«Влияние образовательной среды школы на приобщение ребенка к традиционным отечественным ценностям»
Доклад на секции «Просветительная работа со школьниками вне рамок образовательных программ»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
В последнее время всё чаще проявляется интенсивная примитивизация сознания молодежи, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А ведь за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания человека: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость»[1]. (СЛАЙДЫ 1, 2. СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
Воспитательная работа Осинской средней школы №1 имени Героя Российской Федерации Василия Павловича Брюхова достаточно успешно, на наш взгляд, реализует программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Дорогою добра».
Программа направлена на создание специальных социально-педагогических условий для воспитания, развития и становления личности каждого школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. (СЛАЙД 3).
Надо сказать о том, что наша школа – адаптивная школа, в которой учится разный контингент обучающихся: дети с повышенной и низкой учебной мотивацией, специальные коррекционные группы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, находящиеся на домашней форме обучения, сироты; учащиеся, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.
Учитывая аудиторную особенность школы, разные стартовые способности учащихся, разный уровень их воспитанности и культуры, многонациональность, отличие религиозных и политических взглядов, педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к каждому ученику! В нашей школе не ученик приспосабливается к учителю, к среде, к условиям, а напротив, учитель, среда, условия – к ученику. Для нас важно, чтобы каждый из учеников стал Настоящим Человеком! Гражданином России! Настоящим патриотом своей Родины! Вырос добрым, милосердным, заботливым, порядочным! (СЛАЙДЫ 5-14).
Педагоги предусматривают преемственность начального, основного и среднего общего образования, проявляющаяся в системе воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания на определенной ступени обучения. Надо сказать, что учащиеся вправе выбрать любой вид деятельности, исходя из собственных возможностей и способностей.
Наши ребята с успехом представляют спектакли, мюзиклы патриотической направленности. Проявляют себя в фестивалях, творческих вечерах, смотрах, конкурсах. Активно осуществляют шефскую помощь ветеранам, детям-инвалидам; проводят благотворительные акции, участвуют в митингах, встречаются со служителями Храма Казанской Иконы Божией Матери. Тесное сотрудничество с социальными партнерами позволяет организовывать для детей экскурсии, соревнования, праздники, круглые столы, дебаты, конференции, марафоны, слеты патриотической и духовно-нравственной направленности. Мы сотрудничаем с Советом ветеранов, Осинским краеведческим музеем, Центром народного творчества, Пермским краевым центром подготовки молодежи к военной службе, учебными заведениями города и другими социальными партнерами. Уже традиционно наша школа становится площадкой для проведения таких мероприятий как: «День православной книги», «Православная олимпиада», интеллектуальный конкурс «Щит веры», творческий конкурс «Красота божьего мира», акция «Белый цветок», «Рождественская елка» для воспитанников воскресной школы нашего города. (СЛАЙД 15).
Образовательная среда школы опирается на курсы: «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-го класса и внеурочный курс «День за днем» для учащихся 3-4 классов. В этом учебном году реализуется программа курса для 5-х классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России», целью которого является формирование основ религиозных культур и светской этики, формирование нравственных качеств личности. Также в школе успешно осуществляется деятельность по программе «Я – гражданин России», целью которой становится формирование гражданской культуры, демократических ценностей, воспитания патриотизма у обучающихся 7-11 классов.
Ежегодно школой проводится исследование уровня удовлетворенности общественности содержанием предмета «Основы православной культуры» с целью определения возможностей продолжения работы в данном направлении в последующие годы. (СЛАЙДЫ 16-17).
Обратите внимание на результаты одного из мониторингов. 71% учащихся проявляют высокий уровень заинтересованности в предмете, столько же учащихся отмечают важность и необходимость говорить на уроках о добре и зле, 16-ти %-ам интересно узнавать о священных сооружениях. Ребята также проявляют неподдельный интерес к Евангелие, Ветхому Завету, Иисусу Христу. (СЛАЙД 18).
31 родитель из 33-х считают, что уроки православия в школе просто необходимы! (СЛАЙД 19).
В рамках предмета ОРКСЭ, кроме учебника, часто используются на уроках притчи, беседы, творческие задания, дискуссии, которые позволяют сделать учебный процесс более «живым», жизненным. (СЛАЙД 20).
Особенно значимы для нас результаты мониторингов уровня проявления нравственных качеств учащихся. Вот один из них.
42% обучающихся стремятся к проявлению доброты, 63% стараются быть честными 45% — милосердными, 68% учатся не совершать скверных поступков и так далее. Многие родители, дети и педагоги отмечают улучшение в их семьях взаимоотношений друг с другом, проявление толерантности к окружающим.
Учитывая положительные изменения в поведении учащихся начальных классов, школой было принято решение продолжить работу в духовно-нравственном направлении и организовать внеурочную деятельность обучающихся 5-6 классов в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». (СЛАЙД 21).
В рамках курса с обучающимися 5-6 классов с согласия и при поддержке родителей организуются и проводятся комплекс мероприятий, например таких как:
- Посещение Храма Казанской Иконы Божией Матери
- Участие в детско-юношеском Слете духовно-приходских школ
- Конкурс рисунков «Красота божьего мира», «День народного единства»
- Классные часы, беседы: «В православном храме», «Евангельские притчи», «Библия – книга книг», «Помните, дети, 5 заповедь!»
- Конкурс творческих работ «Будь добрее»
- Тест «По основам мировых религий»
- Конкурсы чтецов: «Стихи лучатся добрым светом», «Духовной жаждою томим»
- Выпуск буклета «Русская семья в пословицах и поговорках»
Мы представили лишь часть мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание личности.
Программа «Я – гражданин России» (СЛАЙД 22) основывается на результатах, полученных обучающимися на начальной ступени общего образования, продолжает и расширяет деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа. На слайде №22 также отражены некоторые мероприятия, проводимые в рамках программы.
За рамками базовых образовательных стандартов (СЛАЙД 23) достаточно продуктивно организуется деятельность школьной газеты «Ювента», целью которой является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Газета содержит письма выпускников, удивительные факты из жизни Героев Великой Отечественной войны, которые являются близкими для многих в школе; творческие работы обучающихся, советы и рекомендации школьного психолога и социального педагога; сведения о результатах участия школы в различных мероприятиях, описание школьных традиций, познавательная информация из различных научных источников, интересные истории из жизни всех участников образовательного процесса; творческие работы обучающихся, родителей и педагогов.
Традиционным становится включение в газету страницы, содержащей информацию о православной культуре. Учитывая, что за последние 3 года большинство учащихся школы и их родителей в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» выбирают модуль «Основы православной культуры», школа приняла решение создать в газете информационное поле, освещающее вопросы православия. В газете рассказывается о Дне Казанской Иконы Божией Матери, Днях Памяти и особого почитания преподобного Сергия Радонежского, о Воздвижении Животворящего Креста Господня, о схождении с неба Благодатного Огня в храме Воскресения Христова, Старце Архимандрите Кирилле, ставшим одним из защитников Сталинграда; повествуется о Дне православной книги, Слете воскресных школ, православных храмах.
Система формирования у обучающихся гражданско-патриотических качеств способствует их результативному участию в конкурсах Всероссийского уровня «Наказу Героев верны», «Помним! Гордимся!», «Герои Великой Победы», участники которых награждены Дипломами министерства образования и науки РФ. (СЛАЙД 24). Российское военно-историческое общество опубликовало стихотворение одного из наших учеников в сборнике творческих работ о Героях Великой Отечественной войны. Патриотические публикации наших детей можно встретить также в муниципальных СМИ и краевых сборниках.
Уверены, что мероприятия в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (СЛАЙД 25) и программы «Я – гражданин России» способствуют расширению кругозора обучающихся о православии, развитию специальных умений и навыков, появлению у них способностей к практической деятельности, развивают гражданско-патриотические качества.
- Ежегодно увеличивается количество и улучшаются результаты участия наших детей в мероприятиях гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности
- Усиливается стремление детей делать добрые дела
- Стабильное положительное отношение детей и их родителей к урокам православия
- Повышается уровень воспитанности и гражданственности детей, сокращается число правонарушений в нашей школе.
В заключении добавим, (СЛАЙД 26) сильна Россия только тогда, когда она едина! Пусть этот мир будет наполнен добротой и милосердием, заботой друг о друге, полезными и творческими делами!
В наших жизнях человечьих есть один простой секрет:
в нас горят и гаснут свечи, излучая тонкий свет.
Три свечи: свеча надежды, веры и свеча любви.
Три огня, святых и грешных, согревают изнутри.
Жизнь нетленна, жизнь прекрасна…
Но бывает в жизни так: почему-то свечи гаснут —
наступает полный мрак.
Ничего вокруг не видно, страшно, холодно и в ней,
в этой темноте так просто за врагов принять друзей,
за любовь принять измену, слепо растоптать цветы.
И не вырваться из плена этой жуткой темноты.
Не пугайтесь…истерично не рубите сгоряча!
Нужно просто чиркнуть спичкой, и опять горит свеча,
и опять душа согрета, и опять светло вокруг!
Снова тонкий лучик света освещает жизни круг.
Друг мой, жизнь под этим небом нужно пламенно прожить.
Кем бы ты на свете не был, не гаси огонь души.
[1] Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 28-32.