Туголуков Денис Александрович, руководитель сектора катехизации
|
«Реализация курса «Православные истоки казачества» в воскресной школе для детей»
Доклад в рамках секции-вебинара «Практика преподавания факультативного курса “Православные истоки казачества” в воскресных школах Русской Православной Церкви для детей»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
29 января 2019 г., Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Уважаемые коллеги, приветствую вас на нашем мероприятии!
Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, воцерковление казачества сегодня является одной из приоритетных задач Церкви, которая реализуется по многим направлениям, в том числе и в деятельности воскресных школ при приходах Русской Православной Церкви. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха в 2016 г. профильный Синодальный комитет разработал курс «Православные истоки казачества». При содействии Синодального ОРОиК в 2017-2018 учебном году курс прошел успешную апробацию в регионах проживания казаков.
Сегодня данный курс рекомендован как дополнительная дисциплина воскресной школы, предназначенная для детей 11–13 лет[1].
Каковы особенности реализации этого курса?
Прежде всего, курс должен быть интегрирован в общую программу воскресной школы в соответствии с новыми требованиями Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. В рамках этого курса должна создаваться пространственно-предметная среда, в которой реализуется основная цель воскресной школы – воцерковление ребенка. В нашей программе данная цель достигается через изучение истории, культуры и быта российского казачества в контексте Православия, то есть приобщение к традиции казачества осуществляется через приобщение к традициям Православия.
«Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на вопрос, что же такое казачество, сказал: «Это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни». Но что же лежало в основе, в самом сердце образа жизни и системы воспитания казака? «Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству». Вера была крепким фундаментом, на котором зиждилось всё здание. Именно она позволяла казаку преодолевать все трудности жизни, с которыми он сталкивался»[2].
Воскресная школа должна давать ребенку понимание того, что казачество и Православие взаимосвязаны, что Господь освящает жизнь казака от его рождения до смерти. Все его успехи в военном деле, материальном благополучии, здоровье, семье связаны с верой в Бога. Казаки во имя этого жили, вера составляла основу их бытия, миропонимания и мироощущения. Можно говорить о специальном менталитете казачества, который в значительной степени сформирован Православием.
Понятно, что в разных казачьих сообществах процесс воцерковления сегодня идет очень непросто.
Обновленный Стандарт для воскресных школ дает нам оптимальные возможности для решения сложных проблем воцерковления молодых казаков. Сегодня воскресная школа понимается как форма передачи опыта веры от взрослых детям или попечение прихода о воцерковлении и духовно-нравственном развитии детей, приобщение их к духовному опыту Церкви. Такой подход кардинально меняет формы, методы, приемы работы с детьми и молодежью на приходах – приоритетными становятся активные формы вовлечения их в жизнь прихода (совместная молитва, совместное постижение вероучительных знаний, которые должны «складываться» в личный духовный опыт, совместный со взрослыми труд, благоустроение прихода, окружающей его территории, совместные дела милосердия и заботы, социального служения, для казаков – приобщение к традициям казачества, военно-патриотическая подготовка).
Отсюда уклад приходской общины для казаков как взросло-детской общности должен создавать условия для возрождения православного образа жизни казачьей семьи. Приходская община в целом должна стать:
– во-первых, благорасположеннной к детям и их семьям;
– во-вторых, приходская среда должна быть духовной и благочестивой, чтобы ребенок видел образцы добродетельной жизни взрослых, их искреннюю веру, и чувствовал любовь и заботу о себе;
– в-третьих, у священнослужителей, прихожан (родителей) и сотрудников храма которые задействованы в работе воскресной школы, должны быть согласованы цели и задачи по воцерковлению детей и молодежи, требования к их жизнедеятельности на приходе.
Для этого на приходе создается особое пространство для детей, в рамках которого организуется:
– помощь родителям в подготовке детей к таинствам сообразно возрасту;
– постоянная работа с семьей;
– совместный труд взрослых и детей по благоукрашению храма, подготовке праздников и знаменательных событий.
Работа по реализации курса базируется на понимании и принятии педагогом воскресной школы необходимости формирования у детей личного духовного опыта (и на это обращается особое внимание взрослых[3]), и православной системы взглядов, мировоззрения казака как православного воина.
Содержательные линии программы (курса) отражают православный характер казачества.
1) православная вера – основа духовных традиций казаков, где раскрывается вера казаков через православный образ жизни казаков, почитание икон, святых и святынь, строительство храмов и др. Дети знакомятся:
– со святыми из казачьего рода, святынями, иконами, святыми, которых особо почитают казаки;
– историей храмов региона, построенных по инициативе казаков или с их участием, казачьими монастырями, жизнью героев-казаков, атаманов, которые в этом участвовали;
– общинной жизнью храма, пониманием иерархичного устройства Церкви и казачьего общества, семьи как малой Церкви;
– необходимостью освящения жизни молитвой, начиная с домашнего (семейного) правила и заканчивая участием в общей молитве — богослужении;
2) христианские основы традиций, обрядов и семейного уклада казаков, где подчеркивается связь христианской веры с повседневной жизнью российского казака. Здесь было бы уместно раскрыть:
– значение труда в жизни казака и его освящения молитвой;
– отношение казака к богатству, милосердию и состраданию – воспитание добродетелей как семейная (общинная) традиция (честь, достоинство, верность слову, казачья дружба – душу отдать за «други своя» – казачье братство);
– отношение к старшим, институт наставничества у казаков;
– православные праздники, особо почитаемые у казаков, семейные пасхальные казачьи традиции, народные традиции праздников, привязанные к этапам сельскохозяйственного года;
– распределение обязанностей в казачьей семье,
— домашний иконостас, особое почитание икон как семейная традиция;
– отношение к смерти, поминальные традиции казачества;
3) христианский подвиг защиты Отечества и православных жителей окраин.
– участие казаков в защите границ России, ратные подвиги казаков;
– христианская нравственность в отношении казаков к военной службе, православный взгляд на войну;
– войсковые православные праздники, воинская присяга, молитва воина, православные воинские традиции и обряды;
– казачий духовник и войсковое священство.
Педагог воскресной школы должен включать в беседы (занятия с детьми) материал, отражающий современное состояние казачества и участие Церкви в его возрождении.
Реализация курса «Православные истоки казачества», как обязательную составляющую, должна включать в себя практико-ориентированные занятия в следующих формах:
– посещение казачьего храма, участие в крестном ходе, творческие работы на тему строительства станичных церквей;
– составление генеалогического древа, поиск православных ценностей в казачьих пословицах и поговорках, разучивание казачьих песен;
– встречи с казаками, экскурсии по тематическим музеям, участие в реконструкциях сражений, обучение езде на лошади, обращение с шашкой, посещение соревнований казаков.
Практико-ориентированные занятия могут выстраиваться на основе форм и методов музейной педагогики, духовного краеведения. Это – поисковые занятия, работа в архивах, исторические реконструкции, работа с документами, создание собственных архивных материалов, «семейных архивов», альбомов, создание исторических портретов, видео-материалов, документальных фильмов и др.
Для раскрытия таких связующих моментов и понимания церковного взгляда на значимые для казачества содержательные стороны педагог может использовать:
– Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви, где, в частности, содержатся главы «Труд и его плоды», «Война и мир»;
– сборники материалов, которые ежегодно публикует Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством;
– специальные программы по воцерковлению детей из казачьих семей и кадет.
[1] Как правило, родители детей хотят, чтобы их ребенок приобщался к исконным традициям и укладу жизни православного казачества. Возможно, что сами родители имеют отношению к казачеству или желают, чтобы его ребенок узнал больше об истории родного края, который тесно связан с казачеством.
[2] Матюхина Е. А. Роль православия в воспитании казачьей молодежи. Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: материалы Седьмой Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Москва: СЛ-Принт, 2018.
[3] Или хотя привитие интереса, который будущем даст свои результаты.