Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Святой благоверный великий князь Александр Невский как герой нашего времени
Уважаемые участники казачьего направления XXIX Международных образовательных чтений. В этом году все мы собрались под молитвенным покровом святого благоверного князя Александра Невского, чтобы почтить 800-летний юбилей со дня рождения этого великого русского святого и поразмышлять о последствиях его деятельности, которые однозначно выходят за рамки не только его земной жизни, но того тысячелетия, в котором он жил и трудился.
Восемь столетий разделяют нас с этим святым, потому становится в некотором смысле необходимым актуализировать для молодого поколения те исторические и духовные связи, которыми мы соединены со святым князем Александром.
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9), — говорит Екклесиаст. Эти слова Священного Писания ярко свидетельствуют о неких константах в человеческом бытии. Меняется политическая обстановка, уровень технического развития и многие другие исторические обстоятельства, но вместе с этим сам человек в своей сущности остается неизменен. История отчетливо показывает, что начиная с райского сада, в котором Бог поместил первого человека, люди подвержены одним и тем же соблазнам, испытывают одни и те же слабости. Вместе с тем, на этом фоне неизменно находятся те, кому удается стать настоящим героем не только для современников, но и для грядущих поколений.
Несомненно, таким героем является святой благоверный Александр Невский. Невзирая на большой хронологический зазор, образ жизни этого святого очень близок нам. Он вел семейную жизнь, имел детей и занимал высокий государственный пост. Указанные обстоятельства не только не препятствовали, но скорее способствовали его успехам как в земной жизни, так и в деле спасения. Нам весьма мало известно о нем, однако говорить о благоверном князе можно до бесконечности. В своем докладе мне хотелось бы обратить внимание на основные качества этого святого, которых, на мой взгляд, очень недостает нашему поколению.
Первое, с чего бы мне хотелось начать – это мужество. Когда мы говорим об этом качестве в связи с благоверным князем, конечно же первое, что приходит на ум – это его две знаменитые победы в Невской битве и Ледовом побоище. Безусловно, эти сражения убедительно демонстрируют нам то, что св. Александр Невский не боялся противников, не боялся войны. Однако не меньшее мужество он проявил в своих взаимоотношениях с монголами. Четыре поездки в орду, одна из которых стоила ему жизни, с целью отвратить беду от своего Отечества и спасти многие жизни – это не менее яркое свидетельство его внутренней силы, чем военные победы. Это удивительное сочетание силы и мудрости, умение в нужный момент найти в себе силы не проявлять силу именуется в православии кротостью. Именно этой способности обладать своей силой, а не быть обладаемым ею весьма не хватает современному человеку.
Второе качество, которое делает св. Александра героем нашего времени – это ответственное отношение к жизни. На фоне растущего инфантилизма, фигура великого князя резко контрастирует с современностью. Уже в 16 лет он был не только готов управлять Новгородским княжеством, но и со всей ответственностью служить вверенному ему Богом народу. Он понимал неразрывную связь между властью и ответственностью и потому не столько повелевал, сколько служил людям. Сегодня не только среди юного поколения, но и среди убелённых сединами руководителей редко встретишь ту самоотверженную любовь к своей Родине и к своему народу, какую имел святой князь. До св. Александра Невского имя «Александр» не носил ни один из древнерусских князей, в этом отношении он вполне оправдал свое имя ‑ «защитник людей». С давнего времени в нашем обществе существуют два противоположных мнения относительно выбора, сделанного св. Александром в переломный момент русской истории. Одни хвалят его за восточноориентированную политику, другие видят в этом великое зло. Но обе стороны нередко не могут понять, что сам благоверный князь выбрал ни Восток или Запад, а Святую Русь.
Третье качество – это верность отеческим традициям. Тема преемственности поколений сегодня как никогда остро встает, в связи с разрушением иерархичности мышления у современного человека. Св. Александр Невский был не просто потомком святого Владимир, крестителя Руси, благоверного Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, но достойным приемником этих великих и людей. В акафисте благоверному князю мы воспеваем: «Радуйся, корене благочестиваго отрасле прелестная. Радуйся, благоверия предков наследниче. Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю. Радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче» (икос 1) Из этих слов видно, что главное наследство, которое получил, бережно сохранил и передал грядущим поколениям святой князь – это добродетельная жизнь. С самой юности он четко осознавал, что успешен в жизни будет лишь тот, кто чтит заветы отцов.
Подводя итог мне хотелось бы отметить, что список приведенных качеств можно еще продолжать, однако, к сожалению, мы ограничены во времени. Важно отметить, что указанные выше качества святой князь проявил не однажды в жизни, но каждый день. Кроме того, есть нечто общее, что служит фундаментом для всех выше перечисленных качеств – это православная вера. И мужество, и мудрость, и любовь к своим предкам и своему народу были следствием глубокой веры и жизни по вере святого князя. Прямым подтверждением этого служат слова, обращенные святым князем к своим дружинника перед Невской битвой: «Нас мало, а враг силен. Не в силе Бог, но в правде»! «Более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Тайн», — говорит священномученик Фаддей (Успенский) в своем Слове в день святого благоверного князя Александра Невского.
О глубоких познаниях в вере прямо свидетельствует ответ князя римскому папе Иннокентию IV: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».
В завершение своего доклада мне хотелось бы сказать, что святой князь Александр Невский герой для нас, потому что имел мужество не только воевать, но и удерживать свой гнев по отношению к врагам, когда это было необходимым. Он не только не проиграл ни одной битвы, но был по заповеди Христа миротворцем (см. Мф. 5:9). Святой князь — герой, потому что не только жил для своего народа, но и умер за него, когда предпринял последнюю поездку в Орду. Его главная победа – это победа над собственной гордостью, а главная заслуга – любовь к своим ближним.
Кроме того, поскольку у нас секция «казачья», мне хотелось бы обратить внимание на то, что благоверный князь сочетал в себе все те качества, которые должны быть присущи настоящему казаку и вообще всякому человеку, которому дороги его близкие, дорога Родина. Мужество, мудрость, верность своему слову, любовь к своему народу и Отечеству, основанные на православной вере – вот те непреходящие качества, которыми должен обладать настоящий герой.