Бородина Алла Валентиновна, президент Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», кандидат культурологии, член Союза писателей России
Доклад в рамках секции «Основы православной культуры»: преемственность историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, г. Москва, 28.01.2016.
Основные причины социального и экономического неблагополучия связаны с духовно-нравственными проблемами. Суть этих проблем – в недостатках современного образования и отсутствии веры в вечность и воздаяние по духовным законам. Возможность украшать жизнь образами святости, а землю храмами – это важное завоевание современного общества, но это только начало, а далее требуется огромный постоянный духовный труд по воспитанию самого человека, гражданина России и гражданина мира, воспитание чувства ответственности и осознание, что при соприкосновении с духовным миром степень ответственности перед Господом, людьми, государством возрастает. Нельзя не признать, что внешние положительные изменения в духовной и культурной жизни есть, и они достигнуты именно благодаря консолидации трёх главных сил – Церкви, государства, общества. И что особенно важно, инициативы идут от самого народа. Поддержанные, благословлённые Церковью, они принесли плоды, которые изменили, одухотворили нашу жизнь, значительно обогатили гуманитарные науки и существенно повлияли на развитие законодательной, нормативно-правовой базы.
В условиях возрастающей угрозы безопасности России происходит объединение усилий этих трёх главных сил, прежде всего, на смысловом уровне и на уровне целеполагания. Постепенно происходит осуществление важнейших для будущего России и всего мира проектов. Одним из таких проектов стал курс «Основы православной культуры». От частной инициативы, от одного первого учебника с таким названием родился грандиозный проект, получивший не только общероссийское, но и мировое значение. Важнейшим событием стал факт благословения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II первого учебника с таким названием и дальнейшей разработки целого направления ОПК. Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подтвердило продолжение концептуальной стратегии развития религиозно-культурологического образования и правильность формулировки названия учебного курса и направления в образовании и науке. А правительственные документы, начиная с 2009 года, закрепили название «Основы православной культуры» на государственном, федеральном уровне.
К сожалению, нередко игнорируются благословения двух Патриархов и до сих пор делаются попытки осуществить подмену названия на иные, более размытые и неопределённые названия, что вносит непонимание и существенно тормозит развитие направления. Так, эксперимент в Москве, подготовленный в 2015 году специалистами, опускающими первостепенную значимость слова «основы», включил всё, кроме собственно основ православной культуры. Мы не устаём повторять, что название – это краткая формулировка содержания. Основу православной культуры составляет вера, и без слова «основы» предмет теряет свою религиозную суть, оставляя место только тому, что всегда содержалось в таких школьных предметах, как литература, искусство, история, МХК, окружающий мир. Причём авторы пособий по этим предметам всё активнее используют содержание по православной культуре. Такая тенденция сама по себе радует, поскольку обеспечивает связи этих предметов с ОПК, именно с основами. Но если «основ» нет, то это всего лишь дублирование и расширение материалов без раскрытия сути, и со временем такой отдельный предмет просто не будет нужен.
Для создания условий повышения качества преподавания ОПК и его распространения необходимо решать и другие проблемы. Важнейшим из таких условий является добровольный выбор УМК педагогом. Успех зависит от личности педагога, от пробуждения его желания и стремления к саморазвитию и самообразованию в соответствии со своими талантами, образованием и т. д. Лоббирование должностными лицами УМК и пособий в своих личных интересах существенно тормозит развитие творческих ресурсов педагога. Министерство образования и науки РФ (государство) пытается принимать антимонопольные меры, церковными и общественными силами следует также поддержать разнообразие УМК, чтобы педагог чувствовал, что он не марионетка в руках чиновников в достижении ими коммерческих интересов и карьерного роста, что его труд и мнение как профессионала важны, что руководство, занимающееся православным содержанием, ориентировано не на свои личные корыстные интересы, а на православие как фактор, ведущий к благополучию общества.
Граждане, в том числе многие мигранты, обращают свой взор к Церкви, надеясь найти идеал, образцовые отношения. Внимание граждан России также обращено к поступкам православных людей – это главное, от чего зависит успешность возрождения православной веры.
Нужно продолжать деятельность по разработке и распространению ОПК в существующих условиях, не форсируя события, не нажимая на расширение «сверху», потому что этот шаг обусловит окончательный провал не только православного просвещения, но и религиозного образования в целом. Обязательное неподготовленное расширение по годам обучения ОРКСЭ «сверху» будет способствовать уходу от религиозных модулей в пользу светской этики, хотя этот модуль никому не нужен, но он – простейший выход для плохо подготовленного или сомневающегося учителя и руководителя.
Анализируя ситуацию в стране, можно даже опустить действия откровенных противников, а обратить внимание только на объективные условия:
1) Последствия атеистического мировоззрения и советского прошлого сильны, а в условиях кризиса и коррупции достижения советского общества периода развитого социализма в области здравоохранения, образования, культуры, условий труда, пенсионного обеспечения – всё это вспоминается как образец социального и нравственного благополучия, справедливости и государственной стабильности, и далее идеализируется. Это обстоятельство не способствует принятию нового содержания о высших ценностях, появившегося в эпоху коррупции и катастрофического расслоения общества в противовес этим недостаткам современности.
2) Общество вполне удовлетворено достигнутым внешним уровнем и свободой вероисповедания: храмы всех традиционных религий восстанавливаются, построены новые, но нет религиозной глубины, а если народ о ней не знает, то он её и не ищет. Когда я готовила учебник по ОПК, то начинала с формирования мотивации, с разъяснения, для чего это нужно, – в выступлениях, пособиях по отдельным литературным произведениям и темам, статьях, стараясь пробудить интерес, обратить внимание и убедить учителей и родителей. Так формировалась мотивация к преподаванию ОПК. А для сегодняшних школ все модули «упали сверху», и интереса к ним нет. Интерес появляется тогда, когда удается поработать с педагогами и руководителями на семинаре. Но, к сожалению, как только пробуждается педагогическая среда, тут же появляются «специалисты», которые перечеркивают достигнутый результат, запутывая и запугивая педагогов. Обычно это три позиции: во-первых, начинают навязывать вероучительный подход (курс «Закон Божий»); во-вторых, говорят о якобы «не принимающей позиции государственных чиновников» (на самом деле, государство, хоть и не идеально, но условия для преподавания ОПК создало); и в-третьих, начинают сводить к модулю в рамках ОРКСЭ, из которого дети не получают даже знаний о событиях, которые отражены в литературе искусстве. То есть результат обычный: мотивация разрушена, представления о возможностях преподавания – пугающие, а концепции – искажены.
3) А теперь по поводу собственно ОПК. К сожалению, до сих пор никто не исследовал соотнесение успеха в распространении ОПК в начале XXI века с содержанием и концепцией первых учебных пособий по ОПК. А ведь это был не просто интерес, это был взрыв интереса, активности быстрого накопления опыта по ОПК. Наибольший выбор модуля ОПК в рамках курса ОРКСЭ во всех регионах был там, где почву подготовил систематический курс ОПК, например, в некоторых городах, где было введено преподавание по нашему систематическому многолетнему УМК (как иногда говорят, – «классическому ОПК»), сначала выбор ОПК был – 100%, но со временем процент стал снижаться. Причины отказа: во-первых, качество учебника А. В. Кураева и новая концепция курса не отражали сути ОПК, на которые формировался социальный заказ, а во-вторых, введение ОРКСЭ сопровождалось вытеснением систематического УМК с постоянными проверками. Некоторое время (1–3 года) педагоги продолжали использовать привычное учебное пособие для 4 класса «Православие – культурообразующая религия России», что во многом обеспечивало положительные результаты, но постоянные проверки и штрафы создавали неудобства и неопределенность, в результате наблюдается охлаждение к модулю ОПК и теме ОПК в целом.
Выводы: введение ОРКСЭ было важным историческим шагом отказа от атеистической идеологии как единственной в государстве, образовании и науке. На уровне правительственных документов задача была решена. Но ошибочным был прогнозируемый результат по выбору модулей. И подвели качество учебника по модулю ОПК и подмена первоначальной концепции. И ещё неудача: само тематическое содержание модуля ОПК (ОРКСЭ) – ознакомительно-замкнутое и малоперспективное для расширения. Хотя нам удалось соотнести его с систематическим курсом. Итак, серьёзный политический шаг сделан, но пострадало направление ОПК.
Поэтому необходима поддержка ОПК в любой форме, прежде всего как систематического курса, хотя бы как факультативного, кружкового, по выбору, постараться вернуть то триумфальное шествие ОПК, которое наблюдалось до введения ОРКСЭ, в 2002 – 2008 гг.
Еще немного о деятельности Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» по разработке курса ОПК. Ситуация с ОПК такова, что коммерческой ценности пособия по ОПК для издательств не представляют: маленькие тиражи, сложность содержания и распространения, усложненная экспертиза, постоянные изменения и дополнения в нормативно-правовую базу. Отдельные пособия приходится делать по 100–200 экземпляров в цифровой печати. Чтобы развитие курса не останавливалось, необходима общественная помощь, безвозмездное участие, и такие формы деятельности присущи Фонду. С декабря 2014 по сентябрь 2015 гг. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд ОПК участвовал и стал победителем в открытом конкурсе. Получив правительственный грант, то есть соединив общественные, государственные и церковные ресурсы, Фонду ОПК удалось подготовить комплект для дошкольников из 15 красочных разнообразных пособий. Около тысячи таких УМК для дошкольников по программе «Культура и творчество в детском саду» были распространены в разных уголках России и других государств. Это один из примеров церковно-государственно-общественного сотрудничества в современном обществе. Хочу выразить слова благодарности от Фонда и педагогов всем, от кого этот проект зависел, – Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Президенту РФ, Обществу «Знание» и всем молитвенникам нашим и немногим помощникам, которые трудятся на благо Отечества абсолютно бескорыстно и безымянно, предпочитая награды на небесах. Могу порадовать всех: мы продолжаем проект, переиздаем пособия и издаем новые, чтобы можно было приобретать их для работы уже в неограниченном количестве. Церковно-государственно-общественное сотрудничество обеспечивает также успешную инновационную деятельность по направлению ОПК. Например в г. Нижнем Новгороде открыта инновационная региональная площадка, в которой задействованы и сотрудники Нижегородской епархии, и государственные структуры, и Межрегиональный общественный фонд «Основы православной культуры».