Митрополит Костромской и Нерехтский ФЕРАПОНТ (Кашин),кандидат богословия, глава Костромской митрополии Русской Православной Церкви |
«Профессор Московской духовной академии Пётр Симонович Казанский (1819-1878)
и его неопубликованный научный труд «История костромского Богоявленского монастыря»»
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Конференция «Прославление и почитание святых»
18 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Аннотация
В настоящей статье автор впервые вводит в научный оборот неопубликованный научный труд доктора богословия и профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского (1819-1878) «История костромского Богоявленского монастыря» и знакомит с содержащимися в нём сведениями, имеющими ценность для тематики прославления и канонизации святых.
Ключевые слова: Пётр Симонович Казанский, Московская духовная академия, Кострома, Богоявленский монастырь, Крестовоздвиженский монастырь, Костромской кремль, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Никита Костромской, Великая Смута в России, историческая память, преподобномученики костромских монастырей.
Профессор Московской духовной академии и доктор богословия Пётр Симонович Казанский (1819-1878) принадлежал к той плеяде ученых Московской духовной академии, которая славна именами Димитрия Феодоровича Голубинского (1832-1903), Петра Спиридоновича Делицына (1795-1863), Александра Васильевича Горского (1812-1875), Александра Николаевича Кудрявцева (1840-1888) и др. Их имена памятны в истории российского духовного просвещения и в настоящее время. Эти замечательные представители духовной школы были яркими выразителями одного духа, господствовавшего среди ученых Академии. Это был дух ученого подвижничества. Соединяя с основательным и всесторонним образованием и широтою просвещенной мысли живое сердечное религиозно-нравственное чувство и горячую преданность православной науке и Церкви, славные ученые Академии являлись истинными аскетами в своей научной деятельности и в своей личной жизни. Эти свойства личности ученого Пётр Симонович особенно проявил во взаимоотношениях с родным братом, преосвященным архиепископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским, 1809-1877).
Талант исследователя и накопленные десятилетиями знания, а также близкое родство с костромским архиереем помогли Петру Симоновичу создать в конце 1860-х – начале 1870-х годах уникальное научное исследование по истории Костромского Богоявленского мужского монастыря (с 1863 года – Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь). Рукопись хранится в Государственном архиве Костромской области1, была выявлена сравнительно недавно и в настоящее время готовиться к изданию в соответствии с нормативно-правовым актом Главного архивного управления при СМ СССР2.
Особую ценность исследуемая рукопись приобретает вследствие того, что Летопись Богоявленского Костромского монастыря, а также многие другие архивные документы сегодня утрачены, и труд П. С. Казанского является единственным источником сведений о ранней истории этой обители.
Автор рукописи рассматривает историю Богоявленского монастыря города Костромы с начала его основания преподобным Никитой Костромским, учеником и «сродником» преподобного Сергия Радонежского, в первой половине XV века и до начала 1870-х годов. Особое внимание Петр Симонович уделил рассмотрению древнего Синодика Богоявленского монастыря конца XVI–XVII века. Синодик в настоящее время хранится в ГАКО3. Скрупулёзно исследовав указанный источник, Пётр Симонович уточняет не только историю основания Богоявленского монастыря, но и открывает трагические страницы в истории монастыря в начале XVII века – периода Великой Смуты в России, в полной мере затронувшей и Кострому и костромские земли.
Для нас сегодня важно, что столь авторитетный ученый отожествляет на основе доступных ему данных основателя Богоявленского монастыря преподобного Никиту Костромского с преподобным Никитой Боровским – учеником преподобного Сергия Радонежского. «…вероятна мысль, что преподобный (старец) Никита под конец своей жизни удалился (переместился из Боровска) в северныя области России, где разселилось так много учеников преп. Сергия, между прочим в пределах нынешней Костромской губернии Авраамий Чухломский и Иаков Железноборовский, и что преп. Никита Боровский был одно лицо с основателем Костромскаго Богоявленскаго монастыря»4.
П. С. Казанский проводит такое отождествление на основании имевшихся в его распоряжении документов, в первую очередь древнего Синодика Богоявленского монастыря, не сохранившегося поныне и, соответственно, недоступного современному исследователю.
Кроме того, именно на страницах рукописи П. С. Казанского «История костромского Богоявленского монастыря» впервые представлена информация о мученической смерти в декабре 1608 года и в марте 1609 года монахов, вставших на защиту своих монастырей в Костроме – Богоявленского (13 священноиноков и иноков: «Братия и слуги и служебники и христиане монастырские избиенные от государевых изменников, и от литовских людей. В 1608 году. Священноинока Трифилия. Священноинока диакона Анфиногена. Инока Варлаама. Инока Дионисия. Инока Иева. Инока Иродиона. Инока Симеона. Инока Кирила. Инока Максима. Инока Иасафа. Священноинока Макария. Священноинока Саватия. Инока Гурия»5) и Крестовоздвиженского (11 священноиноков и иноков: «Убиенные ж Воздвиженского монастыря. Архимандрита Геннадия. Священноинока Антония. Инока Васиана. Инока Родиона. Инока Еремия. Инока Ефимия. Инока Андриана. Инока Германа. Инока Доментиана. Инока Иокима. Сисоя»6), располагавшегося на территории Костромского кремля.
Убиенные иноки издревле почитаются в Костроме как местночтимые преподобномученики7. Конечно, вопрос их канонизации затруднителен, отсутствуют жизнеописания этих святых мучеников. Однако, наличествует факт их мученической кончины и местное почитание. Вообще, неоднократно возникал вопрос о возможности канонизации страстотерпцев, убиенных при набегах, в войнах и т.д. Пострадавших в священном сане или монашеском чине нередко почитают как святых, даже и без канонизации, и для этого есть своя аргументация.
В 1994 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, в докладе, прочитанном на Архиерейском Соборе, отметил: «Никакое подлинное страдание не пропадает в памяти Церкви, подобно тому как не пропадает бесследно христианский подвиг каждого умершего о Христе. … В сознании церковного народа пострадавшие в годы нашествия иноплеменников на Русь и исповедническое стояние за Церковь в трудную для нее пору священнослужители и миряне совершали подвиги мученичества и исповедничества. … Впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает. Господь говорил: «Не две ли малые птицы продаются за ассирий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29–30).
Мы верим поэтому, что христиане, умершие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед гибелью, скончавшиеся, с благодарением Богу за все, стали жертвой не трагической случайности, а положили свою жизнь за Христа»8.
Возрождение исторической памяти периодов, столь далеких от современности, благодаря сохранившимся архивным артефактам, таким как научно-исследовательский труд Петра Симоновича Казанского, имеет не только историко-патриотическую, но и духовно-просветительскую ценность для укрепления самосознания современного и последующих поколений россиян.
Таким образом, труд Петра Симоновича Казанского в части вопроса о прославлении и почитании святых интересен для нас следующими сведениями:
- Указанием на преподобного Никиту, основателя и строителя Богоявленского монастыря города Костромы, отождествляя его с преподобным Никитой Боровским, учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского.
- Сведением о преподобномучениках начала XVII столетия Богоявленского и Крестовоздвиженского9 костромских монастырей, почитаемых ныне в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре и православными костромичами.
Примечания
- Государственный архив Костромской области (далее – ГАКО). Ф. 707. Оп. 1. Д. 1507. 141 лист.
- Правила издания исторических документов к изданию уникальных исторических рукописных документов в СССР. 2-е издание, переработанное и дополненное. М., 1990.
- ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Д. 560 (Синодик Костромского Богоявленского монастыря. Третья четверть XVI – начало XVII века). 182 листа.
- ГАКО. Ф. 707. Оп. 1. Д. 1507. Л. 4.
- ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Д. 560. Л. 169 об.
- Там же. Л. 170
- ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Д. 559 (Кормовая книга или Трапезный устав Костромского Богоявленского монастыря. Первая половина XVII века). Полуустав. 120 листов.
- Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 1994 год // http://www.patriarchia.ru/index.html. Обращение к источнику — январь 2021 года.
- Крестовоздвиженский монастырь, располагавшийся на территории Костромского кремля, сгорел в 1773 году и был официально упразднен в 1784 году.
Вступительное слово руководителя конференции епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, к докладу:
«Академическое название доклада человеку неподготовленному ничего не скажет, но это важная тема, потому что она плотно связана с дискуссией о преподобном Никите Костромском. Одни исследователи считают, что он именно Костромской, святой преподобный, а другие считают, что он является одновременно и Серпуховским и Боровским. Это важная проблема, которую, действительно, нужно решать. Сейчас в популярной литературе он именуется «Костромской, Серпуховской и Боровский». У нас достаточно длительная дискуссия по этому поводу ведется с Костромской митрополией, и поэтому будет очень интересно послушать доклад».