состава преступления, в котором были обвинены в 1944-45 гг.). Миссия и духовное просвещение среди детей и молодежи в СССР были запрещены советским законодательством и такая ситуация сохранялась вплоть до конца 1980-х гг.
Несмотря на такой неутешительный финал этой истории, можно сказать, что труды псковских миссионеров по воцерковлению детей и молодежи не пропали даром. Мира Федоровна Яковлева псковский журналист, писатель, воспитанник Варлаамовской и Дмитриевской школ, в одном из своих выступлений отметила, что годы немецкой оккупации в ее жизни были самыми важными и светлыми, поскольку именно тогда она обрела настоящих друзей, она вошла в Церковь, для нее открылся удивительный мир, она научилась молиться и впервые услышала слова Евангелия. От наставников и учителей, с которыми ей уже не суждено было встретиться в жизни земной, исходил свет радости и любви во Христе. Этот свет Мира Федоровна, и вполне возможно другие воспитанники церковных школ, с благодарностью сохранила на всю жизнь. Алтарник в Дмитриевском храме в 1942-44 гг. и помощник отца Георгия Бенигсена – Петя Ильин в послевоенные годы уехал в Ленинград, поступил в духовную семинарию, а после завершения обучения служил на приходах Псковской епархии. Это только малая часть свидетельств о добрых плодах служения Псковской Миссии.
Для нас сегодня эта история и поучительная, и вдохновляющая одновременно. В год 75-летия мы много говорим о победе Советского Союза над Германией. Однако для верного христианина гораздо важнее помнить о призвании быть воином Христового воинства. Священники, учителя и наставники псковских детей и молодежи в годы немецкой оккупации своей жизнью, страданиями и даже смертью показали, что они и были настоящими воинами Христовыми. Этой верностью и любовью они делились со своими учениками, своими младшими друзьями. Они их воспитывали христианами своим примером и готовили их к вступлению в духовное воинство. Война с Германией закончилась, но не закончилась война духовная, она продолжалась, потому что для советской власти Церковь Христова и ее чада по-прежнему оставались злейшими врагами. В короткий период деятельности церковных школ и кружков в оккупированном Пскове еще до его освобождения от внешнего врага совершилась Победа. Это была Победа над безбожием, страхом, ложью и варварством, которые несла с собой большевистская идеология. Победа Христова свершилась в конкретных личных судьбах жителей Пскова (взрослых и детей), обретших живую веру, радость и крепкое упование на Учителя. Хотелось, чтобы сегодня мы с вами и наши дети стали наследниками именно такой Победы.
Сегодня из состава Псковской Миссии на земле остался один человек – Ростислав Владимирович Полчанинов, отметивший в январе 101-й год своей жизни. Благодаря его рассказам, воспоминаниям и фотоснимкам сегодня можно восстановить историю христианского воспитания и образования в оккупированном Пскове. Ростислав Владимирович по-прежнему в строю воинства духовного. И он может свидетельствовать из опыта своей яркой и жертвенной одновременно жизни: Христос – Победитель!
Примечания:
[1] Яковлева М. Школа в церковной сторожке // Ольгина вотчина. Псков. 2001. С.78.
[2] Там же. С.80-81.
[3] Там же. С.83.
[4] Яковлева М. Миссионер // Ольгина вотчина. Псков. 2001. С.88-89.
Использованная литература
- Бенигсен Георгий, прот. Христос Победитель // Вестник РХД. 1993. №168. С.234-237.
- Зайц Кирилл, прот. Молодежь и Церковь // Православный Христианин. 1943. №5/6 (10/11). С.19.
- Полчанинов Р.В. Псковское содружество молодежи при Православной Миссии // Православная Жизнь (Приложение к “Православной Руси”). 2001. №1. (612). С.20-30.
- Яковлева М. Белые пятна войны // Ольгина отчина. Очерки, рассказы. Псков. 2001. С. 75-111.