XXII Международные Рождественские образовательные чтения
конференция «Актуальные вопросы катехизации»
Семинар «Предкрещальная катехизация»
28 января 2014 года, ГК «Даниловский»
Уважаемые участники семинара!
Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Уже в апостольские времена крещению предшествовало оглашение.
Оглашение в древней Церкви совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял сорок дней.
Со временем произошло постепенное сокращение и фактическое исчезновение продолжительных огласительных курсов перед крещением, что было связано, прежде всего, с всеобщим распространением практики крещения младенцев в период с IV по VIII век. В христианском обществе крещение взрослых стало событием экстраординарным, тогда как крещение младенцев стало общепринятой нормой.
Если обратиться к российскому историческому опыту, не нами сказано: «Русь крещена, но не просвещена». Но это не так.
Христианское просвещение, спасение людей из язычества начались раньше массового крещения Руси. Многих обратила к вере великая княгиня Ольга — бабушка равноапостольного князя Владимира. Христианские общины были на Руси также до 988 г. Неразумно предположить, что они не стремились привлечь к себе язычников, иноверцев, обратить их в истинную веру.
Святому князю Владимиру выпало свыше завершить этот процесс.
Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053). Великий просветитель и проповедник. Его труд «Слово о Законе и Благодати» — великолепный образец искусства апологетики. Святитель Ермоген, в бытность свою владыкой Казанским, собирал в храме новокрещенных татар и инородцев и просвещал их в церковной жизни.
Мне хотелось бы особо сказать о личности истинного столпа Православия, великого и самоотверженного миссионера, родиной которого является Ржевская епархия — святого равноапостольного Николая Японского. Это действительно высокий образец служения делу просвещения духовного, горячего желания, твёрдого намерения вести людей ко Христу, преодолевая любые трудности, истинно апостольского дерзновения и вдохновения.
Вряд ли можно найти сейчас лучшего учителя для русского катехизатора, миссионера. Современное состояние нашего народа, при том, что храмы бывают переполнены, не намного лучше тогдашней Японии. Наше дело, наш долг и наша жизнь — привлечь людей ко Христу, а тех, кто возымел намерение принять Святое Крещение, научить истинам веры.
Надо осознать, чтобы сейчас быть действенной, катехизация должна не только соответствовать традиции, но и развиваться. А значит, должна появляться современная методика, современные средства для просвещения и проповеди.
В настоящее время люди, желающие принять Таинство Крещения или крестить своих детей, в большей части своей не готовы к длительному периоду научения в вере. Нередко это вызвано потребительским отношением, предполагающим получение желаемого при минимальных затратах и самоотдаче, которое распространяется также на духовную сторону жизни человека, и с трудом преодолимо. Иногда человек просто не осознает важность и ответственность принимаемого решения. Поэтому изначально поставленная слишком высокая духовная планка, может отпугнуть и тех, кто со временем будет способен принести добрый плод во Христе. Приходится констатировать, что Церковь в настоящее время не готова повсеместно осуществлять длительное оглашение, которое было бы подкреплено условиями, позволяющими человеку, имеющему не вполне верные и глубокие мотивы к принятию Таинства, не изменить своего намерения креститься, а наоборот сделать все необходимое и возможное, чтобы оно было совершено.
Поэтому следует искать приемлемые решения, с учетом реалий, но таким образом, чтобы подготовка не становилась профанацией. Минимальный объем подготовки к Крещению в соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», принятым Священным Синодом в 2011 г. и утвержденным Архиерейским Собором в 2013 г. – это две предварительные беседы перед Крещением, в сочетании с личным духовным трудом человека, и исповедальная беседа. Подобные требования предъявляются к родителям и восприемникам крещаемых детей, кроме тех случаев, если они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. По отношению к ним – это возможность Церкви обратиться к своим чадам, которые по тем или иным причинам фактически оказались вне ее ограды.
Главная задача такого минимального оглашения видится в том, чтобы сориентировать человека в основах христианской веры и жизни и нацелить его на дальнейшее воцерковление. За этот, хотя и небольшой, срок человек уже способен принести определенный плод своей веры: прочитать Евангелие, начать молиться, участвовать в богослужениях. В процессе оглашения и исповедальной беседы со священникам может стать понятно, есть ли у желающего креститься человека доверие к Церкви и ее учению, есть ли внутренняя решимость увидеть и оставить грех, жизнь вне Бога. Если такая решимость у человека есть, то вопрос о крещении может быть решен положительно.
Безусловно, только этой подготовкой нельзя ограничиться. Новокрещеным членам Церкви дается значительный кредит доверия, и на священнослужителях, катехизаторах, и членах прихода лежит ответственность за их дальнейшее воцерковление и проведение длительной послекрещальной катехизизации. Здесь большое значение имеет деятельность воскресных школ для взрослых, о чем будет подробно говориться на соответствующем семинаре.
Для нашей Церкви, тогда когда еще несколько лет назад во многих храмах оглашение отсутствовало или ограничивалось лишь краткой беседой непосредственно перед Таинством, введение тех норм, которые определены документом уже является значительным шагом вперед.
Сейчас проведение оглашения именно в соответствии с утвержденными минимальными требованиями проводится в большинстве приходов, поэтому сегодня на семинаре будут рассмотрены примеры проведения такого оглашения. Будет предложен к обсуждению тот минимум знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть ищущий крещения и желающий крестить своих детей.
В приходах и благочиниях, где есть соответствующие возможности, желательно увеличивать длительность и объем подготовки к Таинству Крещения и бесед с родителями и восприемниками. В данных беседах могут участвовать не только те, кто готовится принять Крещение, но и крещеные, желающие изучить основы веры, если они ранее не прошли катехизацию. Есть положительные примеры проведения оглашения в течение 1-3 месяцев, а в некоторых случаях и более. Безусловно, за этот период можно с Божьей помощью сделать значительно больше для воцерковления человека. Изначальное нежелание готовиться к Таинству постепенно нередко перерастает в живую заинтересованность и нацеленность на дальнейшую церковную жизнь.
Есть епархии, где перед крещением повсеместно проводится большее количество бесед, чем это определено минимальными требованиями. На семинаре такой опыт будет представлен представителями Саратовской и Ташкентской епархий.
Вполне вероятно, что со временем, когда накопится опыт огласительной работы, минимальные требования к оглашению будут повышены и на общецерковном уровне.
В качестве положительного примера организации оглашения на семинаре будет представлен опыт Владивостокской епархии, где создан епархиальный огласительный центр (школа), осуществляющий централизованную подготовку к крещению на приходах.
Катехизация и оглашение как ее часть должны осуществляться священнослужителями и мирянами, подготовленными к этому служению. Катехизатор должен быть живым образцом веры. Ему необходимо говорить от церковного опыта в духе Священного Писания и Предания. Но говорить следует не об отвлеченных вещах, а о том, что близко для слушающих, о том, что готово воспринять их сердце.
Важно, чтобы на епархиальном и благочинническом уровне осуществлялся обмен опытом и повышение квалификации катехизаторов под руководством представителей епархиального отдела религиозного образования и катехизации и помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации.
На нашем семинаре будут также отражены особенности проведения оглашения с различными категориями оглашаемых. Будут рассмотрены вопросы осуществления взамодействия с оглашаемыми и связи оглашения с общинной жизнью на приходе.
Хотелось бы пожелать всем участникам семинара помощи Божией в нашей работе и просветительских трудах.