20 января в рамках III Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций провёл круглый стол «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Открывая дискуссию, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов напомнил, что 2015 год — юбилейный: празднуется 70-я годовщина победы в Великой Отечественной войне, — и отметил символичность проведения цикла религиозных мероприятий на текущей неделе, начавшейся с крупного православного праздника — Крещения Господня.
Заместитель Председателя Государственной Думы Андрей Исаев подчеркнул важность сотрудничества Русской Православной Церкви и государства для решения нескольких блоков задач. «Гуманитарное сотрудничество — одно из главных направлений. Оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, относится к приоритетам и Церкви, и государства. Русская Православная Церковь принимала активное участие в общественном обсуждении законопроектов о социальном обслуживании, о пенсионном обеспечении, о защите семьи и детей, которые сейчас уже приняты и вступили в силу. Не менее важно сотрудничество в культурной сфере, в патриотическом воспитании граждан, в сохранении традиционных духовных ценностей России, её культурно-исторического богатства, в пропаганде здорового образа жизни, в популяризации миротворчества», — перечислил депутат. Он также пообещал, что парламентарии будут приглашать к участию в подготовке законодательных изменений представителей конфессий, учитывать их мнения при принятии политических решений.
Исаев напомнил, что идеологическая устойчивость, верность исконным традициям характерны для русского народа, что проявилось в том числе в годы Великой отечественной войны: «Лидеры немецкого национал-социализма пытались преподнести советскому народу, пострадавшему от репрессий 37-го года, свою доктрину как демократическую, позиционировали себя как покровителей и освободителей. Но их «заигрывания» были с негодованием отвергнуты».
Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий рассказал о возврате религии в культурно-идеологическойепространство России в годы Великой Отечественной войны, об укреплении её позиций. По его словам, вера в Бога играла роль не только источника духовных сил для граждан, но и консолидирующего фактора. Он также привёл пример, когда церковная атрибутика напрямую помогала людям на фронте: «Известны случаи, когда пули попадали в нательные иконки или образки, что спасало жизни их обладателей».
Президент Международного общественного Фонда единства православных народов Валерий Алексеев рассказал о полифункциональном участии церкви в Великой Отечественной войне, о многостороннем вкладе в победу: «Священнослужители трудились в тылу и на поле боя. Кто-то собирал пожертвования на строительство танков и боевых самолётов. Кто-то надевал гимнастёрку и брал в руки оружие: Патриарх Пимен, Константин Нечаев — думаю, эти имена известны многим. Кроме того, Церковь укрепляла моральную силу русских людей». Также эксперт проследил основные клерикальные события военного времени, особо отметив роль Поместного Собора, состоявшегося 10 апреля 1945 года.
«Православие не подразумевает пацифизма», — заявил Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он интерпретировал некоторые библейские постулаты, пояснив, что отождествление веры в Бога и непротивление злу несостоятельно, размежевал понятия «врагов»: «Христос призывает подставлять вторую щёку для удара личному врагу. Врагами Бога нужно гнушаться. А врагов Отечества должно поражать, сокрушать. Бог с воюющими тогда, когда они отстаивают право жить по своей вере, сохранять свободу и суверенитет своей страны», — подытожил священник.
Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Моисеев провёл экскурс в историю: «В первый день войны Патриарший местоблюститель, Митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился к народу с Посланием, в котором призвал вспомнить славных предков, святых вождей православной земли, не сдаваться и не падать духом, обнадёжил: «Господь нам дарует победу!» Эта речь стала поистине символом силы русского духа». По его мнению, религия стала нравственным условием победы.