«Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея»
Доклад в рамках секции
«Православное краеведение: из опыта работы библиотек и образовательных организаций Ульяновской области»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г.,Конференц-зал Храма Христа Спасителя г. Москвы
Идея социально-культурного партнёрства между школой и храмом возникла в нашей школе с того времени, как в учебном плане появились такие предметы как «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавания данных предметов мало быть педагогом, нужно самому верить и быть воцерковлённым человеком.
Конечно, без помощи батюшки педагогу трудно разобраться во всех тонкостях вероучения. И нам повезло, что в нашем селе есть храм, историей которого мы очень дорожим.
В селе Ключищах Церковь перестраивалась неоднократно. Первая, деревянная, была построена в 1712 году, затем в 1770 году вторая, но она не устраивала жителей: была тесновата. Что называется, всем миром собрали 12 тысяч рублей и 22 июня 1866 года в селе Большие Ключищи приступили к постройке третьего – каменного храма. 21 июня 1872 года храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная церковь с тремя приделами во имя святых Петра и Павла, святого Александра Невского и святого Николая Чудотворца. Церковь выполнена в русско-византийском стиле по проекту архитектора К. А. Тона и представляет исторический и архитектурный интерес. Храм построен в духе русского романтизма XIX века, отличается простотой и строгостью форм. В его декоре использованы детали древнерусской архитектуры: ложные закомары в храмовой части дают ощущения нарядной легкости, резное луковичное завершение наличников над арочными проемами окон как бы повторяет венчающие главы куполов.
Храм на селе это не только духовный центр, а в первую очередь просветительский. Библиотека в Ключищенском округе Симбирского уезда помещалась в Ключищенском Покровском храме и была очень книгами богата. До начала 20-х годов в храме велись и хранились метрические книги всего Ключищенского округа. В соответствии с законом об отделении церкви от государства в 1927 году Ульяновский РИК полностью передал метрические книги за 1781 по 1918 год взятые в 1918 году из Покровской церкви в Ключищенский Совет.
Советский период в истории нашей страны внес свои коррективы, но традиции духовно-нравственного воспитания на Ключищенской земле не прерывались никогда.
В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
На протяжении многих лет налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Михаилом (Качаловым), совместно с которым ведется плодотворная работа в двух направлениях:
- В урочное время – учебный предмет ОРКСЭ относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, на родительском собрании родители, уже на протяжении 8 лет выбирают модуль «Основы Православной Культуры». Рабочая программа по ОРКСЭ включает краеведческий раздел. Например, на уроке ОПК «Храм» учащиеся знакомятся с историей образования нашего села, узнают о том, когда был построен наш храм и из каких частей он состоит.
- Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в школе реализуется по авторской комплексной образовательной программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Возроди мир в своей душе» (автор: учитель ОРКСЭ, высшей категории Калёнкова О. С.)
С 2012 года в нашей школе введен внеурочный курс «Родные истоки» 1-4 класс и в 5-9 классе «Духовные родники родного края». Главная задача курса «Родные истоки», «Духовные родники родного края» – развитие у школьников интереса к истории родного города, своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение – важное средство приобщения детей к региональному культурному наследию. Это не только познание края, способ сохранения исторического опыта, а и средство развития интереса у детей и взрослых к культурному наследию малой родины, приближение к тем корням, которые станут основой воспитания у ребенка чувства гордости и уважения к родному краю. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности. Наглядным подспорьем являются экскурсии в храм. Экскурсии проводит настоятель храма. Ребята знакомятся с основами православного вероучения, с правилами поведения в храме, с порядком богослужения в храме, изучают росписи, священное облачение.
Отцом Михаилом проводятся также просветительские беседы для родителей, педагогов. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи отец Михаил является участником многих традиционных школьных мероприятий.
С 2010 года в школе работает клуб «Истоки», который занимается поисково-исследовательской деятельностью. В храме сохранены архивные сведения об истории села Большие Ключищи, истории трех храмов. В результате краеведческой работы мы с ребятами собрали богатейший краеведческий материал. Работая в данном направлении, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.
Ежегодно наши ребята участвуют в олимпиаде по ОПК, в олимпиаде «Наше наследие», в ежегодных краеведческих конференциях, в конкурсе «Красота Божьего мира», принимают активное участие в Арских чтениях и т.д.
Ребятами были разработаны и реализованы такие исследовательские проекты, как
- «Православные страницы родного края», рассмотрена история строительства и восстановления нашего храма 2011-2012 гг.
- «Сохраним родники малой Родины», «Священник моего села» 2013 год.
- «Благовествуй земле радость велию…» 2014 год.
Социально-значимый проект «Родник Духовный» был направлен на облагораживание родника и прилегающей к храму территории (2013-2015 годы)
С 2016 года реализуется проект «Духовно-туристический маршрут «Ключищенская земля православная», в ходе реализации которого о духовных святынях Ключищенской земли узнают не только ребята села, но и Ульяновского района, Ульяновской области.
С 2016 г. было организовано 3 экскурсии для 150 детей православной смены оздоровительного загородного лагеря «Огонёк». Духовно-туристический маршрут оформлен и виртуально и размещен на сайте нашей школы, храма Покрова Пресвятой Богородицы села Большие Ключищи.
В результате совместной работы с настоятелем храма отцом Михаилом мы пришли к мысли о создании в храме музея. Созрела необходимость создания места, в котором будут собраны архивные сведения истории образования села и церкви в селе Большие Ключищи, музейные экспонаты, которых собрано уже немало.
Каким может быть православный музей в сельском храме? Можно ли вообще сделать музей в храме? Что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике?
По мнению Е. М. Акулича, музеи формируют особую сферу культуры, в которой основой формирования духовных ценностей являются содержательные результаты деятельности человека. Музей – это «целостная, искусственная (построенная), целенаправленная, адаптивная система, происхождение которой определяется социальными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти».
Целью создания музея в нашем храме также является сохранение истории православной церкви и её роли в селе Большие Ключищи. История старейшего православного храма Симбирской губернии неразрывно связана с историей самого села и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме 25 июня 1837 года Наследник Цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель Александр II, будучи проездом, слушал в селе Ключищах обедню и посетил удельный приказ.
Музей несёт не только научно-исследовательскую, но и культурно-образовательную функцию. Музейное пространство в целом и музейная экспозиция в первую очередь способствуют расширению «границ» исторического и культурного сознания человека, его моральной памяти и эстетического вкуса, в конечном итоге формируя социокультурный контент.
В экспозиции нашего музея будет представлено более ста предметов, документов и церковных книг, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVIII века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством отреставрированного храма, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, предметы церковного быта, язык от первого колокола, который чудом уцелел, и многое другое.
Значимой частью целевой аудитории музея истории храма Покрова Пресвятой Богородицы будут учащиеся школы, воспитанники РЦ «Восхождения», которые посещают храм. Планируется подготовить цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» адаптированного для школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Данные программы будут разработаны в формате уроков «Основ православной культуры» с использованием экспозиций музея истории храма. Каждый урок в доступной интерактивной форме будет раскрывать одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства, будет дополнять и закреплять знания учащихся по предмету, способствовать эстетическому воспитанию школьников. Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков истории с краеведческим аспектом.
В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной церквушки, которую построили служилые казаки в 1712 году в селе Ключищи. Затем предполагается знакомство с историей села, промыслами и бытом жителей села Большие Ключищи в XIX-начале XX веках.
Нельзя не затронуть и XX век, в 30-е годы – годы репрессий – храм был закрыт. А в 50-е годы колокольню взорвали – лишили колоколов. Долгое время, вплоть до наших дней церковь оставалась без голоса. Здание использовалось под склад, зернохранилище, в 80 годы случился страшный пожар, после которого не сохранились росписи стен храма, лишь только в конце XX века началась реставрация и возрождение жизни прихода.
В контексте изучения социокультурного партнерства музея, школы и Церкви важно отметить, что в 90-ые годы музеи закрываются. Что и произошло в нашем селе. Школьный музей был закрыт, экспонаты утеряны. Только лишь к 70-летию Победы усилиями педагогов и ребят был открыт музейный уголок.
Отрадно, что сейчас создаются различные проекты и программы, направленные на взаимное сотрудничество между музеем и школой. Примером такого взаимного партнерства является музейно-образовательная программа «Культурное образование» для разных возрастных групп детей и молодежи.
Интересен опыт социально-культурного партнерства музея, школы, храмов и мечетей в Казани. Ряд школ тесно сотрудничает с институтами общества в рамках единого образовательного пространства.
Несомненно, храм, музей и школа отличаются в своих функциях, но их объединяет тот факт, что они могут оказать глубокое влияние на формирование личности ребенка.
Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Православное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.
Таким образом, можно рассмотреть основные направления социокультурного партнерства храма, музея и школы в формировании духовной культуры учащихся на современном этапе:
— организация систематической и целенаправленной работы со школьниками, направленной на формирование ценностного отношения к культурному наследию;
— приобщение детей к православным традициям, их погружение в тему посредством музейных экспозиций;
— воспитание эмоций, развитие воображения и творческой деятельности;
— повышение мотивации у учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
— развитие новых технологий в образовании.
Совместная деятельность школы, церкви, музея является мощной площадкой для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.