В данном докладе автором рассматривается один из наиболее значимых объектов для исследования – современный институт семьи. Сравнивая казачьи семейные традиции и устои с тем, в каком состоянии находится среднестатистическая семья сегодня, читатель приходит к ответу на главный вопрос: Что может предложить казачество для укрепления позиций семейного института в обществе?
Любая социальная группа, независимо от того, где и как она функционирует, какие преследует цели, состоит из совокупности определенных людей. Этих людей объединяют общие взгляды, идеи, действия. То же самое можно сказать и по отношению к отдельно взятому человеку: независимо от того, кем он является, какого положения смог достичь, какими принципами руководствуется в жизнедеятельности, его формирование как личности начинается в семье. Из этого можно сделать очень простой вывод: судьба государства, как одной большой социальной группы, напрямую зависит от судьбы института семьи. Бесспорно, исследуемая тема является актуальной, особенно в наше время. Чтобы наглядно продемонстрировать состояние, в котором находится семья сегодня, нужно обратиться к данным Росстата: число браков, заключенных в 2017 году в России составило «1049735»[1], в то время как количество разводов за этот же период составило «611436»[2]. Таким образом, около 60% браков распадаются. Конечно же такая ситуация не может не волновать любого человека, а нашей совместной задачей является помощь семье как важнейшему социальному институту.
Казачья семья: особенности, характеристика, быт, обычаи, традиции
«Казаки жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был принцип рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойные воспитание, жизнь и деяния настоящих поколений ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода»[3]. У любого появившегося казака или казачки, помимо кровных родителей, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных заботились задолго до рождения ребенка. Крёстного, как правило, подбирал отец – это должен быть человек надёжный и опытный, у которого было чему поучиться. Так он прежде всего формировал дух казака. Крёстную обычно подыскивала мать из числа своих подруг, желательно старше своего возраста. Огромное значение имело таинство Крещения. Ребёнка старались крестить как можно скорее, сразу в первый или второй день после рождения. Имя ребёнку давали по святцам, часто не сами родители, а священник. Основная задача в воспитании мальчика-казака – сделать из него воина, защитника своего Отечества, мудрого и ответственного главу семьи. Девочке с малого возраста прививался дух женщины-казачки, умеющей ждать жены, терпеливой матери и доброй хозяйки. У казаков всегда было отдельное представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до вступления в брак. Если девушка до свадьбы вступила в интимные отношения с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Девушкам разрешалось быть в мужском обществе только на брачных празднествах. Обычно они проводили время дома, в одиночестве или среди подруг, играли в разного рода игры, такие как: кремешки, жмурки, лапта, песни и пляски. О взаимоотношениях полов в среди казаков замечательно высказалась Г. Астапенко: «В отношениях девушек и парней не существовало никакого патриархального педантизма, мол, если гуляешь с одной, то и гуляй до самой свадьбы. Вовсе нет. Знакомства и увлечения менялись. Молодые люди искали себе пару по душе и характеру. Но свобода и лёгкость новых знакомств, увлечений, не означала сексуальной свободы и легкомысленности поведения»[4]. Вера в Бога являлась самой главной ценностью, которую воспитывали с самого раннего возраста в ребенке. Христианская нравственность не позволяла совершать «дурные» дела. «Народная педагогика осуждала 7 смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие»[5].
Проблемы современного института семьи
Современной семье, как уже подчеркивалось ранее, жизненно необходима помощь как со стороны государства, так и со стороны Церкви, в том числе и казачества. Для этого нужно выделить наиболее значимые проблемы, с которыми сталкивается семья:
- Огромное количество разводов, крайне низкая репродуктивная и воспитательная способность приводит к тому, что современные брачные отношения не удовлетворяют базовые потребности общества;
- Производственный, научно-технический и социальный прогресс привели к появлению разногласий между профессиональными и традиционными семейными мужскими и женскими ролями;
- Традиционные брачные союзы потеряли свой авторитет для молодёжи;
- Возможность экономической самостоятельности женщин снимает зависимость женщины от кормильца мужчины;
- Демократизация, дающие одинаковые права людям любого пола и возраста. Таким образом, женщина может сама решить вопрос необходимости супружеских обязанностей по отношению к мужчине;
- Наличие в некоторых странах ювенальной системы, сковывающей и сводящей на нет обязанности родителей по отношению к детям.
Действительно, современная семья не может являться единственным источником информации для подрастающего поколения. Развивающиеся информационные технологии позволяют использовать самыми широкие базы данных и проводить сравнительный анализ и отбор необходимых знаний. В настоящее время главная проблема состоит в ослаблении влияния семьи на воспитание молодого поколения и все возрастающее влияние средств массовой информации, несущее во многом неадекватное содержание.
Возможность влияния казачьих семейных ценностей на современную семью, пути преодоления проблем с помощью казачества.
Сравнив жизнь и уклад традиционной казачьей семьи с семьёй современной, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, казачество как таковое является очень сильным механизмом именно потому, что каждый казак, начиная с самого детства, имеет правильные представления о семье и это делает данный институт еще сильнее и весомее. Во-вторых, казаки, как и все люди, живут в государстве, а значит должны являться примером и образцом в семейной жизни для остальных граждан.
Теперь необходимо ответить на главный вопрос: какие шаги нужно предпринять для того, чтобы дух казачьей семьи проник в современное общество?
- Создать наиболее приемлемые совместные условия и формы общения населения с казачеством (праздники, акции, собрания, конференции);
- Активное сотрудничество казаков с органами социальной защиты населения и социальными отделами епархий, оказание помощи неблагополучным семьям;
- Помощь казачества в патриотическом воспитании молодежи, направленном, в том числе и на укрепление института семьи.
Казачество, имея глубокие корни и традиции, конечно же, призвано помочь молодым людям создать настоящую крепкую семью. Для этого у казаков имеются большие возможности – это, прежде всего, вера в Бога и накопленный многочисленными поколениями опыт супружеской жизни.
Библиографический список
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв.. Ростов –на-Дону: Изд. Гефест, 2010.
- Боярченков А.В. Казачья культура в воспитании молодёжи. URL: http://veshki-bazar.ru/docs/tradition/kazachya-kultura-v-vospitanii-molodyozhi (дата обращения 11.12.2018).
- Матюхина Е. А. Казачьи семейные традиции как способ решения проблемы воспитания детей в современных условиях. URL: http://vrhko.ru/tradicii/semeynye-tradicii/vospitanie-devochki/ (дата обращения 11.12.2018).
- Число браков за год. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31566 (дата обращения 11.12.2018).
[1] Число браков за год. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31566 (дата обращения 11.12.2018).
[2] Там же (дата обращения 11.12.2018)
[3] Боярченков А.В. Казачья культура в воспитании молодёжи. URL: http://veshki-bazar.ru/docs/tradition/kazachya-kultura-v-vospitanii-molodyozhi (дата обращения 11.12.2018).
[4] Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв.. Ростов –на-Дону: Изд. Гефест, 2010. С. 47-48.
[5] Матюхина Е. А. Казачьи семейные традиции как способ решения проблемы воспитания детей в современных условиях. URL: http://vrhko.ru/tradicii/semeynye-tradicii/vospitanie-devochki/ (дата обращения 11.12.2018).