Протоиерей Владимир Воробьев,
профессор, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,
секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых
Доклад на конференции «Прославление и почитание святых» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Москва, Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, 26 января 2016 года
В эпоху самых страшных гонений на православную веру в России в XX веке явилось огромное воинство святых – множество мучеников, исповедников и праведников, которые своими подвигами, часто ценой своей жизни отстояли веру в борьбе, казалось, с самим дьяволом – столь жестоки, беспощадны, коварны были мученья, пытки, расправы безбожников. Тогда многие думали, что приблизился последний час земного существования Русской Церкви – уже были закрыты все монастыри, почти все приходские храмы, все церковные и духовные школы. Священники, монахи, причетники убиты, замучены, а те, кто остались живыми, рассеяны. В СССР к 1939 г. на кафедрах осталось только 4 архиерея. Но оказалось, что именно в период своего голгофского страдания Церковь была самой живой, самой сильной и непобедимой. Она молча истекала кровью, но кровь эта снова стала семенем веры, как и в первые века христианства.
В те страшные времена мы ничего не знали о множестве новых святых, вставших на защиту веры. Слышали только о множестве замученных, но казалось, что никогда не узнаем ни их имен, ни времени, ни места их безвестной кончины. Русскую Церковь называли тогда заграницей «Церковью молчания». Но, как только явилась малейшая возможность, Русская Церковь заговорила и заговорила … о своих святых. Это было странно и удивительно слышать: загнанная в гетто Русская Церковь вдруг начала прославлять святых. Что это? Разве это не абсурд и нет более неотложных проблем, чем канонизация святых? Разве больше не о чем говорить, тревожиться, нечего добиваться? Но Церковь живет в своих святых – именно они являются носителями благодати Святого Духа. И как гроб не мог удержать воскресшего Господа, так невозможно скрыть святое воинство мучеников или молчать о нем.
Канонизация новых святых возобновилась в Русской Церкви по инициативе митрополита Никодима (Ротова) в 1970 г. и осуществлялась в разных формах – в зависимости от того, что удавалось согласовать с государственной властью.
10 апреля 1970 г. был канонизирован святитель Николая Японский «в ответ на обращение» Собора Православной Миссии в Японии[1], а 6 октября 1977 г. — святитель Иннокентий Московский «в ответ на обращение» Американской Православной Церкви[2]. Обе канонизации совершились в «расширенном заседании» Священного Синода. 21 февраля 1978 г. незадолго до кончины митрополита Никодима (+5 сентября 1978 г.) Священным Синодом была утверждена Служба святителю Мелетию Харьковскому, «исправленная» митрополитом Никодимом[3], после чего в Харькове была совершена «местная» канонизация святителя[4].
На Поместном Соборе 1988 г. состоялась первая после революции 1917 г. полноценно подготовленная канонизация девяти русских святых. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил Собору доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», являющийся плодом семилетних ученых изысканий Историко-канонической группы в рамках Юбилейной комиссии и активной помощи представителей Духовных школ Московского Патриархата[5]. В заключение своего доклада митр. Ювеналий изложил выводы о практике канонизации святых в Русской Православной Церкви и представил основания для прославления девяти подвижников благочестия. Пункт 8 Деяний Собора гласил: «… считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия»[6]. В соответствии с этим решением 11 апреля 1989 года на заседании Священного Синода была образована Синодальная комиссия по канонизации святых (СККС)[7] под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Состав Комиссии:
- Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – председатель комиссии.
- Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев).
- Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент ЛДА
- Протоиерей Ливерий Воронов, профессор ЛДА
- Протоиерей Иоанн Белевцев, профессор ЛДА
- Протоиерей Павел Недосекин, преподаватель МДС, секретарь
- А.А.Макаров, заведующий отделом «Церковная жизнь» издательского отдела Московской Патриархии.
После Собора 1988 г. к лику святых были причислены несколько выдающихся новомучеников новейшего периода: святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (1989) и Патриарх Московский Иов (1989), митрополит Киевский Владимир (1992), митрополит Петроградский Вениамин (1992), Великая Княгиня Елисавета (1992), митрополит Крутицкий Петр (1997), митрополит Серафим (Чичагов, 1997)), архиепископ Тверской Фаддей (1997), первомученик Иоанн Кочуров (1994), священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий (1994). Были также прославлены св. праведный Иоанн Кронштадтский (1990), преподобные Кирилл и Мария (1992), родители преп. Сергия, митрополит Филарет Дроздов (1994) и снискавшая особое почитание народа святая праведная Матрона Московская (в 1999 — к местному почитанию, в 2004 – к общецерковному).
В контексте подготовки к Юбилейному Архиерейскому собору 2000 г. было решено прославить Собор всех новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и неизвестных[8]. Священный Синод поручил правящим Преосвященным провести тщательное исследование и в течение полугода представить в СККС материалы о новомучениках и исповедниках ХХ века, пострадавших в их епархиях, для возможного включения в Собор новомучеников и исповедников[9]. Готовить эти материалы к Юбилейному Архиерейскому Собору поручалось Синодальной комиссии по канонизации святых. Значительная часть этой информации была получена из базы данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского Богословского института. На заседании Священного Синода 31 марта 1999 г. было принято решение о создании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века[10]. Эта задача была выполнена на факультете Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. были приняты следующие решения[11].
- Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.
- Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили (далее перечислены 867 святых, в том числе 46 непоименованных).
- Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью.
- Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых (перечислены 230 святых, в том числе 112 непоименованных).
Дальнейшая перспектива прославления святых была определена последними пунктами Деяния:
- В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых.
- Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Процесс выявления имен в Соборе новомучеников и исповедников продолжается по сей день, на сегодня в него включено 1773 имени.
Кроме Собора новомучеников и исповедников Российских Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. прославил 9 подвижников благочестия и собор 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), а также благословил общецерковное почитание преп. Иова Анзерского (в схиме Иисуса) и собора Оптинских старцев. Были также прославлены Московский старец протоиерей Алексий Мечев, митрополит Макарий Невский, иеросхимонах Серафим Вырицкий.
Подготовка к массовой канонизации 2000 г. стимулировала развитие церковно-исторических исследований. Игумен Дамаскин (Орловский) подготовил серию «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» в семи томах (1992–2002), а также сборники «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002—2005. Т. 1-5, доп. 1-4). В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете стала издаваться серия «Материалы по новейшей истории Русской Церкви», в которой к настоящему времени опубликовано 23 тома.
В своем докладе на Юбилейном Архиерейском соборе Председатель СККС митрополит Ювеналий дал общий обзор критериев канонизации святых, выработанных к 2000 г.
Первый шаг в этом направлении был сделан Священным Синодом 11 апреля 1989 г., определившим, что инициатива в возбуждении вопроса о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих архиереев[12].
В 1993 г. была упорядочена практика канонизации местночтимых святых. Священный Синод одобрил два документа, подготовленных Синодальной комиссией по канонизации святых:
– О порядке канонизации местночтимых святых Русской Православной Церкви на епархиальном уровне[13]. Сформулированы критерии канонизации, совпадающие с общецерковными.
– О порядке канонизации местночтимых святых и работе епархиальных комиссий по канонизации святых[14]. Сформулирован порядок действий при канонизации местночтимых святых.
Следует отметить, что Юбилейным Собором было принято решение о включении в собор новомучеников и исповедников Российских всех новомучеников и исповедников, которые прежде были канонизированы в лике местночтимых святых[15].
Следующее Определение Священного Синода, изданное 26 декабря 2002 г., касается деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых[16]:
– необходима тщательная подготовка и проверка материалов к канонизации;
– правящий архиерей лично отвечает за качество публикаций этих материалов;
– недопустима практика сбора подписей;
–обретение св. мощей допускается только с благословения Святейшего Патриарха;
–мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания.
Все эти указания остаются действующими и сегодня.
В 2010 г. Священным Синодом было сделано уточнение: в состав епархиального Собора святых следует включать подвижников, основным местом подвига, либо погребения которых является данная епархия[17].
В 2014 г. было сделано еще одно дополнение относительно сформировавшихся к этому времени митрополий: для епархий, входящих в состав митрополии, могут учреждаться соборы святых митрополии, для одиночных епархий – епархиальные соборы святых[18].
Критерии канонизации были уточнены в Определении Священного Синода от 6 октября 2011 г. «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви»[19]. В нем впервые сформулировано положение о необходимости исследования всего комплекса документов, содержащихся в закрытых архивах, – для положительного решения вопроса о включении подвижника в Собор новомучеников и исповедников.
При подготовке материалов к канонизации должен рассматриваться весь комплекс источников, при этом особое значение имеет полнота исследования в историческом контексте. В документе указывалось на необходимость тщательного изучения исторических источников, отсев апокрифических сюжетов, сомнительных фактов и событий. Была четко сформулирована граница между духовным и «гражданским», светским подвигом и указано, что «известность человека как строителя или возобновителя монастыря, как государственного деятеля, военачальника или лица, иным образом прославившегося в истории, – сама по себе не может быть признана достаточной причиной для канонизации».
Этот документ был признан обязательным к применению в епархиях Русской Церкви.
2013 – 2015 гг. были отмечены особым попечением священноначалия о развитии почитания святых в Русской Церкви, 12 марта 2013 г. был создан во главе с митрополитом Ювеналием Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской[20], в который вошли представители основных Синодальных отделов. Эта тема отчасти относится и к попечению СККС, она постоянно затрагивается в отчетах епархиальных комиссий по канонизации святых.
Архив Комиссии, собранный за последние пять лет, содержит комплекс дел о канонизации, папку с основными общецерковными документами, папку с протоколами и пять папок с письмами, полученными за это время из разных епархий.
Содержание архива в части присланных в Комиссию писем и дел иллюстрирует актуальность рекомендаций, принятых Священным Синодом в 2011 г. По большей части это — плохо составленные и обработанные материалы, а также просьбы о канонизации разных лиц, направленные в Комиссию в обход требования о представлении дел на канонизацию через правящих архиереев.
Таким образом, в значительной степени Комиссия тратит свои усилия на отработку плохо подготовленных или маргинальных дел.
Остается проблемой вопрос об обретении мощей в епархиях.
Первое суждение Священного Синода об упорядочении практики открытия святых мощей было принято на заседании 6 октября 1998 г.[21] В нем говорилось:
- О необходимости иметь Определение Св. Синода, Архиерейского или Поместного Собора, либо благословение Святейшего Патриарха для того, чтобы приступать к открытию святых мощей подвижников веры и благочестия в епархиях.
- Акт их освидетельствования должен составляться с участием ученых – специалистов в этой области.
В 2011 г. на Архиерейском Соборе было принято решение о том, что
«12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой» («О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»)»[22].
Осенью 2011 г. Священный Синод вернулся к вопросу об обретении мощей и постановил напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения постановления Священного Синода от 26 декабря 2002 г.[23]
Наиболее четко порядок обретения мощей был прописан в постановлениях Священного Синода от 4 октября 2012 г.[24]:
- Епархиальным архиереям для обретения мощей подвижников веры и благочестия подавать в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы, касающиеся вопроса определения места погребения подвижника и принадлежности захоронения указанному лицу.
- Синодальной комиссии по канонизации святых при изучении вопроса об обретении мощей подвижника веры и благочестия привлекать к работе ученых специалистов (археологов, историков, антропологов и иных), а о результатах исследования докладывать Патриарху Московскому и всея Руси и сообщать епархиальному архиерею.
- Вскрытие захоронения и обретение останков производить в присутствии епархиальной комиссии, учрежденной епархиальным архиереем после получения благословения Патриарха Московского и всея Руси, в присутствии представителей Синодальной комиссии по канонизации святых.
- О состоявшемся вскрытии, независимо от результата, епархиальным архиереям надлежит рапортом сообщать Патриарху Московскому и всея Руси.
К сожалению, несмотря на ясные требования документов, продолжается процесс стихийного обретения мощей в епархиях с нарушением всех пунктов принятых постановлений. Навести порядок в этом вопросе едва ли не труднее, чем наладить систематический сбор исторических и архивных материалов на местах с участием профессионалов.
Синодальной комиссией по канонизации святых в последние годы подняты также общие вопросы, связанные с канонизацией и почитанием святых:
– Поручение Архиерейского Собора 2011 г. о разработке дополнений к именованию новомучеников и исповедников Российских.
– О разработке списка дней обретения мощей новомучеников.
– О списке имен новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить бденные, полиелейные и славословные службы.
Следует отметить, что начиная с 2009 г. Комиссия ежегодно проводит секцию Рождественских чтений «Прославление и почитание святых», на которой представлены доклады общего характера, посвященные проблемам канонизации (игумен Дамаскин Орловский, прот.Максим Максимов, прот. Владислав Цыпин, Зинаида Петровна Иноземцева, к.и.н., ВНИИДАД), а также доклады по вопросам прославления конкретных святых (прот. Олег Митров, В.Н. Звягин, Е.С.Полищук и др.)[25]. По итогам работы секции каждый год издается сборник докладов.
Текущие вопросы работы Комиссии:
– Подготовка вопросов о соборах епархиальных святых (за последние пять лет были утверждены Соборы Симбирских святых, Молдавских святых, Пермских святых, Омских святых, Валаамских святых, Казанских святых, Брянских святых).
– Подготовка определений о включении в русский месяцеслов святых, канонизированных Поместными Церквями (9 святых, пострадавших в оккупации и канонизированных Константинопольским Патриархатом; преп. Никифор Прокаженный, канонизированный Константинопольским Патриархатом).
– Подготовка решений об общецерковном почитании местночтимых святых (преп. Далмат Исетский)
– Подготовка к прославлению новых подвижников в лике святых (прот. Иоанн Домовский, священники И. Талантов и К. Верецкий от Донской епархии; митрополит Гавриил Бонулеску-Бодони; блаженный Максим Верхотурский; архиепископ Серафим Соболев).
Решению вопросов о согласовании месяцесловов Русской Церкви в Отечестве и в РПЦЗ посвящена деятельность специальной Рабочей группы, образованной Священным Синодом[26], в которую входят и члены СККС. Эта работа содействует дальнейшему сближению отечественной и зарубежной паствы, возгревает радость общения и взаимное доверие.
После очередного совещания Рабочей группы под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Патриарших палатах Троице-Сергиевой лавры 7 октября 2015 года была проделана значительная работа по изучению исторических материалов о жизни и страдании доктора Евгения Сергеевича Боткина (+1918, память 4/17 июля), об архипастырском подвиге святителя Ионы Ханькоуского (+ 1925, память 7 / 20 октября), ранее канонизированных в РПЦЗ, священномученика иерея Митрофана и иже с ним пострадавших в Китае (+1900, память 10 / 23 июня), прославленных к местному почитанию Указом Святейшего Синода Православной Российской Церкви № 2874 от 22 апреля 1902 г. (местное почитание китайских мучеников было утрачено в Китае и в Советском Союзе, но возобновлено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 апреля 1997 г.). После революции почитание китайских мучеников продолжалось в храмах РПЦЗ. Синодальная комиссия по канонизации святых не нашла препятствий для общецерковного почитания этих прежде местночтимых святых, учитывая, что их почитание распространено гораздо шире, чем это обычно бывает в отношении местночтимых святых.
К Архиерейскому собору 2–3 февраля 2016 г. был тщательно собран и изучен весьма большой биографический материал о жизни и подвиге святительского служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Огромное народное почитание святителя в Болгарии, где прошла вторая половина его жизни, поставило вопрос о прославлении владыки Серафима в лике святых. Заключительным этапом в долгой подготовке этой канонизации стала работа Двусторонней Комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) и митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном. Комиссия не нашла препятствий к прославлению святителя Серафима в лике святых, что позволило включить этот вопрос в повестку дня Архиерейского собора[27].
Одна из наиболее актуальных современных проблем канонизации святых связана с неизбежным появлением ошибок в проводимых исследованиях.
Исследования, необходимые для канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в основном состоят в изучении архивных документов репрессивных органов, что связано со значительными трудностями. Синодальная комиссия по канонизации святых столкнулась с целым рядом сложных проблем: 1) ограничения в получении самих документов; 2) специфика этих документов, связанная с их происхождением и требующая большого опыта для их адекватного прочтения; 3) искаженность, неполнота и в значительной мере закрытость информации, содержащейся в них.
Опыт работы и объем информации, необходимой для того, чтобы ориентироваться в этом материале, накапливались постепенно. Также не сразу выработался исследовательский подход, методы расшифровки и интерпретации ставших доступными документов. Весьма часто материалы, касающиеся одного и того же репрессированного, находятся в разных делах и даже в разных регионах страны, порой в архивах стран СНГ. В связи с этим Синодальная комиссия по канонизации святых в течение всего периода своей работы уточняет биографические данные новомучеников, т.к. при изучении материалов прежде неизвестных персоналий нередко обнаруживается новая информация, касающаяся лиц, чьи дела были исследованы ранее.
Прославление новомучеников в лике святых совершается, как правило, на основании их мученического подвига, а не в силу их народного почитания, которое в большинстве случаев не могло сложиться в виду отсутствия информации, появляющейся только в ходе исторических и архивных изысканий. Огромный объем исследовательской работы в связи с множеством персоналий и большими трудностями, по независящим от нас причинам сопутствующими исследованиям в этой области, неизбежно сопровождается ошибками, неточностями, большими или меньшими упущениями (следует напомнить, что такого рода ошибки случались неоднократно и раньше). В ходе продолжающихся исследований по выявлению имен в составе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, прославленного на Юбилейном архиерейском Соборе 2000-го года, иногда появляется информация, компрометирующая прежде уже названных в составе Собора новомучеников и исповедников лиц.
Каноны в истории всегда пересматривались, корректировались и в нужных случаях отменялись, и есть исторические примеры, когда приостанавливалось почитание святого (например, Анны Кашинской). Решение об изъятиях некоторых имен из календаря требуют, конечно, тщательной и кропотливой дополнительной исследовательской работы.
Канонизация – это Деяние Церкви, сутью которого является богослужебное прославление святого на земле, когда в Церкви созревает уверенность в том, что этот святой уже прославлен у Бога, т.е. принят в Царствие Божие, как, например, благоразумный разбойник или апостолы, Иоанн Предтеча и т.д. Если такая уверенность в силу какой-то новой информации поколебалась, может потребоваться приостановление или прекращение богослужебного прославления. Ведь часто приходится оставлять на Божий суд не ясное на земле дело. Может случиться, что народ церковный своим почитанием утвердит церковную канонизацию (как, например, в случае с Анной Кашинской); либо канонизированный ранее святой забудется – никто не будет ему молиться, никто не будет помнить его жития и подвиги, никто не станет служить в день его памяти. В этом последнем случае «деканонизация» по факту произойдет сама собой.
Постепенно, во времени прояснится истина. Так в Церкви обстоит дело со многими вопросами. Мы – православные не претендуем на обладание абсолютной истиной по всем вопросам «здесь и сейчас». Истина открывается Церкви и становится известной церковному народу во времени, иногда совсем не быстро. Ошибки возможны, но они потом могут быть исправлены.
Настоящий обзор хотелось бы завершить призывом ко всем, кто желает скорейшего прославления наших святых:
Давайте вместе развивать наши исследования с должным профессионализмом и серьезностью. Будем глубже изучать новейшую историю своей Церкви и страны. Будем собирать исторические документы, материалы, фотографии, письма, воспоминания, разыскивать в архивах все доступные сведения. Будем также внимательными к принятым нашей Церковью решениям, чтобы послушно выполнять их.
Список источников:
Поместный Собор Русской Православной Церкви // Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии. 1990.
ЖМП за 1970—2014 гг.
Канонизация святых в ХХ веке. Изд-во Сретенского монастыря. М., 1999.
Собрание документов Русской Православной Церкви. Изд-во Московской Патриархии. М., 2014. Т. II. Ч. 1.
Сайт Синодальной Комиссии по канонизации святых http://kanonkom.ru/
Архив Синодальной Комиссии по канонизации святых.
[1] ЖМП. 1970. №7. С. 4.
[2] ЖМП. 1978. №1. С. 7.
[3] ЖМП. 1978. № 4. С. 2.
[4] ЖМП. 1979. № 4. С. 23-24.
[5] Поместный Собор Русской Православной Церкви // Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии. 1990. С.126–147.
[6] Поместный Собор Русской Православной Церкви // Троице-Сергиева Лавра, 6-9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии. 1990. С.22.
[7] ЖМП. 1989. №7. С.11–12.
[8] К соборному прославлению мучеников и исповедников ХХ века в Русской Православной Церкви // Канонизация святых в ХХ веке. Изд-во Сретенского монастыря. М., 1999. С. 8-10.
[9] Журнал №4 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 16 февраля 1999 г. // Канонизация святых в ХХ веке. Изд-во Сретенского монастыря. М., 1999. С. 11.
[10] ЖМП. 1999. №5. С.7.
[11] ЖМП. 2000. №9. С. 56–72.
[12] Журнал №71 Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июля 1989 г. // ЖМП. 1989. №10. С.4.
[13] Журнал №32 Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 1993 г. // Собрание документов Русской Православной Церкви. Изд-во Московской Патриархии. М., 2014. Т. II. Ч. 1. С. 33–34.
[14] Журнал №80 Священного Синода Русской Православной Церкви от 1-2 октября 1993 г. // Собрание документов Русской Православной Церкви. Изд-во Московской Патриархии. М., 2014. Т. II. Ч. 1. С. 34–36.
[15] ЖМП. 2000. №9. С.65–67.
[16] Журнал №104 Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 г. // Собрание документов Русской Православной Церкви. Изд-во Московской Патриархии. М., 2014. Т. II. Ч. 1. С. 48.
[17] Журнал №65 Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2010 г. // ЖМП. 2010. №8. С. 6.
[18] Журнал №107 Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 октября 2014 г. // ЖМП. 2014. №11. С. 10.
[19] Журнал №121 Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2011 г. // ЖМП. 2011. №11. С. 9.
[20] Журнал №28 Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 г. // ЖМП. 2013. №4. С. 23.
[21] ЖМП. 1998. №11. С. 4–5.
[22] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 февраля 2011 г. // ЖМП. 2011. № 3. С. 49.
[23] Журнал № 121 Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 г. // ЖМП. 2011. №11. С. 9.
[24] Журнал № 94 Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 октября 2012 г. // ЖМП. 2012. №11. С. 7.
[25] См. на сайте Комиссии http://kanonkom.ru/docs/kategorii-dokumentov/rozhdestvenskie-chteniya.html.
[26] Журнал № 73 Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 г. // ЖМП. 2008. №11. С. 18. Координация работы группы поручена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
[27] На заседании Архиерейского Собора 3 февраля 2016 г. архиепископ Серафим был единогласно прославлен в лике святых.