Назаренко Елена Владимировна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ № 4 г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области.
|
«Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “По дорогам притчи” (из опыта работы)»
Доклад на секции «Просветительная работа со школьниками вне рамок образовательных программ»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
«Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч… Помещённый в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах… Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах и о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро». [1, с. 308-310]
В сети Интернет в обсуждениях и публикациях учителей начальной школы мне многократно приходилось читать о применении притчи на отдельном уроке или воспитательном мероприятии. Педагоги единодушно отмечали нравственный воспитывающий потенциал притчи, их влияние на учащихся.
В связи с этим возникла необходимость создания пособия, где такая работа осуществлялась бы целенаправленно и систематически. Для восполнения пробела в данном направлении духовно-нравственной работы и была разработана программа «По дорогам притчи». Данная программа является пропедевтическим курсом, помогающим подготовить мотивационно учащихся и их родителей к осознанному выбору модуля «Основы православной культуры» в 4 классе. Название программы «По дорогам притчи» символично.
В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» ‑ при, «мия» ‑ путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни. [2, с. 50]
Образное название программы помогает детям лучше осмыслить, что наш жизненный путь – это дорога, на которой нас ждут и радости и испытания. Притчи, как указатели в пути, помогают нам выбрать верное направление, правильную дорогу в жизни.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, духовно-нравственное направление воспитательной работы должно реализовываться на уроках и во внеурочной деятельности. [3] Большими возможностями для этого располагает кружковая работа. Вот почему изучение притч нами осуществлялось в рамках кружковой деятельности.
Авторская программа была разработана в соответствии со всеми нормативными требованиями. Имеет рецензии доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского социально-педагогического университета Супрун Василия Ивановича и Епархиального архиерея Иоанна, епископа Калачевского и Паласовского. Для учащихся разработаны рабочие тетради и электронное сопровождение к каждому занятию.
Почему в основе работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников были выбраны притчи?
Притчи – это особый жанр. В коротких поучительных рассказах народная мудрость сочетается с духовностью и нравственностью, что помогает человеку найти ответы на разные жизненные вопросы, задуматься о вечных ценностях.
Достоинство притчи – маленький объём. Это позволяет организовать работу с притчами в начальной школе уже со 2 класса.
Другим достоинством притчи является чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования. Это позволяет им осознать прочитанное, не только на уровне эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
При работе с притчами можно использовать разные методы, позволяющие осмыслению прочитанного.
Один из них – метод ассоциаций, применяемые чаще всего к названию притчи. На листочках дети пишут ассоциации к слову. Это могут быть ассоциации с предметом, образом, цветом, эмоциями, действиями. Далее обсуждают свои результаты в паре или группе. Выступают с представленными результатами. Итоги выступления выносятся на доску. При чтении притчи первоначальные ассоциации уточняются, дополняются, или исключаются, как неточные, искажающие смысл слова.
Например, к слову НЕТЕРПЕНИЕ (притча «Плод нетерпения) учащиеся подобрали следующие ассоциации: человек, характер, делать своё, упрям, не хочет ждать, не слушает, не любит. Это помогло детям понять, какой плод у нетерпения. Приятно было увидеть в выводах занятия строки в рабочих тетрадях учащихся: «Мне надо поработать над терпеливостью и послушанием».
Активизации познавательной деятельности, усилению интереса способствовало применение метода прогнозирования содержания притчи по её названию, в ходе чтения и по её возможному окончанию или продолжению. Лучшему осмыслению прочитанного отрывка (предложения) притчи, вниманию к слову помогает приём «Стоп кадр!» с последующей беседой.
Учащиеся выполняли иллюстрации к притчам, выделяли ключевые слова — понятия, подбирали пословицы, поговорки, составляли информационные карты по основным темам. Любимы детьми были и инсценировки притч, которые мы проводили как на занятии, так и во время праздников, выступая перед родителями.
Содержание программы представлено в 5 разделах.
Первый раздел «Всё в твоих руках» является мотивационным. Здесь мы обсуждаем: «Что такое притча?», «Зачем нам идти дорогами притчи?». Формируем установку: «Жизнь – дорога. Ценности жизни – багаж, приобретаемый нами в пути». Появляется главный предмет – рюкзачок ценностей, который в конце каждого занятия мы образно или письменно наполняли теми мудрыми советами, о которых узнали при работе с указанными на слайде притчами. Притча «Кто, чем богат, тот тем и делится» позволила подвести к «Золотому правилу» (ассоциация: золото — драгоценность, золотое правило – драгоценное правило), взятому из Евангелия от Матфея: «Во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Второй раздел программы «Почитай отца твоего и мать». Почитание родителей – одна из главных традиционных ценностей нашего государства. Одна из первых заповедей, данных Человечеству с древнейших времён, звучит: «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо и долголетен будешь ты на земле!». В заповеди не оговариваются нравственные качества отца и матери, родителей нужно чтить независимо от того, какие они. Любой человек, не может считаться порядочным, если он не уважает своих родителей. И все притчи, изучаемые в этом разделе, помогают детям лучше осознать эту мысль, рассмотреть разные случаи почитание и непослушания родителей и то, к чему это приводит.
Самый большой раздел программы — «Каким мы видим мир?». Подбор музыкальных произведений на первом занятии, диагностика учащихся, анализ притчи, давшей название разделу, способствовали тому, что в рюкзачок ценностей мы положили следующие выводы: Мир вокруг нас может быть разным. Он зависит от нас. Хочешь, чтобы в мире было больше добра, изменись сам.
Очень трогательные притчи «Святое озеро», «Притча о зорком сердце», «Незабудка» затрагивают тему сострадания и милосердия к природе. И наш «рюкзачок» пополнялся новым багажом: «Не делай никому больно!», «Помоги тому, кто в этом нуждается!»
Главное внимание при работе с притчами уделяется значению СЛОВА в человеческой жизни. «Словом можно спасти…» — известные строки. А как? Так, на примере притчи «Сила слова» ребята понимают, что сказанные в определённый момент слова могут отнять веру в собственные силы, значит надо думать, что ты говоришь. А вот добрый совет родителей поможет тебе в жизни, убережёт от опасности («Опасное место»). Болтовня – это праздное, пустое слово. Не увлекайся этим – совет притчи «Кого больше ценят?»
Итоговая тема программы «Две дороги». Две дороги есть в жизни человека: узкая и широкая. По какой дороге пойти? Сначала дети (до чтения притчи) единодушно ответили: «По широкой. По ней идти легче, хорошо, ничего не мешает». И только коллективное обсуждение этой проблемной ситуации, и чтение притчи помогают понять, что ничего не делать – легко, а вот научиться чему-нибудь – непросто, а порой и трудно. Обидеть другого человека можно легко, а вот сдержаться и не ответить злом на зло – трудно. Работать над собой, над своим характером, удержаться от соблазнов – очень- очень трудно. Но тот, кто преодолеет трудности, достоин награды.
В конце занятия методом незаконченного предложения мы подводили итог. Подумай и напиши: «Я хочу выбрать себе дорогу …., потому что…». Все дети к концу занятия поменяли своё мнение и написали, про узкую дорогу, потому что «это дорога добра, а не зла», « в ней счастье», «там есть трудность, но и награда за труд».
Школьники указали качества, которые помогут им в пути: терпение, милосердие, доброта. А помешать и сбить с пути могут: лень, гордость, непослушание, ложь, обида. Подводя итог, мы вспомнили все ценности нашего духовного пути.
По итогам проведённого анкетирования, 96% детей отметили, что занятия кружка помогали им в выборе поступка, 62% учащихся занятия помогли понять, что надо быть милосерднее и доброжелательнее друг к другу, не отвечать злом и обидой, если тебя обидели. При проведении рефлексии в конце каждого занятия, учащиеся отмечали, что им было интересно, и притчи помогали им пережить разные чувства: радость, страх, жалость, любовь, сострадание и т.д. То есть содержания занятий затрагивали эмоционально-волевую сферу детей, находили отклик в их душах и сердцах. Содержание занятий обсуждалось и с родителями обучающихся на родительских собраниях. Диагностика степени удовлетворённости родителей реализацией данной программы показала их 100% одобрение и поддержку.
Но главное, что реализация данной программы духовно-нравственного воспитания помогала младшим школьникам осознавать ценность человеческой жизни, важность почитания родителей, пробуждала в них желание поступать согласно своей совести и направляла на путь нравственного самосовершенствования.
Литература
- Святитель Николай Сербский (Велимирович). Евангелие о Господе Сеятеле. – Беседы. М.: Лодья, 2001.
- Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) – Смоленск, 2013. – 336 с.
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296.