Духовный потенциал Албазина: средоточие интересов дальневосточного казачества и Церкви
настоятель прихода
Албазинской Пресвятой Богородицы
С. Албазино Амурской области
Игумен Игнатий (Чигвинцев)
Развитие любых территориальных образований во многом зависит от формирования и активности региональных центров. Наличие столицы есть необходимое условие консолидации территорий. Это корень, ствол, порождающий и питающий менее масштабные центры — ветви.
Москва, как столица, сформировала вокруг себя Российское государство, потому что смогла стать центром тяготения территорий, оказавшихся в поле ее влияния. Потому что собирающе и созидающе влияла на умы и сердца людей, населявших эти земли. Она смогла стать центром во всех отношениях: политическим, историческим, культурным, духовным, центром воинской славы русского народа, его гордостью.
Земля русская стала обширно прирастать на востоке от Московии со взятием Казани в 1552-м году. Вскоре была образована Казанская епархия, ставшая крайней восточной, в ведении которой теоретически и практически находились земли, расположенные с востока от нее, то есть она стала миссионерской епархией.
Проявился на Казанской земле, как это всегда бывало в истории Руси в судьбоносные ее периоды и Покров Божией Матери в чудесном обретении Ее святой иконы Казанской. Свидетелем и участником этих событий был священник Гостиннодворской церкви Казани Ермолай впоследствии первый митрополит Казанский Гермоген, будущий святой Патриарх.
Таким образом, город Казань стал на несколько десятилетий административным и духовным центром, столицей восточных окраинных земель Московского Царства.
После присоединения Казани, наметилась тенденция к дальнейшему расширению Российского государства на восток. Окраинный народ – казачество, обратили туда свои свободолюбивые взоры, не ведая еще, какие огромные пространства предоставлены им Богом для удовлетворения их устремлений.
За последующие сто лет, по мере продвижения на восток, были образованы еще два восточных центра: в Сибирском регионе – Тобольск, а за Байкалом – стольный град Албазинского воеводства – Албазинский острог. Явлены были и там святые чудотворные иконы – Абалакская икона Божией Матери и Албазинская.
Любящее Отечество сердце русского патриота чувствует современную опасность набирающих силу разрушительных мировых тенденций, как политических, так и духовных. Соборный дух людей, населяющих наше Отечество, требует консолидации, жаждет иметь, видеть и чувствовать те центры тяготения, которые смогут нас сплотить в борьбе с разрушительными силами. Они должны работать на укрепление в моменты опасности.
Что может стать таким собирающим, аккумулирующим центром, что может сработать на собирание, Соборность, единомыслие и патриотизм в нашем необъятном регионе на востоке от Байкала? Площадь Дальнего Востока составляет 42% от общей площади России, огромные расстояния, нелегкие условия жизни по сравнению с центральными регионами.
И такое место на Дальнем Востоке есть, центр, благодаря которому этот огромный регион стал исторически таким, каким он есть сейчас, хотя все могло пойти иначе, и не в лучшую сторону. Это легендарный Албазин!
Простой взгляд на географическую карту, углубление в историю Дальнего Востока, в его современные проблемы, уже дают основание задуматься над тем, что по многим моментам жизни региона Албазин должен и может занимать одно из центральных мест.
Расположение Албазина, как центра нового воеводства, казалось идеальным с географической точки зрения в далеком 17-м веке. С небольшим округлением расстояние от него до озера Байкал, до Тихого океана, и до Северного Ледовитого океана одинаковое, в пределах 2000 километров. Столько же и до столицы соседнего государства – города Пекин.
Единственное место, откуда идет с Амура на север, состыковываясь с магистралью АЯМ, до Якутска и выше, железная дорога – это Джалинда, станция Рейново, расположенная в 17-ти километрах от Албазина, разделяя Дальневосточный регион на две равные части. Как восемь лучей Православного Креста образовывают с ней пересечения железнодорожных магистралей: Транссиб, БАМ и будущий БАМ 2, который пойдет с запада до Чукотки, Магадана и Камчатки. Богатейший край и великие возможности.
Земля Албазинская напиталась святостью, приняв чудотворную святыню — икону Божией Матери Албазинскую, вплоть до начала 20-го века единственную святую икону на Дальнем Востоке. Приняв первый в регионе Даурский — Албазинский монастырь Всемилостивейшего Спаса. Явил себя здесь и первый святой за Байкалом, преподобный Гермоген Киренский и Албазинский, принесший в 1665 году святую икону на Амур.
Этот русский форпост, по сути оторванный от России, с горсткой его защитников выстоял в войне с Цинской империей, став зародышем будущего русского Приамурья. Именно он, героические деяния его защитников, свели на нет захватнические планы маньчжур и изменили будущее южной части Дальнего Востока от Байкала до Тихого океана, обеспечив мирный переход Приамурья к России в середине 19-го века.
Логично задать вопрос: почему же это святое место остается в забвении, почему оно не работает на наше Отечество, на Матушку Церковь?
Верим и надеемся, что соберет Матерь Божия по молитвам пред Ее святыней Албазинской монахов для будущего возрожденного Албазинского монастыря, способного вырасти до Дальневосточной Лавры, со многими тысячами паломников со всей страны, со всего православного мира. И в этом будет еще одна победа древнего Албазина и его возрождение.
Только Албазин, как казачья святыня может собрать и сплотить в единое целое дальневосточных казаков, разделенных расстояниями и духовными нестроениями. Казакам давно пора исполнить завет графа Н.Н. Муравьева-Амурского – возвести величественный храм-усыпальницу в Албазинском остроге над братской могилой его защитников. Главный храм для всего дальневосточного казачества, потому что отсюда его корни.
Потенциалу Албазина надо дать выход, но это возможно только через активное, деятельное средоточие на нем интересов государственной власти, казачества и Церкви. Из-под спуда забвения должен забить духовный источник.
Новый стольный град Дальнего Востока г. Владивосток не будет иметь полноты такового без духовной поддержки Албазина. Это возможно только при взаимном влиянии и поддержке их, как столиц-побратимов.
Албазину быть со всем его потенциалом в его служении Святой Руси.
В литературном наследии древнего Албазина имеется рассказ, который называется «Повесть о чудеси святых благовеных великих князей Всеволода и Довмонта, во святом крещении нареченных Гавриила и Тимофея псковских чудотворцев». Из него мы узнаем следующее.
23 октября 1690-го в Якутской приказной избе перед генералом и воеводою Матфеем Осиповичем Кровковым предстали «Албазинские козаки Ганка Флоров да Митка Тушов с товарищи с семьдесят три человека». Они рассказали воеводе удивительную историю о том, как в начале 80-х годов «ходили де они для ясашного сбору и на соболиные промыслы». И встретились им святые Псковские князья Всеволод, потомок благоверного князя Александра Невского, и Довмонт «на белых лошадях и в брони, в сайдаках и с копии».
Они предсказали, что будет война с маньчжурами, Албазин будет сожжен, но казаки вернутся, построят новую крепость, которую маньчжуры уже взять не смогут. «И после де того придут русские люди, и город засядут. И паки придут китайцы, и будут ко граду приступы и бои великие, и на тех боях будем мы в помощь русским людям… И помощию псковских чудотворцев Русские люди град отсидели»…
Дело защиты рубежей Российских – святое дело. Об этом говорит рассказ казаков о покровительстве святых князей Албазину. Святые защитники западных границ Руси, встали на защиту и ее восточных окраин. Это символично, в этом святость Руси. И Албазин – особый форпост, место средоточия земного и Небесного…