Роль самобытной казачьей культуры в становлении современного казачества в Славгородской епархии Павловского юрта
Иерей Петр Лисицкий,
Богоявленская церковь с. Черемное
Павловского района Алтайского края
Славгородской Епархии Русской Православной Церкви,
духовник АВКО СКЗС.
В истории России казаки стали уникальным явлением. Они представляют собой определенный социум, который в свое время позволил могущественной империи дорасти до огромных размеров и закрепиться на новых землях, которые впоследствии стали полноправными частями великой страны.
Исходя из истории казачества в России, можно вывести некоторую закономерность о личности казака. Казаки всегда считались народом своенравным, воинственным и гордым. Однако подобные качества весьма хороши для боя. Именно поэтому воинственность и гордость приветствовались внутри общин. Достаточно сильным был характер и у женщин. Ведь на них держалось все хозяйство, когда мужчины уходили воевать. Стоит отметить, что человек не может причислять себя к этому сообществу, если он не знает и не придерживается обычаев и традиций казаков.
Беспощадные к врагам, эти воины всегда были благодушны, гостеприимны и щедры в своей среде. Казаки часто предавались размышлениям. Это были мысли о суете сущего, о вечном, а так же о неизбежности окончания жизненного пути. Основа формирования морально-нравственных устоев этих обществ – 10 заповедей Христовых. Взрослые всегда приучали детей к их соблюдению. Также всегда в этой среде строго придерживались народных обычаев и традиций казаков. Их в каждой семье считали жизненной и бытовой необходимостью. Нарушение или несоблюдение любого обычая и традиции всегда осуждалось всеми живущими в поселке, станице или на хуторе.
Подобных правил и устоев довольно много. Причем постепенно в их перечне происходили некоторые изменения. Так, некоторые обычаи и традиции приходили на смену исчезнувшим. Время фильтровало их и оставляло лишь те, которые наиболее полно отражали культурные особенности этого социума. Кратко традиции и обычаи казаков можно сформулировать следующим образом: уважительное отношение к старшему поколению, почитание гостей, уважение к женщине (жене, сестре, матери). Эти описанные кратко традиции и обычаи казаков служат для них своеобразными домашними законами.
Еще одна черта, характерная для нрава казаков. Воины воспринимали свою одежду как вторую кожу. Они содержали ее, как и тело, в опрятности и в чистоте. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча. Очень любили эти люди общение и застолье. Не против они были и выпить, но никогда при этом не напивались.
В обычаях казаков было участие в свадебных церемониях только женатых мужчин и замужних женщин. Отдельные вечеринки проводились для молодежи в доме жениха и в доме невесты. Причем неженатые казаки и незамужние казачки собирались до проведения свадьбы. Подобный обычай указывал на заботу о нравственных устоях молодежи. Весьма востребованным у казаков был и культ гостинцев и подарков. Без них ни один мужчина не возвращался из долгих походов. Никогда не ходили казаки без подарка и в гости. Традиции различных территорий несколько отличались, но мораль и вера связывает их все воедино.
На территории Алтайского края казачество получило широкое распространение в начале 18в. В это время появляются первые укрепленные пункты – Белоярская и Бийская крепости, служившие для охраны рудников и демидовских заводов. В 1763г. с.Урывное переименовано по ходатайству губернатора в честь цесаревича Павла в с.Павловск. В 1764г. в г.Барнауле на слиянии двух рек: Касмалы и Фунтовки, недалеко от ленточного бора, построен сереброплавильный завод. Охрану завода осуществляли военные и казачья сотня, относившаяся к Семиреченскому казачьему войску.
В 90-е гг. в Алтайском крае наступает период возрождения казачества. На территории Славгородской епархии наряду с несколькими казачьими объединениями значительное место занимает АВКО СКЗС (Алтайский Войсковой Казачий округ Союза казаков Западной Сибири) Павловский казачий юрт во главе с атаманом Ростовых Владимиром Николаевичем, который базируется в с.Павловск Павловского района Алтайского края.
Сибирская земля имеет уникальные самобытные традиции, своими корнями уходящие в народную культуру, включающую в себя все многообразие обрядов, ритуалов, праздников, промыслов и ремесел, занятия населения творчеством. В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Казачество во все времена считалось самым патриотичным слоем общества. Современное казачество – это движение, несущее в себе традиции воспитания граждан-патриотов, горячо любящих свою Родину и способных успешно выполнять свои гражданские обязанности.
Многовековая история казачества сложила особую народную традицию, которая может являться основой для возрождения казачества и его культуры.
В вопросах патриотического воспитания крайне важна ценность народных казачьих песен.
С точки зрения влияния песен казаков на патриотическое воспитание, являются именно исторические и походные песни, в которых отражается жизнь казака, прославляется казачье братство и товарищество, любовь к родному краю.
В нашем округе сохраняются замечательные исторические традиции сибирского казачества, которое прошло долгий исторический путь развития и становления.
На павловской земле 15.10.2015г. по ходатайству главного атамана АВКО СКЗС Алтайского края Ерохина Александра Александровича и по благословению правящего епископа Всеволода был организован павловский юрт. Сегодня мы можем служить нашей Родине не только на воинском поприще. Не следует нам забывать о, например, казачьих фольклорных коллективах.
В ноябре 2015г. был организован молодежный казачий ансамбль «Казачий Спас», руководитель – Андрусская Евгения Ивановна – уроженка Николаевской области Украины, потомственная казачка, педагог казачьего колледжа. Коллектив наполнился учащимися местных школ и аграрного колледжа с.Павловск. Казачья культура в это время пришла в забвение, и люди сначала настороженно относились к появлению ансамбля. Участие коллектива в районных и краевых мероприятиях помогло показать населению красоту казачьей культуры, стали появляться первые поклонники. Так появились в районе «Рождественские встречи», которые в настоящее время стали уже традиционными. «Казачий Спас» стал визитной карточкой Павловского юрта и АВКО СКЗС по Алтайскому краю. Ансамбль всегда с радостью принимает участие в международном фестивале песни, который 4 раза проводился на Павловской земле, шармицах и других районных, краевых и епархиальных мероприятиях. Атаман Ростовых ВН вошел в совет ветеранов Павловского района.
В 2017г. состоялось значимое событие для коллектива. Семья фермера с.Рогозиха Павловского района совершила чин посаждения на коня 8 летнего мальчика согласно вековым традициям, с песнями, плясками и застольем! Конь в казачестве всегда играл большую роль, для будущего воина было очень важно научиться управлять лошадью, ухаживать за ней, постигать военное дело. И в современном мире для мальчика важно осознавать причастность к защите близких, иметь спортивную подготовку и заниматься любимым делом.
В 2016г. на базе дома культуры «Юность» при содействии Андрусской ЕИ и Ростовых ВН заместителем главы района по культуре был организован казачий хор, куда вошли солисты народных коллективов района и потомственные казаки. В коллективе изучается культура запорожских, донских и терских казаков. Этот ансамбль принимает активное участие во всех районных мероприятиях. Программу коллектива можно назвать энциклопедией казачьей жизни, выраженной в эффектных сценических ярких костюмах, неудержимых плясках, искренних, трогательных сюжетно-композиционных постановках, представляющих традиции и наследие многочисленных «казачьих» регионов России – от реки Дон и Черного моря до Сибири и Дальнего Востока. Выступления ансамбля дарят зрителям ощущения свободной, колоритной казачьей жизни. Поставленные перед собой сложные творческие задачи участники ансамбля решают с таким изяществом, искренностью и легкостью, которые свойственны настоящим мастерам искусства. Любовь, преданность искусству и энтузиазм в деле возрождения уникального культурного наследия – вот движущая сила ансамбля.
В 2018г. по ходатайству краевого атамана Ерохина АА и Ростовых ВН молодой специалист и педагог Градова ЯН по согласованию с зам.главы района по культуре организовали при администрации района детский казачий ансамбль «Ликование». Впоследствии Градова ЯН стала казачкой. В ансамбле принимают участие дети от 4-17 лет, поделенные на группы согласно возрасту.
Воспитанники ансамбля изучают традиции и историю казачества, казачьи песни, не единожды становились лауреатами районных конкурсов. Дети готовят доклады по истории казачьих объединений, самостоятельно и с помощью педагога изучают традиции и быт казаков, танцы, свадебные традиции. Педагог по вокалу использует в репертуаре произведения различных объединений казаков, что помогает детям постигать многообразие казачьих напевов, учиться франкировать. Участники «Ликования» активно сотрудничают с храмом иконы Божией Матери «Державная». Ребята принимают участие в богослужении, принимают таинства исповеди и Причастия, ездят в паломнические и туристические поездки. Коллектив ежегодно участвует в Шукшинских чтениях, которые проходят в с.Сростки, на родине ВМ Шукшина. Гимном мужеству и самоотверженности сынов России, их готовности и сегодня встать на защиту Отчизны стал в репертуаре ансамбля «Чернобровый, черноокий» — искрометный танец, требующий от исполнителей и филигранной техники, и незаурядного артистизма, где каждый участник – солист, повествующий об истории жизни своего героя, неизменно вызывающий горячие рукоплескания зрителей. Хранить и развивать казачьи традиции, культуру, способствовать более глубокому изучению истории – вот главная задача коллектива.
В 2020г. в честь 75-летия со дня Великой Победы в ВОВ участники «Ликования» приняли активное участие в онлайн конкурсе «Мы дети Победы».
В настоящее время павловский юрт активно сотрудничает с тремя коллективами. В планах – создание казачьего этнокластера, совместно с аграрным колледжем и представителями администрации Павловского района.
Казачья культура в Славгородской епархии все шире и шире распространяется по епархии. О коллективах узнают все новые и новые люди и с радостью встречают участников казачьих коллективов на мероприятиях. Громкие аплодисменты являются подтверждением народной любви и служат положительным зарядом для всех участников и слушателей. Мы должны быть востребованы, мы должны быть нужны современной России. И мы востребованы, мы нужны. Мы служим, и будем служить своей стране, которую создали, которая создала нас.
Важной задачей в вопросах популяризации казачьей культуры является информационное обеспечение населения о деятельности учреждений культуры и казачьих обществ. В средствах массовой информации постоянно освещаются казачьи праздники, поездки творческих коллективов. Сельская газета «Новая жизнь» ведет летопись событий, публикации происходят как в бумажном, так и в электронном выриантах.
Особая выработанная веками казачья ментальность с принципами общинности и взаимопомощи, мобилизационности, внутреннего поведенческого кодекса служения высшей идее (религиозной или государственной), которой с легкостью приносятся в жертву личные интересы, является альтернативой либеральным взглядам современного российского общества. Если даже оставить в стороне этнический, культурный и военный аспекты, то казачество как социальная общность, отнюдь не является общественным архаизмом, у него есть будущее и не только в рамках собственно казачьих регионов. Именно на основе традиционного казачества возможно создание новых форм социального взаимодействия, когда духовно-религиозная жизнь вокруг церковного прихода может сочетаться с традициями самоуправления на основе низовой социальной самоорганизации. Однако реальное возрождение нового казачества возможно только при условии переосмысления современного состояния России и российского общества, создания хоть каких-то реально служащих общественной консолидации духовных и социальных институтов.
Список использованной литературы
- https://fb.ru/article/390020/obyichai-i-traditsii-kazakov-kultura-kazakov-ih-nravyi-i-prioritetnyie-kachestva (Электронный ресурс) Обычаи и традиции казаков: культура казаков, их нравы и приоритетные качества. ru
- Роль современного казачества в современной России 6.03.2019 Верховный Атаман СКВРиЗ казачий полковник Дьяконов Н.Л.