«Формирование духовных ценностей Отечественной культуры у обучающейся молодежи
в системе непрерывного образования: проблемы и пути решения»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
26 января 2018 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Новые социально-политические и экономические отношения, развивающиеся в нашем обществе, актуализируют проблему образования и воспитания личности современного человека. В центре этой проблемы — духовно-нравственное воспитание и развитие, которое невозможно без освоения знаний о человеке, об особенностях поведения и становления личности, знаний духовных ценностей отечественной культуры.
«Если человек утратит хотя бы одну из моральных истин, погибнут и человек, и все человечество», — писал философ А. Ламартин, и мы полностью согласны с этим высказываем. В связи с этим напрашивается вопрос: а где хранятся эти духовно-нравственные ценности, которые так необходимы современному молодому поколению, впрочем, и не только им, где их истоки?
Как известно, духовно-нравственные ценности определяют уровень культуры в любом цивилизованном обществе. Россия всегда имела Базовые Высшие Ценности. В основе духовных ценностей отечественной культуры лежит, конечно, традиция, которая является своеобразным цементирующим скрепом, связывающим народы и поколения, и традиционное народное воспитание.
Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Большое значение на формирование духовности человека на Руси оказала религия, христианство, православная традиция. Традиционной чертой русского народа всегда было чувство коллективизма, соборность. Соборность – идеал русской духовной общности как альтернатива частной личной жизни за рубежом.
Духовно-нравственные сокровища православного христианства были, есть и остаются ценным источником формирования системы ценностных ориентаций и ценностно-образующих идей для русского человека, а в определенной мере и тех россиян, которые исповедуют другие религии, поскольку русское православие за долгие годы своих духовных исканий выработало многие их тех духовно-нравственных установок, которые мы сегодня называем общечеловеческими ценностями.
Священное Писание и поучения Иоанна Златоуста, митрополита Иллариона, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феофана Затворника и других отцов церкви составляли основу нашей национально-конфессиональной системы ценностей, фундамент православной этики и народной педагогики.
Проблема духовности является одной из ведущей в русской религиозной философии конца XIX начала XX века. Разработка этой проблематики связана с именами Ф.М.Достоевского, Вл.С.Соловьева, И.А.Ильина, П.А. Флоренского, Н.Ф. Федорова, и другие философов, социологов, педагогов, и психологов.
Понятия духовные ценности, духовность, духовная культура личности имеют место почти в каждой науке о человеке. Духовность, в самом общем смысле, — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью. Образование и воспитание не может быть без обучения духовным ценностям отечественной культуры.
В Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) указывается, традиционные источники формирования духовных ценностей, к которым относятся:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество и др. [7].
По нашему глубокому убеждению, важнейшую роль в разрешении данной проблемы играет система непрерывного образования, которую большинство отечественных современных исследований определяют, как комплекс государственных и негосударственных образовательных и культурно-просветительских учреждений, которые обеспечивают организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно решающих задачи общегуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической, нравственно-эстетической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и длящегося всю жизнь индивидуального стремления личности к самообразованию и самосовершенствованию.
Ведущими принципами в системе непрерывного образования при учете ценностно-ориентированного подхода мы выделяем принцип преемственности (культурно-исторической, сохранение уникальности национальных особенностей каждого народа, его этнокультурной преемственности и преемственности в образовании), принцип непрерывности и диалогичности.
Для решения названных проблем мы выделяем следующие идеи:
- Единство и взаимодополняемость образования и культуры, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества, образования и этнической культуры, в том числе, наличие этнокультурного (этнопедагогического) компонента в образовании и воспитании. Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры (этнокультуры), рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника.
- Система непрерывного образования как фактор трансляции духовных ценностей отечественной культуры, идей, норм и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки обучающейся молодежи к успешному существованию в социуме и культуре.
- Система непрерывного этнокультурного образования, имеющая свои специфические цели, содержание, формы, методы воспитания, обучения и развития личности на каждом из уровней образования (довузовское, вузовское, дополнительное образование, послевузовское образование).
- Мнение выдающихся ученых-педагогов прошлого о том, что национальное (народное) воспитание неразрывно связано с общечеловеческим, с воспитанием уважительного отношения к культуре различных народов. Специфическими средствами национального (народного) воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к религии, родине, семье и предкам, природе, фольклору, быту, искусству, языку.
Результативность любого образовательно-воспитательного процесса зависит от многих факторов:
- в первую очередь, это взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее формирование духовных этнокультурных и общечеловеческих ценностей молодежи, средствами народной художественной культуры и этнопедагогики, подчеркивающее роль этнической культуры в формировании мировоззрения и поведения обучающейся молодежи в полиэтническом сообществе;
- этнокультурная среда образовательных и культурно-досуговых учреждений, создающая условия для интегрированного освоения обучающейся молодежью системы общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и ценностей отечественной культуры;
- эффективные формы и технологии, проектирование и моделирование формирования духовных ценностей отечественной культуры у обучающейся молодежи в системе непрерывного образования.
Этнокультурное образование в вузе культуры и искусств, по нашему мнению, берет на себя роль просвещения в области традиционных духовных ценностей отечественной культуры, именно просвещения, так как проведенные исследования и многолетний опыт работы в вузе показывает, что наши студенты элементарно не только не могут принять традиционные духовные ценности, они о них просто-напросто не знают…
Поэтому необходимо расширять и углублять знания и умения наших студентов, раскрывая им традиционные духовные ценности отечественной культуры, они должны, по моему глубокому убеждению, пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, быть интегрирующим компонентом в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Это налагает на институт большую ответственность за подготовку квалифицированных кадров, обладающих как хорошей общепрофессиональной подготовкой и прочными общекультурными знаниями и умениями, культурологической и этнокультурологической, этнопедагогической составляющей.
В большей степени способствуют такому формированию личности, формированию традиционных духовных ценностей отечественной культуры этнокультурный, этнохудожественный и этнопедагогический циклы дисциплин, особенно этнопедагогика.
Выбор этнопедагогики оправдан тем, что она – часть духовной культуры народа с ее богатейшими традициями воспитания и обучения молодежи, формирующей основы общения, этики и морали. Воспитание как вечная этнопедагогическая категория обладает уникальными возможностями в подготовке молодежи к жизни. И эта вечность – в вечной заботе о Человеке, в вечном труде и преемственности поколений, в вечном внимании и сочувствии, взаимопомощи и взаимопонимании, в вечной памяти и вечной любви… Любви, перешедшей в Культ…
Конечно, мы не идеализируем этнопедагогику (народную педагогику), и не все традиционные ценности нужно принять в чистом виде, нужно брать те, которые смысложизненны, важны сегодня (не нужно навязывать эти ценности, они должны пройти через Душу); из истории России опыты насильственного навязывания нам известны… Но говорить об этом надо, т.к. именно на нас лежит ответственность за сохранение Традиций, Обрядов, Обычаев и всего того ценного, что накопила наша Русская Духовная Культура.
Безусловно, было бы наивным полагать, что именно этнокультурное и этнопедагогическое образование способно решить проблему формирования духовных ценностей Отечественной культуры, нужна система в этом направлении, нужны эффективные технологии.
Нужно, чтобы на каждом учебном занятии, в каждом учебном предмете пропагандировались духовные ценности отечественной культуры, будь то история, культурология, философия, и, конечно, литература.
Национальная художественная литература, Литература как искусство предоставляет значительные возможности для духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания молодежи, формирования человека культуры.
Конечно, эта работа не заканчивается только учебными курсами, она имеет продолжение во внеучебной деятельности, в проведении молодёжного досуга, в научно-практической деятельности обучающейся молодежи.
В системе организации современного молодёжного досуга, развивающего личность, мы выделяем такие формы ценностного ориентирования, как диспуты, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Основной формой такой деятельности будет повышение качества научно-исследовательской и проектной деятельности обучающейся молодёжи. Мы осознаем проектную и научно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть непрерывного образования.
Неоценимую помощь и содействие в решении названных проблем могут оказать музеи (городские, университетские, школьные), социокультурные и этнокультурные центры, учебные этнокультурные центры, кафедральные или вузовские, научные и научно-исследовательские лаборатории и т.д.
Более 12 лет успешно функционирует Межкафедральная научно-исследовательская лаборатория «Гармония» (далее – МНИЛ «Гармония») при факультете социально-культурной деятельности МГИК. МНИЛ «Гармония» сотрудничает с этнографическими и историческими музеями, со школьными этнографическими и военно-историческими музеями Москвы и Московской области, с Советами ветеранов САО города Москвы, с психолого-педагогическими центрами (зав. лабораторией – Н.Д. Булатова).
Ежегодно с 10 по 16 ноября на факультете социально-культурной деятельности МГИК мы проводим межкафедральную практико-ориентированную, научно-исследовательскую Неделю этнокультурной толерантности под названием «Единство в многообразии».
Каждый день Недели обозначен определенной темой, направлением, используются различные формы деятельности: конкурсы научных докладов; творческие показы-дефиле (например, народного костюма); авторские выставки и презентации; театрализация; тренинги и клубы (например, тренинг этнокультурной толерантности; работа клуба «Национальная игра – пространство толерантности», «Семейные традиции и обряды» и др.); мастер-классы, защита проектных и научно-исследовательских работ, проведение «круглых столов» и конференций.
Все участники Недели «погружаются» в этнокультурную этнопедагогическую среду. Главное – подключить к теме разговора молодых людей с использованием традиций, обычаев и нравов. В этих условиях возникают благоприятные предпосылки для проверки личных суждений и оценки их достоверности. В результате диалога совместного обучения, коллективного сотворчества, взаимодействия всех участников мероприятия, в процессе выступлений с докладами, обсуждений, бесед, показов и диспутов осуществляется своего рода, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение и взаимовоспитание, самопознание и самовоспитание.
По следам конференций и «круглых столов» изданы сборники научных трудов, программы и коллективные монографии [См., например, 4; 5; 8; 9; 10].
Более 19-и лет кафедра теории и истории народной художественной культуры и кафедра декоративно-прикладного творчества МГИК сотрудничает с музеями Московских образовательных учреждений: с этнографическим музеем «История культуры Земли Московской» и военно-историческим музеем «Защитники неба Москвы» ГБОУ города Москвы «Школа № 236 им. Героя Советского Союза Г.И. Щедрина» (Руководитель музеев, специалист в области НХК и музейной педагогики — Черний Татьяна Сергеевна; инициатор и руководитель сотрудничества в области формирования духовных ценностей отечественной культуры, от МГИК, – Надежда Дмитриевна Булатова).
В рамках музейной педагогики студенты, магистранты и аспиранты МГИК проводят тематические уроки и экскурсии, квесты, мастер-классы и массовые мероприятия.
Основная цель работы с обучающимися: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему гражданско-патриотическими и духовно-нравственными ценностями средствами музейной педагогики.
Основные направления деятельности и формы работы музея, безусловно, способствуют формированию таких духовно-нравственных ценностей, как: ценность традиций родной земли, ценности других народов и культур, ценность семейных традиций, ценность труда и трудолюбия, воспитывается толерантное отношение к людям разных культур и национальностей.
Таким образом, очевидно, что формирование духовно-нравственных ценностей и духовных ценностей отечественной культуры у обучающейся молодежи в системе непрерывного образования базируется на формировании нравственной позиции молодежи — единства знаний, убеждений, поведения, неразрывно связанного с мотивами.
И в заключении отметим, что система ценностей и идеалов, составляющих ядро духовности русского народа, веками формировавшая в народе лучшие духовно-нравственные качества, представляет особую значимость для современного образования. На этой основе народная художественная культура и народная педагогика в течение многих веков решала важнейшие задачи духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Необходимо воспользоваться этим потенциалом для воспитания чуткого и доброжелательного отношения к человеку, как и к себе; любви к своему дому, к семье, любви к родине и развития чувства патриотизма, любви к малой родине и к тем местам, где родился, ценностное отношение к языку и текстам народной культуры; забота о старших, гордость за свою страну, ценностное отношение к труду и к людям труда (мастерам), воспитание трудолюбия (а труд и есть знание или наоборот), ответственность, милосердие и т.д.; и в результате овладеть великим даром умения связать традиционность с современностью и увидеть перспективы своего развития [См. Н.Д. Булатова 1,2.3,6].
Примечания:
- Булатова Н.Д. Этнопедагогика: методическое пособие. М: МГУКИ, 2007. 65 с.
- Булатова Н.Д. Этнолингвистика. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Гриф УМО. — М.: МГУКИ, 2009 г. 165 с.
- Булатова Н.Д. Роль воспитания в формировании культурных ценностей и ценностных ориентаций студентов вузов культуры и искусств: приоритеты и проблемы / Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». ВАК РФ. Вестник МГУКИ № 4, 2009 года. С. 149-153.
- Булатова Н.Д., Черний Т.С. О педагогической деятельности музея как популяризатора этнокультурных ценностей // Актуальные проблемы управления и сервиса: сб. науч. статей. — ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина» Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. 149 с. С. 134-139.
- Булатова Н.Д. Музей как хранитель и популяризатор традиционной народной художественной культуры: историко-культурный и педагогический аспект // Вопросы инновационного конвергентного проектирования культурной среды: Архивный и экспедиционный мониторинг культурной среды регионов: Материалы архивных и экспедиционных исследований / Под.ред. П.Х.Зайдфудима, Н.Д.Булатовой. – Т. 1. – М.: МГУКИ, 2011. – 126 с. С. 4-8; 26-47.
- Булатова Н.Д. Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования / Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования», изд. Вак РФ, № 1 [20] февраль 2010; Горно-Алтайский университет, Челябинский институт проф.образования и др.С. 188-190.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Народная художественная культура как стратегический ресурс развития России: этнокультурное образование: Сборник материалов научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Д.Булатова. – М.: МГУКИ, 2011. 138 с.
- Непрерывное образование: история и современные проблемы: коллективная монография. // колл. авторов: Н.Д. Булатова, О.Г. Живейнова, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко. Москва: Издательство МБА, 2009. 250 с.
- Формирование духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного образования: теория и практика: Сборник материалов IV межкафедральной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г.) / Под ред. Н.Д. Булатовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГИК, 2015. 207 с.