28 января 2016 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя тема «Основы православной культуры в системе образования» объединила ряд мероприятий двух направлений XХIV Международных Рождественских образовательных чтений: «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» и «Церковь, государство, общество».
Мероприятия проходили под председательством епископа Тарусского Серафима, викария Калужской епархии и сопредседательством Аллы Валентиновны Бородиной, президента Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», разработчика авторского курса «Основы православной культуры», кандидата культурологии, члена Союза писателей России. Работала выставка учебной литературы «Духовное содержание в образовательном пространстве».
Конференция «Единство Церкви, государства и общества в достижении социального и нравственного благополучия» (кураторы: Бородина Виктория Алексеевна, исполнительный директор МОФ «ОПК», и Сергей Сергеевич Репринцев, специалист службы по взаимодействию с общественными организациями), продолжилась работой секции «Церковно-государственно-общественное партнерство в продвижении ОПК в систему образования», в рамках которой состоялись семинар для руководителей образования и педагогов «Основы православной культуры»: преемственность историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания» и круглый стол «Церковно-государственно-общественное партнёрство впродвижении ОПК в систему образования».
В работе мероприятий приняли участие представители Волгоградского, Калининградского, Калужского, Краснодарского, Красноярского, Московского, Нижегородского, Омского, Оренбургского, Пермского, Рязанского, Ставропольского, Челябинского регионов, Алтайского края, Донецкой Народной республики, республики Коми, Луганской Народной республики, Эстонии (всего 83 человека из 18 регионов России и зарубежья).
Епископ Тарусский Серафим, обратившись к участникам с приветственным словом, процитировал утвержденную 31 декабря 2015 года Указом Президента РФ «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации», пункт 79: «Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путём внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».
Владыка Серафим обратил внимание собравшихся на то, что в Стратегии «“воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях”. Вот об этой консолидации на разных уровнях и предлагаю участникам нашего заседания поразмышлять, представляя свои теоретические исследования и практический опыт. Нам важно соборно осмыслить как успехи, так и трудности на этом пути. Важно сформулировать прогнозы о перспективах влияния Церкви, государства и общества на выстраивание моделей будущего в главной сфере деятельности человека, связанной с культурой и образованием. …по милости Господа мы дожили с вами до времени, когда можем открыто говорить о духовной основе нашей жизни, о православной духовности, которая вот уже более тысячи лет скрепляет наши семьи, наше Отечество, наше государство. Государством сделан серьёзный шаг, чтобы на деле подтвердить высказанную ранее позицию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, что для человека, живущего в России, очевидно, что он «не может считать себя вполне образованным и культурным, если он не просвещен знанием о духовной культуре Отечества, неразрывно связанной с Православием» (из Послания к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года). Именно эту задачу призван решить курс «Основы православной культуры», продвижением которого в отечественном образовании занимается Межрегиональный фонд содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», возглавляемый известным учёным и педагогом, автором первого учебника по основам православной культуры Аллой Валентиновной Бородиной. Россия сильна верой, Православием, единством». Епископ Тарусский Серафим призвал к объединениюсил в этот нелёгкий исторический период для достижения социального и нравственного благополучия, для укрепления государства и процветания России.
Алла Валентиновна Бородина в своём выступлении подчеркнула, что основные причины социального и экономического неблагополучия связаны с духовно-нравственными проблемами. Суть этих проблем, по мнению А. В. Бородиной, – «в недостатках современного образования и отсутствии веры в вечность и воздаяние по духовным законам… Нельзя не признать, что внешние положительные изменения в духовной и культурной жизни есть, и они достигнуты именно благодаря консолидации трёх главных сил – Церкви, государства, общества… Постепенно происходит осуществление важнейших для будущего России и всего мира проектов. Одним из таких проектов стал курс «Основы православной культуры». А. В. Бородина говорила и о других проблемах, внимание к которым необходимо для создания условий для повышения качества преподавания ОПК и его распространению. «Важнейшим из таких условий является добровольный выбор УМК педагогом. Успех зависит от личности педагога, от пробуждения его желания и стремления к саморазвитию и самообразованию в соответствии со своими талантами, образованием и т. д.».
Бондаренко Николай Николаевич, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и закон», председатель общественного движения «Пчелки», выступил с докладом на тему «Проблемы формирования патриотической личности в современном обществе», подчеркнув высокое качество УМК А. В. Бородиной и его возможности для гражданско-патриотического воспитания, формирования осознанного отношения к духовности, традициям, Отечеству. Также Н. Н. Бондаренко говорил об изощрённости современной борьбы с православием с помощью разнообразных формам подмены содержания ОПК.
Кассин Олег Юрьевич, председатель Всероссийского общественного движения «Народный Собор», выступил с докладом на тему «Личность и общественное служение». Олег Юрьевич напомнил историю борьбы с курсом ОПК и сказал, что она продолжается в другой, более скрытой форме. О. Ю. Кассин вручил А. В. Бородиной в подарок книгу о Патриархе Гермогене, великолепно изданную с участием ВОД «Народный Собор», поблагодарил А. В. Бородину за её труды. Была также вручена медаль «Народного Собора» Николаю Николаевичу Бондаренко, который, как и А. В. Бородина, является координатором и членом Президиума ВОД «Народный Собор».
Бородина Виктория Алексеевна, исполнительный директор Межрегионального фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автор учебных пособий для дошкольников по программе А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду», познакомила с методическими особенностями работы с пособиями серий «Готовимся к школе», «Навстречу прекрасному миру», с игровыми материалами.
Диакон Георгий Юренко, ведущий специалист сектора Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации сделал содержательный доклад по статистике распространения ОРКСЭ и осветил ряд актуальных вопросов, связанных с выбором ОПК в рамках курса ОРКСЭ.
С докладом «Система образования в России как условие воспроизводства её культурной традиции» выступила Лактионова Наталья Яковлевна, старший научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН, кандидатисторических наук.
В рамках Семинара «Основы православной культуры»: преемственность историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания» был представлен опыт использования УМК А. В. Бородиной в учреждениях разного типа в разных регионах.
- Криволуцкая Наталья Олеговна, Почётный работник общего образования РФ, лауреат премии «Лучшие учителя России» в 2007 году, учитель высшей категории, учитель начальных классов и ОПК МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Балабаново, руководитель Районного методического объединения учителей ОПК и ОРКСЭ, и Данилова Альбина Михайловна, преподаватель ОПК МБОУ «Ноосферная школа» Боровского р-на Калужской области рассказали и представили наглядный материал по многолетнему использованию ОПК в общеобразовательных школах обычного типа.
- По благословению игумении Николаи (Ильиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце, Полякова Ольга Владимировна, преподаватель ОПК, сделал блестящий доклад по использованию УМК А. В. Бородиной в образовательной деятельности православного приюта «Отрада» в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца Калужской области.
- Елисов Андрей Владимирович, учитель истории, обществознания и курса «Основы православной культуры» Саваслейской средней общеобразовательной школы Нижегородской области, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Серафимовский учитель», победитель регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Нижегородской области, автор ряда поэтических сборников и пособий для учителей и родителей, представил свой опыт работы в общеобразовательной школе обычного типа.
- Колесникова Светлана Николаевна, учитель начальных классов и курса ОПК МБОУ «Целинная СОШ № 2» г. Целинный Алтайского края, руководитель муниципального методического объединения учителей ОРКСЭ, руководитель проекта «Возрождение» (победителя конкурса «Православная инициатива»), лауреат премии «За нравственный подвиг учителя» в Сибирском федеральном округе, рассказала о государственной грантовой поддержке их педагогического труда по ОПК в общеобразовательном учреждении обычного типа.
- Игумен Герман (Скрыпник), настоятель Свято-Покровского храма Луганской Народной Республики, сотрудник отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Ровеньковской епархии УПЦ МП, зам. директора по экспериментальной работе Свердловского лицея № 1, учитель ОПК, преподаватель философских и религиоведческих дисциплин, познакомил с опытом работы с молодёжью по проекту А. В. Бородиной в общеобразовательных школах разного типа г. Луганска.
- Ильина Галина Ивановна, директор МКОУ «Кировский лицей» Калужской области, сделал доклад об использовании ОПК в лицейском образовании.
- Протоиерей Валерий Солнцев, настоятель домового храма Святого Праведного Феодора Ушакова, священник храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино г. Москвы, доктор технических наук, преподаватель ОПК, сделал доклад об использовании курса ОПК в Московском объединенном морском корпусе Героев Севастополя № 1700 г. Москвыи о проблемах, которые приходится преодолевать, отстаивая права школьников на полноценное образование, духовно-нравственное воспитание, на родную отечественную культуру. Выяснилось, что число желающих изучать ОПК по УМК А. В. Бородиной постоянно растёт, оно достигло уже 70, но преподавать ОПК в условиях столичного образования удаётся только в форме кружка, во внеурочное время. Это ещё одна проблема, которая требует своих исследователей, чтобы получить ответ на вопрос: почему приоритетному направлению отводится такое скромное место в столичном образовании.
- Огромный интерес вызвало выступление доктора исторических наук, профессора, капитана 1-го ранга, полковника юстиции Введенского Евгения Александровича. Именно этому человеку столичное образование должно быть благодарно за создание кадетской школы «Московский объединённый морской корпус Героев Севастополя» № 1700 г. Москвы, которую выпускники называли «лучшей школой в мире». Такого результата удалось добиться Е. А. Введенскому, преобразуя заброшенную школу, полученный им когда-то местный центр по распространению наркотиков, в школу с духовно-нравственными ориентирами. Трудами Е. А. Введенского в школе был создан домовый храм Святого праведного Феодора Ушакова.
- Лобанова Тамара Михайловна, куратор по взаимодействию со светскими образовательными учреждениями Кулебакского благочиния Выксунско-Павловской епархии Нижегородской области, Отличник народного Просвещения, и Шаблыгина Светлана Владимировна, учитель МБОУ школа № 8 г. Кулебаки, рассказали об опыте применения технологий духовно-нравственного образования в образовательном комплексе Кулебакского района, это опыт охвата многолетним систематическим преподаванием ОПК всего г. Кулебаки.
- Буева Ирина Ивановна, зав. кафедрой педагогики, социально-экономических и гуманитарных дисциплин Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, кандидат педагогических наук, привезла из г. Оренбурга доклад с презентацией «Современная российская государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи», представив постепенные и последовательные шаги правительства России по этому важному направлению.
- Анохина Тамара Викторовна, заместитель председателя Комиссии РОиК Калужской митрополии, член Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области, заместитель главного редактора издательства Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, редактор и составитель журнала «Кораблик», говорила о калужской модели соработничества, плодотворность которого прямо связана с деятельностью двух сопредседателей Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области (далее – Совета) губернатора Калужской области и главы Калужской митрополии. На протяжении ряда лет в центре внимания членов Совета находятся вопросы продвижения курса ОПК в образовательные организации при условии соблюдения всех законов, активизация работы муниципальных Координационных советов по духовно-нравственному воспитанию, пропаганда лучших практик государственно-общественного управления в духовно-нравственной сфере. Огромным потенциалом в продвижении ОПК является региональный этап Чтений, ежегодно организуемый при личном участии губернатора Калужской области и при поддержке всех членов Совета. Проанализировав сложившуюся ситуацию вокруг ОПК в целом, Т.В. Анохина назвала ряд проблем, в решении которых крайне важно консолидироваться всем здоровым силам общества. Размышляя о перспективах продвижения курса ОПК, прозвучало предложение в адрес Министерства образования и науки РФ провести совместно с Синодальным ОРОиК исследование и выявить динамику изменения практики преподавания ОПК в разных формах в тех регионах, где до 2012 года было зафиксировано систематическое преподавание ОПК. Подобное исследование существенно дополнит статистику о преподавании ОРКСЭ, прозвучавшую в докладе диакона Георгия Юренко, и даст информацию, крайне важную для сохранения ориентира, который был в своё время сформулирован на основе социального заказа народа на внедрение в отечественных школах систематического нравственного учения, наиболее полно и ясно представленного в проекте «Основы православной культуры». Без этого ориентира не представляется возможным рассматривать воспитание как стратегический общенациональный приоритет.
По просьбе А. В. Бородиной и благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в работе семинара принял участие иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос». Замысел участия в ходе семинара иеромонаха Фотия, признанного «лучшим голосом России», заключался в том, чтобы дать педагогам послушать живое исполнение произведений разных жанров – от классических произведений до церковных песнопений, показать возможности славить Господа и служить людям по-разному и подвести к пониманию красоты православного церковного песнопения и его главного назначения – молитвенного предстояния. Это стало и частью обучения, и подарком участникам, которые приехали на секцию из разных регионов России и из-за рубежа. Участники получили возможность не только услышать удивительное исполнение, но и то, как их собственная душа отзывается на разные произведения: с восторгом и восхищением, погружением в воспоминания, или миром в сердце, когда душа общается с Богом. Иеромонах Фотий развил этот педагогический замысел. Он, исполнил шесть произведений, в том числе своё новое авторское духовное произведение. А чтобы прочувствовать особенность воздействия церковных песнопений, было предложено приехать в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь и услышать их во время богослужения, для чего они и создавались.